Перспектива 3 класс Конспект урока чтение «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Характеристика героев произведения»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Козлова Наталия Владимировна

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

литературное чтение

Выполнила студентка 46 гр.        

Козлова Наталия                        

Проверила: Палченкова В. В.

Отметка:                                

                                                                                                                                                                            Дата: 18.02.16                                

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «б»

Тема урока: «А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Характеристика героев произведения»

Цели урока: обучение составлению сравнительной характеристики героев с опорой на текст, произведения; развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста; воспитание интереса к чтению, любви к книге, способности сопереживать.

Планируемые результаты:

  • Предметные: определять в тексте предложения, характеризующие героев; самостоятельно давать характеристику героям произведения, сравнивать их, выявлять их особенности, оценивать поступки; выразительно читать стихотворный текст; осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения.
  • Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок комплексного использования знаний.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Перспектива. «Просвещение» 2013; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе начались уроки.

Мы не будем тратить время зря,

И приступим все к работе.

- Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво.

Настраиваться на предстоящую работу.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Практический:  

работа с учебником.

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

8 мин.

Актуализация опорных знаний:

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Весь мир состоит из противоречий, постоянное и изменчивое сплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире великие ценности, рождённые величайшими гениями и выросшие из народных корней.

- О каком из русских гениев мы с вами будем сегодня говорить?

- Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки Александра Сергеевича Пушкина. А вы?

- Какую сказку великого русского поэта вы изучали на предыдущих уроках? ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди") 

- Тогда прочтите понравившиеся вам отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите, почему вам понравился тот или иной отрывок. (Оценивание чтения, 2-3 человека)

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Строить речевые высказывания.

Читать отрывки из сказки.

Объяснять свою точку зрения.

Регулятивные -

постановка учебной задачи.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником; работа со схемой.

Иллюстративный: работа с иллюстрацией на слайде.

15 мин.

- Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из

самых известных картин к этому произведению является «Царевна Лебедь». Её вы можете увидеть на слайде.

- Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками. Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.

- Врубель долго искал образ девичьей красоты  юной царевны, образ прекрасный и загадочный.  Как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди  в сказке? (добро)

- Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что царевна Лебедь олицетворяет добро.

- А кто олицетворяет зло в этом произведении? ( коршун)

- Найдите в сказке предложения, из которых мы можем понять, что Коршун олицетворяет зло.

- Как вы думаете, какой образ в этой сказке олицетворяет хитрость, коварство и зависть? (ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)

- Найдите в сказке строчки, которые это доказывают.

- Ребята, назовите главных действующих лиц сказки. (Царь Салтан, царица - мать, Гвидон, царевна Лебедь, ткачиха, повариха)

- А сейчас обсудите в парах, какие человеческие качества они проявляют.

- Теперь я раздам вам листочки, на которых нарисованы таблицы. В этих таблицах вам нужно дописать к каждому герою, одно человеческое качество.

- Зачитайте и объясните свои ответы. (3-4 человека)   

Слушать учителя.

Рассматривать иллюстрацию на слайде.

Воспринимать речь учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Участвовать в беседе.

Искать ответы в учебнике.

Строить речевое высказывание.

Выполнять задание учителя. Объяснять свои ответы.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

строить речевое высказывание в устной форме.

Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали.  Давайте выполним физминутку.

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные- установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником.

15 мин.

- Ребята, а как бы вы описали характер царя Салтана? (Простой, доверчивый, добрый, милосердный, вспыльчивый, любящий, гостеприимный)

- Докажите, почему вы охарактеризовали его именно так?

- А каков молодой князь Гвидон? (Справедливый, осторожный, любящий, сильный, гостеприимный, вспыльчивый)

- Докажите, приведя факты из сказки.

- Что объединяет Салтана и Гвидона? (Доброта, гостеприимство, любовь)

- А каковы главные отличительные черты характера отца и сына? (Царь -доверчивый, царевич - осторожный)

- Кто из героев сказки вам особенно понравился? Почему?

- А автору?

- В чём отражается симпатия автора к Гвидону? (Автор прославляет Гвидона начиная с названия произведения)

- Ребята, в начале урока вы мне зачитывали понравившиеся отрывки из сказки.

- Сказка просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и сказать, в каком месте сказки вы особенно переживали за ее героев.

- Найдите и ещё раз про себя прочитайте эти отрывки.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали

 сказку А.С. Пушкина, но открыли для себя что-то новое.

- А закончить наш урок я хочу стихами поэта Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал - без перевода.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Доказывать свою точку зрения.

Приводить факты из сказки.

Находить отличительные черты героев сказки.

Слушать учителя.

Строить речевые высказывания.

Участвовать в беседе.

Перечитывать отрывки сказки.

Слушать учителя.

Слушать стихотворение.

Воспринимать речь учителя.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

3 мин.

- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.

- Чему нас учит сказка А.С.Пушкина?

- Какие нравственные уроки дает А.С. Пушкин?

- Убедил ли нас А.С.Пушкин, что главное в жизни - семья, любовь?

- Давайте вспомним цели урока.

- Можно ли сказать, что мы добились целей?

- Что вы узнали нового?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Продолжить чтение сказки.

Записывать Д/З

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" УМК "Перспектива"

Цель: формирование читательской компетенции в процессе изучения произведения А.С.Пушкина «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной ца...

Конспект урока литературного чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс Н.А. Чуракова)

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве А.С. Пушкина; ознакомление с художественным произведением «Сказка о цар...

Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся посредством изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...».Планируемые результатыПредметные:1) знать биографичес...