Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Казакова (Желнова) Валерия Сергеевна

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Виталий Валентинович Бианки- Первая охота" 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.v.bianki.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Виталий Валентинович Бианки- Первая охота»

Цели деятельности учителя: -Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.

- Развивать умение анализировать рассказ.

- Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

- Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.

- Воспитывать любовь и бережное отношение  к родной природе.

Личностные:

-выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа;

-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

-проявлять фантазию и творческие способности.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс,  2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация

Этап урока
Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

1 мин

 Ребята, настал новый урок. Улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Представьте что вы в лесу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

- Возьмите в руки смайлики и покажите, какое у вас настроение перед уроком.

– Проверь, мой маленький дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке:

 Книжки, ручки и тетрадки?

 Проверили? Садитесь!

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Проверять готовность рабочего места

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

К: слушать и понимать речь других

Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений

Словесный – строят речевое высказывание

5 мин

5 мин

 - Начать наш урок литературного чтения я  хотела бы начать словами Михаила Михайловича Пришвина – русского писателя, автора многих произведений о природе:

 «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!»

    - Как вы понимаете это высказывание? Что, значит, охранять природу?

   - Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

Сегодня нас приглашает в гости  человек, который обладал этим волшебным даром, а как его зовут, вы узнаете сами.

Прочитайте через букву, начиная со второй

А В П И Т Р А Д Л Т И В Й          Р Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц

Правильно это Виталий Бианки.  

Посмотрите на доску (На  доске портреты писателей:  Толстой, Ушинский, Чуковский, Бианки.)

- найдите портрет писателя,  назовите имя, отчество, фамилию человека к которому сегодня на уроке мы отправляемся в гости. Используйте запись на доске. (Виталий Валентинович Бианки).

Воспринимать речь учителя

Обосновывать свои догадки

Поддерживать учебный диалог

Читать имя писателя

Работать с портретами

П: формулировать ответы и выводы

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу

К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

физминутка

5 мин

1 мин

- Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова на карточках, которые лежат у вас на партах, и распределите их на четыре равные группы, работаете в паре.

(лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия)

    (В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ласточка - это названия птиц. Третью группу составляют слова сосна, липа. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василёк,  лилия - это названия цветов.)

 - Подумайте, а на  какие две группы можно разделить эти слова и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?

(Можно объединить  слова лиса, кабан, ворона, ласточка   - это животные. Можно объединить слова сосна, липа, василёк,  лилия  - это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)

- Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа). 

    - Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.

    - Название произведения Виталия Бианки, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, вы определите сами. Для этого заполните правильно кроссворд.

(павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула)

    - Как называется это произведение?(«Первая охота»). 

    - Какова же тема урока? (Виталий Бианки «Первая охота»).

    - Ребята, а чему мы сегодня должны научиться, с чем или с кем познакомиться? Для своих ответов воспользуйтесь моими подсказками.

1. Мы познакомимся с творчеством …  и его произведением …

2. Научимся правильно, выразительно …

3. Отвечать на …, выполнять …

Глядя на портрет,  В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком?

 Биография писателя.

В. Бианки (1894 -1959) родился в Петербурге. Природу любил с детства. Эту любовь ему привили родители. Отец был ученым — орнитологом, изучал птиц и их повадки. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню. Маленькому мальчику, каким в то время  был В. Бианки, нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему одни животные строят домики на деревьях, другие на воде или под водой. Когда он повзрослел, интересные наблюдения отразил в своих многочисленных книгах.

– Читая произведения В. Бианки можно узнать много о повадках, образе жизни животных.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

А теперь встанем и немного разомнемся.

Работать с карточками

Делить слова на группы

Говорить о чем писал Бианки

Называть одним словом, все, что нас окружает

Разгадывать кроссворд

Находить название произведения

Формулировать тему и цели урока

Знакомиться с биографией

Поддерживать учебный диалог

Знакомиться с произведением

разминаться

К: слушать и понимать речь других

К: знать ранее изученные правила

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

П: анализируют объекты

К: слушать и понимать речь других

П: формулировать ответы и выводы

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

К: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

Л:ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение произведения

Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы

10 мин

10 мин

Работа по учебнику.

– Назовите животных, которых видите на странице учебника.

– Почему художник именно этих животных разместил на странице?

– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”.

– Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

Первичное восприятие текста.

(слушают запись рассказа)

-У кого предположения оправдались?

-Назовите героев произведения. (щенок и ящерица)

- А каким вы себе представляете этого щенка?

    (Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).

-Что произошло со щенком?  (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

– А вы знали о такой особенности ящериц?

- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).

-Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

 Вторичное восприятие текста.

  1)   - Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

     - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

     - Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).

     - Что сделал щенок, когда увидел ящерку?(Щенок подкрался и схватил её за хвост).

     - Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

  2)   - А теперь снова выполним задание. Возьмите таблички со словами действиями, обсудите в группе и расположите по порядку.

1 и 3 группа – разложите по порядку слова действия, которые выполняла ящерица.

 (сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила)

2 группа – а  вы разложите слова действия, которые выполнял щенок

(подкрался, ухватился, фыркнул, бросил)

     - А теперь проверим работы. 

  3)   -  Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).

- Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

     - Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).

     - Какие действия были правильными?(Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).

     - Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост). 

     - Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).

      - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.

 Поисковая деятельность в парах.

- Нарисуйте словесную картину, на которой изображен щенок с хвостом в зубах.

В зарисовке отобразите по порядку следующее: поза щенка, голова, уши, рот, выражение глаз (щенок стоит на четырех лапах. Голова опущена. Уши висят. Во рту он держит небольшой серебряный хвостик ящерки. Он не понял, что случилось, поэтому в его глазах растерянность и изумление.)

 Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?

Сколько раз автор в тексте употребляет слово щенок? (2)

Сколько раз автор в тексте употребляет слово ящерка? (3)

Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка.  Выберите из  данного списка нужные слова и подчеркните.

Сидела, ухватился,  фыркнул,  закрыла,  грелась,  извернулась,  оставила, бросил, подкрался.

- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

Работать по учебнику

Называть животных

Высказывать свои предположения

Слушать аудиозапись

Поддерживать учебный диалог

Читать вслух произведение

Выборочно читать

Выполнять задание

Работать с табличками

Читать текст с хлопками

Читать часть текста

Рисовать словесную картину

Зарисовку отображать по порядку

Рассматривать иллюстрацию

Анализировать героев

П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

К: аргументировать свое мнение

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

К: аргументировать собственное мнение

П: строить речевые высказывания в устной форме.

Р:

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Домашнее задание

1 мин

 

 - Придумайте загадки или стихи о героях рассказа.

- Нарисуйте любимого героя.

 

Записывать задание на дом

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

2 мин

 - Понравился вам урок? Что нового узнали? Чему научились? Что было самым интересным на уроке?

- Поможет вам ответить на вопросы, небольшая подсказка.

- Я для себя сделал открытие…

- Меня удивило…

- Оказывается, что…

-Покажите, с каким настроением вы уходите с урока. Почему? (смайлики)

Подводить итоги урока

Оценивать свое эмоциональное состояние

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс

конспект урока по литературному чтению "В гостях у колокольчиков: звучащие стихи" 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по литературному чтению "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме "Оценка достижений" по разделу "Русские писатели" - 2 класс Школа России ФГОС. Показана групповая работа и работа в парах. Итогом является тест по раздел...

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин. Ребята и утята. 2 класс.

Конспект урока по литературному чтению. М.М. Пришвин.   Ребята и утята.   2 класс....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению по теме: "В.В. Бианки "Мышонок Пик"

Предмет: Литературное чтениеКласс:  3Тема: В.В.Бианки «Мышонок Пик», составление плана к рассказу.Цели урока: познакомить с творчеством и произведениями В. В. Бианки; способствовать развитию навы...