Олимпиада по литературному чтению, 4 класс
олимпиадные задания по чтению (4 класс) на тему

Булатова Галина Каратайевна

Представлен материал для проведения школьного тура олимпиады по литературному чтению в 4-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass_shkolnyy_tur.rar24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературному чтению

Школьный тур

ФИ____________________________                                             Класс ______________  

1. Из жизни писателей.

а) Она училась в хореографическом училище и могла бы  стать балериной. Но однажды на выпускном концерте Анатолий Васильевич Луначарский, народный комиссар культуры, услышал, как она читает свое стихотворение, и посоветовал ей всерьез заняться литературой и писать веселые стихи. После нее осталось полтора миллиона книг на 86 языках, замечательные стихи, которые вы помните с детства и которые будете читать своим детям.  Агния Львовна Барто

б) Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки познавательны: «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя.   Виталий Валентинович Бианки

в) Русский писатель, придумавший себе анаграммный  псевдоним Нави Волырк. Иван Андреевич Крылов

г) Этот автор родился в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. Он мог стать священником, но стал учителем русского языка. Смолоду интересовался уральским фольклором. Свои литературные произведения он назвал сказами.  Павел Петрович Бажов

д) Родился будущий писатель 29 января 1860 года, в семье хозяина молочной лавки. Он рано начал увлекаться театром и литературой. Выучившись на врача, он не бросил писать рассказы, повести и пьесы для театра. В истории мировой культуры он навсегда остался мастером короткого рассказа. Его пьесы и в наше время не сходят со сцены театров многих стран, а книги издаются почти на всех языках мира. У писателя нет специальных «детских» произведений, но кто из ребят не знаком с Каштанкой, Белолобым, кто не помнит Ваньку Жукова, пишущего письмо на деревню дедушке?  Антон Павлович Чехов

(По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально – 5 баллов.)

2. Прочитай стихотворение В. Степанова «Воробей».

Какие средства художественной выразительности использует автор? Подчеркни, запиши.

Заглянула осень в сад –

Птицы улетели. (метафора, олицетворение)

За окном с утра шуршат  (метафора)

Жёлтые метели.  (эпитет)

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,  (метафора, олицетворение)

А запеть – стесняется.  (метафора, олицетворение)

(По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально – 5 баллов.)

3. Соотнеси автора и название произведения.

1) Сергей Аксаков                                А) «Р.В.С.»

2) Валентин Катаев                        Б) «В стране невыученных уроков»

3) Аркадий Гайдар                                В) «Путешествие «Голубой стрелы»

4) Сергей Алексеев                        Г) «Сказка о потерянном времени»

5) Лия Гераскина                                Д) «Королевство кривых зеркал»

6) Джанни Родари                                Е) «Аленький цветочек»

7) Виталий Губарев                        Ж) «Серебряное копытце»

8) Евгений Шварц                                З)  «Сын полка»

9) Сергей Михалков                        И) «Рассказы о Суворове и русских солдатах»

10) Павел Бажов                                К) «Праздник непослушания»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

З

А

И

Б

В

Д

Г

К

Ж

(По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально – 10 баллов.)

4. По началу  произведения определи его жанр:

а) Если хочешь пить, то колодец копай.

    Если холодно станет, то печь истопи.

    Если голоден, то испеки каравай.

    Если ты одинок, то чуть-чуть потерпи.   стихотворение

б) Жили-были медведь и лиса. У медведя в избе на чердаке была припасена кадушка меду. Лиса про то сведала. Как бы ей до меду добраться?   сказка

в) Из далека-далеча чиста поля,

    Выезжал старый казак да Илья Муромец.   былина

г) Голодная кума Лиса залезла в сад;

    В нем винограду кисти рделись.

    У кумушки глаза и зубы разгорелись.   басня

д) Возле нашего дома появилась афиша, такая красивая и яркая, что мимо нее невозможно было пройти равнодушно. На ней были нарисованы разнообразные птицы и написано: «Показ певчих птиц».  Рассказ

(По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально – 5 баллов.)

5. Вспомни русскую пословицу, смысл которой похож на следующие пословицы народов мира. Запиши её.

1) Пика не кладется в мешок. ( Польша)

Шила в мешке не утаишь.

2) Молчаливый рот – золотой рот. (Германия)

Слово – серебро, молчание – золото.

3) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам)

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4) Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

В тихом омуте черти водятся.

(По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально – 4 балла.)

6. Соотнеси выражение и его значение:

1) Стоит по горло в воде, а пить просит.                        а) трудолюбие        

2) Уплыли годы, как вешние воды.                                 б) старость

3) Дома как хочу, а на людях как велят.                         в) зависть, жадность

4) Чему быть, того не миновать.                                      г) приличие

5)  Всякое умение трудом дается.                                    д) судьба

1

2

3

4

5

в

б

г

д

а

(По 1 баллу за каждый правильный ответ. Максимально – 5 баллов.)

7. Прочитай начало и конец рассказа Е.А. Пермяка.

Кто станет лучшей ученицей?

Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.
     – Я буду лучшей первоклассницей, – говорит Люся, – потому что мне мама уже школьную сумку купила.

– Нет, я буду лучшей первоклассницей, – сказала Катя. – Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

– Нет, я! Нет, я, – спорит с подругами Леночка. – У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне еще две белые ленточки в косички подарили.

Спорили так девочки, спорили – охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша
за букварем сидит.

      – Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет,  ответила Маша.  Некогда мне. Я сегодня должна еще три буквы выучить.

     – А зачем?  спрашивают девочки.

     – А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться,  сказала Маша и принялась снова читать букварь.

Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

а) Как ты думаешь, что делала Маша?

     За правильное продолжение рассказа, в котором сохраняется смысл автора, либо за собственное продолжение, оригинальное и логичное, начисляется 5 баллов. Количество баллов снижается по усмотрению учителя, как при оценивании творческих работ.

б) Почему девочкам стало ясно, кто будет лучшей первоклассницей?

     Верный ответ зависит от придуманного продолжения рассказа и оценивается в 3 балла.

     По авторскому замыслу верный ответ: потому что они поняли, что лучшей первоклассницей станет та, кто будет много заниматься и лучше других учиться, то есть Маша.

в)  Подумай,  какова главная мысль рассказа?

     Правильно указанная главная мысль рассказа оценивается в 3 балла.

     Главная мысль авторского варианта: лучшей ученицу делают не наряды и новенькие школьные принадлежности, а старание, усердие и хорошие знания

Максимальное – 11 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу – 45.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиада по литературному чтению 4 класс

В олимпиаду содержит задания на знание литературоведческих терминов, жанров художественных произведений, проверку уровня начитанности....

Олимпиады по литературному чтению во 2-3 классах

Мною предложены тексты заданий олимпиад по литературному чтению во 2-3 классах. Эти задания апробированы в городском конкурсе "Интеллектуальные игры". Можно использовать учителям начальных классов для...

Олимпиада по литературному чтению. 4 класс.

Олимпиада. Литературное чтение. 4 класс. Можно использовать как подготовительную и отборочную внутри класса....

Подготовка к олимпиаде по литературному чтению для 4 класса

Представлено темтическое планирование Представлено тематическое планирование и методические разработки групповых занятий по литературе для 4 классов "Подготовка к олимпиаде по литературному чтени...

Олимпиада по литературному чтению в 4 классе

Олимпиадные задания по литературному чтению в 4 классе предназначены для проведения 1 школьного тура, выявления одарённых учеников и направления их для участия в городском туре....

Олимпиада по литературному чтению 2 класс

Материал для школьной олимпиады...