Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации
статья по чтению ( класс) на тему

Васильева Ирина Юрьевна

Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации

 Васильева Ирина Юрьевна учитель ГБОУ школы № 454

Колпинского района Санкт-Петербурга

        Цель современной начальной школы – гармоничное физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптации к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром. Одним из ведущих направлений для достижения главной цели и необходимым условием формирования успешной личности считаю – развитие культуры речи и культуры общения, овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью.

        Современный ребенок избалован многообразием развлечений, нет необходимости в общении с книгой, телевидение стало главенствующим источником информации. Отсюда появляются проблемы: ограниченный словарный запас школьников, неумение связно выражать свои мысли, слабые навыки написания изложений и сочинений, трудности в овладении навыками грамотного письма.

        Для решения этой проблемы я поставила перед собой цель: развить интерес к изучению родного языка, найти эффективные приемы обучения, создать условия для обогащения словаря обучающихся таким образом, чтобы к концу 4 класса каждый ученик мог свободно высказаться на любую предложенную тему.

        Познавательная активность обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор, который обеспечивает достижение целей обучения.

        «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями,         умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно

из таких качеств личности – познавательная активность» Т.И.Шамова

        Факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно выстроить в следующую цепочку: мотив – познавательный интерес – познавательная активность – познавательная деятельность. Мотивы обуславливают познавательные интересы учащихся и их избирательность, самостоятельность учения, обеспечивают его активность на всех этапах. Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы, то все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся.

        Обратимся к источникам информации. Одним из источников информации является сам учитель, его слово на уроке. Именно слово учителя помогает ребенку осознать язык как «великий дар», которым наделен человек. Учитель позволяет дать ребенку наглядные представления о том, как действует слово в речевой ситуации, насколько точно и правильно оно помогает человеку выразить свою мысль, воздействовать на слушателей, добиться от собеседника понимания.

        Известно, что бедность словаря делает речь бесцветной, однообразной, а иногда и непонятной для слушателя. Дети приходят в школу с довольно скромным запасом слов, поэтому наша задача – обогатить, пополнить словарь учеников, уточнить многие речевые понятия. Помогают в решении этой задачи различные словари.  

 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=19268049-53-72&n=21 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=508324286-35-72&n=21 http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=312500712-35-72&n=21 http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=830346057-05-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=96299839-51-72&n=21 http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=305096923-11-72&n=21

        Для работы над словарными словами провожу  следующую работу: отгадывание ребуса, загадки – толкование слова (смотрим толковый словарь) – орфоэпия (смотрим орфоэпический словарь) – этимология слова (находим происхождение слова в этимологическом словаре) – подбор однокоренных слов, синонимов, антонимов – составление предложений – фразеологизмы (смотрим фразеологический словарь). Все словари имеются в классе и учащиеся умеют ими пользоваться.

        С целью обогащения словаря использую различные упражнения: распределение слов на группы и составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята), установление лишнего предмета, подбор синонимов, антонимов, работа над прямым и переносным значением слов, употребление речевых оборотов (фразеологизмов), решение кроссвордов, ребусов, дописать предложение, в котором пропущено словарное слов, восстановление деформированного текста и т.д. Указанные упражнения провожу в комплексе, чтобы заставить ребенка одновременно видеть, думать, сопоставлять, рассуждать.

        Содержание всех упражнений подчиняется одной теме и обязательное условие – ежеурочное введение новых слов (от 1 до 7). Решение кроссвордов, ребусов часто использую как разминку, отдых после серьезного обсуждения, анализа текста или изучения нового материала. Эта работа обогащает речь детей, учит их формировать лексическое значение слова, а перебор вариантов в процессе отгадывания помогает устанавливать связи между словами, что косвенно влияет на усвоение орфографии, словообразования, морфемики.

        К источникам информации обязательно отношу художественную литературу. Посещение школьной и районной библиотеки, оформление стенных газет о прочитанных книгах, а также к памятным датам позволяют обогатить речь учащихся, способствуют развитию познавательного интереса к родному слову.

        Использование элементов устного народного творчества помогает открыть школьникам «глаза на мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию. Загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни. Итогом упражнений по развитию речи служат различные творческие работы. Это и сочинение стихов, загадок, рисование по представлению иллюстраций к произведениям и т.д.     

        Развивать интерес к изучению родного языка позволяют произведения великих художников, композиторов, посещение литературных музеев. Сочинения после проводимой работы доказывают, что учащиеся могут высказывать и доказывать свои мысли.

        Работа с комплектом «Этнокалендарь Санкт - Петербурга» строится как совокупность разнообразных форм познавательной, исследовательской, творческой деятельности младших школьников. На уроках внеклассного чтения и развития речи содержание плакатов является тем материалом, работа с которым, помимо движения к основной цели – формированию толерантного сознания личности, позволяет отрабатывать общеучебные умения и навыки, тренировать технику чтения, пополнять словарный запас, создавать условия для развития коммуникативной компетентности школьников. С этой точки зрения особый интерес представляют такие памятные даты, как юбилеи выдающихся деятелей культуры, международные дни поэзии, родного языка, славянской письменности.

        Компьютер является одним из современных средств обучения, обладающим уникальными возможностями. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, компьютер является универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры. Использование компьютера в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественно с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

        Существуют специальные программы для обучения детей русскому языку. Ценность этих программ в том, что они в более наглядной форме представляют содержание этого предмета.

        Описанные виды работ развивают коммуникабельность, воспитывают интерес и любовь к русскому языку, культуру речи, способствуют глубокому пониманию художественного слова, формируют творческие способности. Кроме этого, управление познавательной деятельностью:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребенка в общем развитии;
  • помогает преодолевать трудности;
  • вносит радость в жизнь ребенка;
  • позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
  • создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащегося, их сотрудничества в учебном процессе.

Подтверждая сказанное, рассмотрим результаты проверочных работ.

Сравнивая результаты проверки техники чтения в 1 «А» и 2 «А» классах видим, что уровень чтения повысился. Если в 1 классе ниже нормы читал 1 человек, то во 2 классе таких учащихся нет. С нормой справились в 1 классе 39,3%, во 2 классе – 57,1%, выше нормы читали 28,57%, а во 2 классе –

78, 43%.

Результаты техники чтения в 1 и 2 классе 2013-- 2015 уч. год

        Обратимся к результатам написания административной контрольной работы во 2 классе. Если в сентябре количество ошибок, допущенных в диктанте, составляло 40,3%, то на конец учебного года 19,4%.

        Таким образом, работа  по  обогащению  словаря  учащихся  лексикой    имеет  большое  значение  для  формирования  навыков  письма, для  предупреждения  орфографических  ошибок  в  письменной  речи  детей, потому  что  она  развивает  у  школьников  разностороннее  внимание  к  слову, ответственное  отношение  к  нему, формирует  у  младших  школьников  уважительное и  заботливое  отношение  к  старикам, близким  людям, товарищам.

        Следовательно, используя различные источники информации, развиваем познавательный интерес у младших школьников к родному слову.

        Список использованной литературы

1. Этнокалендарь Санкт-Петербурга, ЗАО «Фрегат», 2014.

Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/516109/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.

Развитие познавательного интереса младших школьников к обучению через игровую деятельность.Выступление на Международной заочной научно-практической конференции учителей "Успешный учитель" на тему «Пол...

Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...

Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

Одним из путей решения этих вопросов является применение современных педагогических технологий в образовательном процессе, позволяющих разнообраз...

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...