Конспект урока по литературному чтению Л. Каминский «Сочинение» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-2

Тема урока: Л. Каминский «Сочинение»

Цель урока: учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты его характера, обнаруживать причины смешного.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение ориентироваться в учебнике; формировать навык учебного чтения; формировать умение понимать нравственный смысл произведений.

Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 3 класс, 2 часть, презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kaminskiy.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 3-2

Тема урока: Л. Каминский «Сочинение»

Цель урока: учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты его характера, обнаруживать причины смешного.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение ориентироваться в учебнике; формировать навык учебного чтения; формировать умение понимать нравственный смысл произведений.

Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 3 класс, 2 часть, презентация

Этапы урока. Методы и приёмы

Время

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

словесный, наглядный.

1 мин

Здравствуйте, ребята! Встали ровно подравнялись. Проверти свою готовность к литературному чтению.

Готовить рабочее место.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2

Проверка домашнего задания;

Словес.:ответы на вопрос,практический.

7 мин

Для начала проверим домашнюю работу, вам задавали раб. Тетрадь стр 7 № 5,6.
Какова же цель басни? (Обратить внимание людей на их проблемы и недостатки, на то, что смех она вызывает особый — не веселый, а с оттенком грусти и горечи.)
Понравилась ли вам басня?
Чему она вас учит?

Сформулировать ответ  на вопрос.

Рассказывать домашнее задание.

П:строят речевое высказывание.

3

Мотивационный.

Слов.:ответы на вопросы

7 мин

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией и произведением нового автора, но для начала четко повторим и отгадаем чистоговорки:
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
В Пасху дарят ...         (куличи).  
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сшили платье из …(порчи)

Говорить скороговорки

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

4

Постановка и решение учебных задач:

Слов.:ответы на вопросы

9 мин

Прочитайте название новой темы. («Продолжаем разгадывать секреты смешного».)
Как вы понимаете название темы? Почему в ней говорится, что мы продолжаем? (Разговор о смешном был начат при изучении басен.)
Откройте учебник на с. 46 и рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?
Что вы можете сказать о настроении членов клуба? (У них веселое настроение, они смеются и приглашают нас посмеяться вместе с ними.)
Прочитайте текст на стр 46
Что вы поняли? Вы согласны с высказыванием Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны?
О чем мы будем говорить на очередном заседании клуба?
Прочитайте на с. 46 фамилию автора и название произведения. (Л. Каминский «Сочинение».)
Знаком ли вам этот автор? Посмотрите на слайд.
Как вы думаете какая тема урока?
Леонид Каменские и его произведение «Сочинение»
Какие цели мы можем поставить?
Узнаем …(биографию Л. Каминский)
Познакомимся… (рассказом «Сочинение»)

Читать учебник

Отвечать на вопросы

Рассматривать иллюстрацию

Отвечать на вопросы

Читать текст на стр 26

Отвечать на вопросы

Определять тему, цели и пути их достижения.

Р.:Ставят учебные задачи.

Прогназируют.

5

Решение учебных задач

Пракчический: чтение басни

14 мин

Послушайте про Л. Каминского его биографию.
Л. Д.         Каминский - был         членом сразу четырех творческих  союзов: он был писатель, художник, журналист и театральный деятель. А еще он был великий специалист по детскому творчеству, вернее, по         одной, но весьма весомой его части - юмору. Некогда у Каминского появилось второе имя - «Учитель смеха» -  оно родилось почти три десятилетия назад, когда он начал вести          на страницах журнала «Костер» юмористический раздел «Веселый         звонок». В         1986 году в издательстве «Детская литература»  вышла книга Л. Каминского «Урок смеха». А еще немного позже в театре «Эксперимент» был поставлен (и шел свыше десяти  лет) спектакль «Урок смеха».
Интерес к карикатуре привел Леонида Каминского в коллектив,  который можно смело назвать настоящей, профессиональной школой юмористической         графики и поэзии. Это был «Боевой  карандаш» -содружество художников и поэтов, прославившееся         своими сатирическими плакатами еще со времени Великой  Отечественной войны и блокады Ленинграда. В этом коллективе  он проработал около тридцати лет. Одновременно         стал печататься         в популярном тогда «Клубе 12 стульев» на страницах  «Литгазеты» не только с         карикатурами, но и с юмористическими рассказами. Потом он несколько лет руководил отделом юмора «СЛОН»          в ленинградском молодежном журнале «Аврора». Через некоторое время стал писать и рисовать для детей. Каминский стал постоянным автором журнала «Веселые картинки».
Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? А кто знает значение слова «сочинение»?  Прочитаем и узнаем, как  это понимают герои произведения. (Дети по цепочке читают произведение в учебнике на с. 46—49.)
По-разному ли Лена и Оля понимают значение слова «сочинение»? (Да, по-разному: Оля считает, что в сочинении нужно писать правду, а Лена думает, что можно выдумывать что угодно.)
Объясните, какие два значения есть у глагола «сочинять» и у существительного «сочинение». (Сочинять: 1) составлять, писать какой-то текст; 2) выдумывать, придумывать, лгать.
Сочинение: 1) вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей на заданную тему; 2) не литературное или музыкальное произведение, но результат выдумки, фантазии.)
Как вы считаете, можно ли при написании сочинения выдумывать? Или нужно непременно писать только правду?
Какой же вывод можно сделать? (Сочинение должно быть основано на реальных событиях, наблюдениях, впечатлениях,  но в зависимости от темы можно сочинять и фантазировать.)
Прочитайте записанные на доске темы сочинений.
«Жизнь незаметных вещей в моем доме».
«Как я провел каникулы» .
«О чем думает мой кот Васька».
Какие из них предполагают выдумку и фантазию, а какие — изложение реальных событий? Объясните вашу точку зрения. (Чтение диалога Михаила Потаповича и Кости Погодина на с. 49.)
Вспомните, по какой теме Лена писала сочинение. Ее сочинение основано на наблюдениях или на реальных событиях? Найдите строчки в тексте, которые показывают, что Костя прав.
А теперь подтвердите словами текста, что даже приход подруги Лена использовала в своем сочинении. Перечитайте произведение и подчеркните строчки, из которых составлено сочинение Лены. Вам понравилось оно?
Как рос список дел по дому?
Какое чувство у вас вызвало это сочинение?
Прочитайте тест на стр 50 до вопросов.
Вы тоже считаете, что Лене некогда помогать маме?
А как считает Ленина мама? Найдите и прочитайте глаголы, характеризующие поведение мамы.
А у Оли есть время помогать маме? Какие слова доказывают ваше мнение?
Над чем же смеется автор? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз прочитайте название, начало и конец текста.
Какой прием использовал автор? (Контраст между реальным положением дел и тем, что Лена написала (выдумала) в своем сочинении.)
Можете ли вы теперь ответить на вопрос? (Смешно, когда человек приписывает себе результаты чужого труда. Самое смешное, что Лена обманывает саму себя: свою ложь она стремится оправдать и представить как творческую выдумку.)
Смех у автора веселый или грустный?

Слушают учителя

Воспринимать биографию автора


Воспринимать биографию автора

Отвечать на вопросы

Читать произведение по цепочке

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Делать вывод

Читать на доске темы сочинения

Отвечать на вопрос

Читать диалог в учебнике

Отвечать на вопросы

Приводить примеры из учебника

Перечитывать произведение
Отвечать на вопрос

Читать текст на стр 50

Отвечать на вопрос

Отвечать на вопрос

Делать вывод по прочитанному

Отвечать на вопрос

Регулятивные:самоконтроль.

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Личностные:учебно – познавательный интерес к новому материалу.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; оценка жизненных ситуаций и поступков героев;

К: сотрудничать со сверстниками в выполнении общих учебных задач;

П: анализировать и сравнивать полученную информацию, уметь опираться на свой жизненный опыт;

К: участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи; участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

самовыражение: монологические высказывания разного типа;

6

Итог урока

2 мин

Какую тему мы начали изучать?
С каким произведением познакомились?
Что объединяет это произведение с басней?
Какой секрет смешного мы разгадали? Что же хотел высмеять автор? (Человеческие слабости и недостатки — лень, стремление выглядеть лучше, чем есть.)
С каким настроением вы заканчиваете урок?
Поделитесь впечатлениями
Какие цели мы ставили?

Отвечать на вопросы

Подводить итог урока

Делятся впечатлениями

Вспоминать цели

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи;

7

Домашнее задание

1 мин

Р.т.с. № 8 (с. 11 — 13)

Записывают д.з

8

Рефлексия

2 мин

Расскажите по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок.
Я:
-все понял,
-понял но не все,
-многое не понял.
Понравился ли вам урок?

Подводить итог урока чего добились на уроке

Л: участие в творческом, созидательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению И. Пивоварова «Сочинение» 3 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 3-2Тема урока: И. Пивоварова «Сочинение»Цель урока: учить делить текст на смысловые части, находить в тексте строчки, которые вызывают смех; совершенствовать умение ...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...