Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта «С. Я. Маршак «Кот и лодыри»» + учебная презентация) 2 класс
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

Микрюкова Татьяна Андреевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2а                                                                                         

Тема:  «С. Я. Маршак «Кот и лодыри»»

Цели деятельности учителя:

1) познакомить с произведением С. Я. Маршака «Кот и лодыри», с жизнью и творчеством С. Я Маршака;

2) формировать умение находить необходимую информацию в тексте;

3) работать над навыком осознанного чтения, прививать любовь к чтениию.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анали­зировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием,  карточки для рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_no3.doc104 КБ
Office presentation icon literaturnoe_3.ppt658 КБ
Файл poslovitsy.docx11.41 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2а                                                                                         

Тема:  «С. Я. Маршак «Кот и лодыри»»

Цели деятельности учителя: 

1) познакомить с произведением С. Я. Маршака «Кот и лодыри», с жизнью и творчеством С. Я Маршака;

2) формировать умение находить необходимую информацию в тексте;

3) работать над навыком осознанного чтения, прививать любовь к чтениию.

Планируемые результаты:

- предметные: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения; находить необходимую информацию в учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения;

- личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, знакомиться с общечеловеческими ценностями.

Тип урока: комбинированный 

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием,  карточки для рефлексии.

Этап урока.

Методы и приемы.

Время

Содержание. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

Нагляд.: презентация

1

- Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!

- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть!

Эмоционально настраиваются на работу

К.: планирование учебного сотрудничества

2. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: учебный диалог

Практич.: артикуляционные упражнения

Словес.: беседа, ответы на вопросы

Нагляд.: презентация

Словес.: слово учителя

Практич.: решение кроссрорда

Нагляд.: презентация

 

Практич.: работа по учебнику.

Словес.: учебный диалог.

Словес.: слово учителя.

4

3

3

3

3

Речевая разминка

- Итак, начнем мы наш урок с развития и активизации наших органов речи. На слайде вы видите скороговорку. Послушайте:

Мышка кошке 
Сшила сапожки. 
Кошка мышке
Сшила штанишки.

- Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко.

- Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

- Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос.

- Очень хорошо!

- Ребята, о ком говорится в скороговорке? (О кошке и мышке)

- Да! Сегодня именно кот будет одним из главных участников нашего урока.

- У кого из вас дома есть кот?
- Как кличут твоего кота?
- Как он выглядит и что любит делать?
- А наш кот не такой красивый, он ободранный, но он хочет учиться, хочет стать умным, грамотным.

Но есть и другие участники. Определите название стихотворения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи на экране.

«Кьоьтьиьльоьдьыьрьи»

Кто же из вас уже догадался, с каким произведением мы познакомимся сегодня? («Кот и лодыри»)

Верно! Какие главные цели мы поставим на урок?

( 1)узнать о жизни и творчестве автора;

2)познакомиться с произведением «Кот и лодыри»).

- Автора этого произведения вы еще не знаете, но если вы правильно разгадаете кроссворд, то узнаете. Итак приготовились, начинаем.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

1. кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на …(ремне).

2. Не было в доме мышей,

А было много…(карандашей)

3. Эй, не стойте слишком близко –

Я…(тигренок), а не киска!

4. Правда, дети, я хорош:

На большой …(мешок) похож?

5. Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда…(помчался) вскачь?

6. Вместо шапки на ходу

Он надел…(сковороду)

- Вы правильно разгадали кроссворд. Маршак – это не только автор произведения, с которым мы сегодня познакомимся, но и строк, в которые вы вставляли пропущенные слова.

- Хорошо! Давайте откроем учебник на стр. 24 и прочитаем текст.

- …, прочитай, пожалуйста.

- Для кого писал свои произведения Маршак?

- Что значит стихи настоящие?

- Вы уже знакомы с творчеством этого писателя? Какие произведения вы уже читали? («Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный»)

- Я рада, что вы уже знакомы с произведениями этого замечательного писателя.

Слово об авторе

- Сейчас я вам немного расскажу о его жизни.

Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964),

поэт, переводчик.

Родился 22 октября в Воронеже в семье талантливого    изобретателя, мастера-мыловара. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем.

В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта.

В 15 лет он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке. Печататься начал в 20 лет. Позже для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию. Два года он слушал лекции на факультете искусства Лондонского университета. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских произведений, впоследствии прославившими его. Затем в русских журналах были опубликованы первые переводы Маршака из английской поэзии.

В 1914 вернулся на родину, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы войны Маршак занимался помощью детям беженцев.

В 33 года он жил в Краснодаре, организовал здесь один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки. Здесь началось  творчество детского писателя.

А еще через три года вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке".

Большую известность принесли Маршаку и его пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др.

Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира.

В 77 лет, 1964 года, писатель ушел из жизни.

- Вот такая интересная жизнь была у С. Я. Маршака.

Читать, правильно артикулируя с соответствующей интонацией

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

Определяют тему и цели урока

Выполняют решение кроссворда

Работают по учебнику, осмысленно читают текст.

Отвечают на вопросы по тексту.

Знакомятся с жизнью и творчеством автора.

П: осмысленно читают текст

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: структурирование знаний.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу, прогнозирование.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

3. Решение частных задач

Словес.: учебный диалог

Практич.: слушание и чтение текста

Словес.: ответы на вопросы

Практич.: Выразительное чтение текста

Практич.: выборочное чтение

Практич.: чтение по ролям

Практич.: выполнение задания по прочитанному тексту в группах

Практич.: выполнение теста

4

2

1

5

3

5

3

- А теперь давайте перейдем к нашему стихотворению. Откройте стр. 26.

- Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.

- Будут ли кот и лодыри приятелями, друзьями? Что у них может случиться?

Интересно вам стало узнать, о чем оно?

- Давайте же тогда начнем знакомство с произведением. Сейчас я включу запись, ваша задача внимательно слушать и следить

- Итак, вот мы и послушали. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.

Словарная работа

(Лодыри – бездельники, лентяи.

Грифель – пишущий стержень внутри карандаша).

- Понравилось вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызывает?

- О чем рассказывается в стихотворении?

- Кто главные герои?

Физ. минутка

Вы наверное уже устали, давайте встанем и немного отдохнем.

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.

- Итак, а сейчас давайте прочитаем стихотворение вместе, с выражением.

- Куда попали лодыри по пути на урок?
- На что жаловался кот?
- Почему кот хочет научиться грамоте?
- Лодырям нравится учиться?
- Чем занимаются лодыри целый день?
- Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом?
- Когда можно играть кататься на санках, лыжах, коньках?

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? ( Он смеется над ними, осуждает их).

Как должны звучать слова кота? А как должны звучать слова лодырей? Давайте прочитаем этот эпизод выразительно по ролям. Нам нужно 3 человека (1 - автор; 2 - кот; 3 - лодыри).

- Спасибо! Давайте проанализируем работу ребят. Получилось ли у них передать те чувства и эмоции героев?

- Верно! А как они смогли это передать? Какой интонацией?

- Да! Какие отметки поставим ребятам?

- Хорошо! И я приготовила для вас задание. Работать будем в группах: ваша задача: составить пословицу объяснить, как вы ее понимаете и соотнести смысл пословицы с содержанием стихотворения. На работу вам 2 минуты.

(Задания:

  1. Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  2. Делу время, а потехе час.
  3. Учись смолоду – пригодится в старости.
  4. Мудрым никто не родился, а научился.
  5. Лентяй не дела ицет, а от дела рыщет.
  6. У лодыря что ни день, то лень).

- Итак, время закончилось. Начинаем проверять. Кто у вас будет отвечать?

- Спасибо! Ребята, вы согласны со своими одноклассниками? Правильно они ответили?

- Чтобы проверить, насколько вы были внимательны, предлагаю выполнить небольшой тест.

1.  Имя и отчество поэта:

  • Лев Николаевич;
  • Самуил Яковлевич;
  • Корней Иванович.

2. Где родился Маршак?

  • Воронеж;
  • Острогожск;
  • Петербург.

3.  Выберите название произведения Маршака.

  • "Путаница";
  • "Федорино горе";
  • "Кот и лодыри".

4. Выберите слово, близкое по значению к слову "лодыри":

  • неряха;
  • плакса;
  • лентяй.

5. Куда попали лодыри вместо урока?

  • каток;
  • кино;
  • музей;

6. Сколько лет было коту, которого встретили лодыри?

  • два года;
  • год;
  • пять лет.

Отвечают на вопросы

Слушают внимательно запись, следят по тексту.

Работают с незнакомыми словами.

Выполняют физические упражнения

Высказывают свое мнение, делятся впечатлением о прослушанном.

Работают с текстом в учебнике, осмысленно отвечают на вопросы.

Читают по ролям.

Внимательно слушают задание учителя. Выполняют задание по рядам.

Осуществляют проверку.

Работают самостоятельно с тестом.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

П.: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, синтез.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

П.: структурирование знаний.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

Словес.: прощаются с учителем

4

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
- Кто автор стихотворения? 
(Показ книг С.Я.Маршака)
- В этом стихотворении автор на чьей стороне: кота или лодырей?
- Каких людей он высмеивает?

- Какой же урок можно вынести из стихотворения Маршака?

(Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.)

- А что было бы, если бы в городе были все как эти дети, лодырями и прогульщиками?

(Если бы все были прогульщиками, то в городе, наверное, остановилась жизнь. Люди опаздывали бы на работу, потому что водители общественного транспорта прогуливали…)

- Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни? Каким должен быть человек?

- Урок подошел к концу. Какие мы ставили цели? Смогли мы их достичь?  

- Посмотрите, у вас на партах лежат смайлики. Поднимите веселый смайлик, если вам на уроке было комфортно, вы смогли справиться с заданиями без особых трудностей. Я очень рада, что вас так много! Могу только поздравить и пожелать успехов в дальнейшей работе!

- Ребята, которым было трудно работать, в следующий раз постарайтесь и у вас обязательно все получится!

- Что ж, наш урок подошел к концу и пора прощаться. Благодарю вас за урок, мне было очень приятно с вами работать. До свидания!

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.

Делают нравственный выбор.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый  контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мышка кошке Сшила сапожки. Кошка мышке Сшила штанишки.

Слайд 2

«Кьоьтьиьльоьдьыьрьи»

Слайд 3

Цели: узнать о жизни и творчестве автора; познакомиться с произведением «Кот и лодыри».

Слайд 4

Отгадай кроссворд 1 2 3 4 5 6 р е м н е к а р а н д а ш е й т и г р е н о к м е ш о к п о м ч а л с я с к о в о р о д у

Слайд 5

Самуил Яковлевич Маршак

Слайд 6

«Кот и лодыри»



Предварительный просмотр:

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Делу время, а потехе час.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Мудрым никто не родился, а научился.

Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

У лодыря что ни день, то лень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по английскому языку (технологическая карта урока английского языка "Shopping for food" + учебная презентация + карточки для сам. работы) 4 класс

Класс: 4-аТема: "Shopping for food"Цель урока: формирование лексического навыка.Задачи:1)    практические:·        отработать звук [aɪ];·...