Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова (сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»).
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Еремеева Надежда Николаевна

Знакомство обучающихся со сказками Петербургского писателя Бориса Сергуненкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literat_2kl.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 2 класс

Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо».

Тема: Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова (сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»).

Цели:

– формируем умение объяснять выбор автором заглавия произведения;

– формируем умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения;

формируем умение передавать последовательность сюжета, описывать героев.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

1

Проверка домашнего задания.

Пересказ-импровизация сказки Г. Цыферова «Про чудака лягушонка».

– Получился ли новый вариант сказки?

– Что удалось?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

II. Развитие умений.

2  1  4  3  3  3

I. Работа со сказкой «Куда лето прячется».

1. Работа с текстом до чтения.

1) Беседа.

– Читая сказки В. Хмельницкого и Г. Цыферова, мы нашли в некоторых из них поэтическое объяснение возникновению предметов, явлений. Вспомните эти сказки.

– Чему авторы находят свои объяснения?

– Сегодня мы будем читать сказку другого писателя, но в ней есть сходство с уже прочитанными. А какое, постарайтесь увидеть сами.

2) Чтение заголовка и фамилии автора.

– Как бы вы сами ответили на вопрос в заголовке?

– Как вы думаете, почему в заглавии нет вопросительного знака?

(Автор не спрашивает читателя, куда прячется лето, а наоборот, сам это объясняет.)

– Какими вы представляете себе лето, зиму?

3) Рассматривание иллюстрации.

– Есть ли в ней ответ на вопрос, куда прячется лето?

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение сказки про себя.

– Куда же прячется лето? Оправдались ли наши предположения?

2) Чтение вслух по абзацам и беседа по ходу чтения.

1-й абзац:

– Хотели бы вы, чтобы всегда было только лето?

Дети высказываются и за и против лета.

– Как вы думаете, автор любит лето? Из каких слов это видно?

2-й абзац:

– Какой мы видим зиму? (Терпеливой, обиженной.)

– Согласны ли вы с зимой?

3-й абзац:

– И правда, куда деваться лету?

– Жалко ли вам его?

4-й абзац:

– Почему почки смогли спрятать лето?

Чтение до конца.

– Как люди узнают, что лето пришло?

– Как вы понимаете: вырвалось, выкатилось лето на землю?

3) Беседа по вопросам учебника.

3. Работа с текстом после чтения.

Повторное обращение к иллюстрации.

– В чём художник следует тексту сказки, а в чём отступает от него? Почему?

– Как вы относитесь к замыслу художника?

II. Работа со сказкой «Одуванчик».

1. Работа с текстом до чтения.

– Одной из примет наступающего тепла является цветок. Догадайтесь, как он называется.

Ученики читают загадку в тетради на с. 52, задание 1.

– Конечно, это одуванчик. Помните, в сказке В. Хмельницкого волшебная снежинка превращается в подснежник. Вот и первые лучи весеннего солнца превращаются в одуванчики. А как им живётся? О чём они думают? Что видят во сне? Ответы на эти вопросы вы найдёте в сказке «Одуванчик».

2. Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение про себя.

– Сбылась ли мечта одуванчика? Как?

2) Чтение текста вслух по абзацам.

Ученики после чтения абзаца задают вопросы.

3. Работа с текстом после чтения.

1) Беседа по вопросам учебника.

– Что необычного увидел автор в обыкновенном цветке?

– Какую сказку В. Хмельницкого напоминает сказка «Одуванчик»? («Гора».)

– Какой приём использует Б. Сергуненков в сказках? (Олицетворение.)

2) Формулирование главной мысли (тетрадь, с. 52, задание 3).

3) Подготовка к пересказу: чтение ключевых слов, завершение плана (задание 2, с. 52 тетради).

4) Рассказ учителя о писателе.

– «Я очеловечиваю мир…», – сказал как-то петербургский писатель Борис Сергуненков. Что лучше всего подходит для подобного занятия? Конечно же, сказки. Их у Бориса Николаевича наберётся на несколько полновесных сборников: «Чудесная репа», «Летний сад и Зимняя канавка», «Маленькая дверь на балконе», сказки из циклов «Кот белый – кот чёрный», «Конь Мотылёк», «Кувшин», «Великий пёс Полкан»; отдельно издавалась сказочная повесть «Лесная лошадь». Казалось бы, вполне удачная писательская судьба. Тем удивительнее тот факт, что в один прекрасный (ужасный?) день Борис Николаевич дал обет больше не писать. Совсем. С тех пор так и не пишет.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Итог.

– Как вы понимаете слова писателя: «Я очеловечиваю мир…»?

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

ΙV. Домашнее задание.

Пересказать сказку «Одуванчик» по плану и ключевым словам (тетрадь, с. 52, задание 2).

Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну сказок (КВН по сказкам)

Проверить знания детей по сказкам. Воспитывать любовь к сказкам и ее героям. Формирование и развитие у учащихся читательской культуры....

Урок литературоное чтение 2 класс "Разгадываем загадки сказок. Русская народная сказка "Снегурочка"

Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка».Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.Овладение навыками осозн...

Пасхальный концерт: начало концерта (выход сказок) и сценарий сказки "Первое красное яичко"

Материал к Пасхе, интересное начало концерта с выходом героев сказок, вовлечение маленьких зрителей в суть сценария. Сценка "Первое красное яичко" поясняет младшим школьникам историю появления традици...

"Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери""

Конспект урока по литературному чтению "Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка "Три дочери"" 2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Занкова...

Исследовательский проект «Сходство и различие английских и русских сказок» (На примере сказки «Чудовище Уинделстоунского ущелья»)

Исследовательский проект в 4 классе. «Сходство и различие английских и русских сказок»(На примере сказки  «Чудовище Уинделстоунского ущелья»)...

Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"

Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"...

Конспект внеклассного мероприятия в 1 классе « КУДА ЛЕТЯТ ОСЕНЬЮ ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ?».

Воробей«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и оче...