урок литературного чтения с презентации по сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ефимова Анна Валерьевна

Поможет провести на уроке сравнительный анализ героев сказки с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moroz_ivanovich.ppt2.84 МБ
Microsoft Office document icon moroz_ivanovich.doc32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация учителя начальных классов ГОУ СОШ № 169 г. Санкт-Петербурга Ефимовой Анны Валерьевны

Слайд 2

Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) – известный литератор и общественный деятель.

Слайд 3

умная девочка рано вставала хлебы месила избу мела петуха кормила Рукодельница

Слайд 4

за водой ходила скучать ей было некогда вставши с постели, за дело принималась

Слайд 5

принималась снег взбивать руки окостенели пальчики побелели

Слайд 6

схватила лопатку вынула пирожок положила его за пазуху

Слайд 7

Всякий человек у дела познаётся.

Слайд 8

сидит горемычная жалуется на всех, что ей скучно сядет к окошку мух считать Ленивица

Слайд 9

мне себя утомлять стану я себя утомлять да пальцы знобить

Слайд 10

зачем себя трудить, каждую вещь особо варить взяла было иголку, а с непривычки укололась; так её и бросила

Слайд 11

Труд человека кормит, а лень – портит.



Предварительный просмотр:

                    Урок литературного чтения (3-ий класс)

Тема урока: «В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»».

Цели урока: знакомство со сказкой, развитие умения работы с текстом, формирование умения анализа литературного произведения с точки зрения характеров и поступков героев-антиподов, прививать любовь к родному языку, воспитание у ребенка потребности в труде.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс» авт. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, карточки с цитатами из текста, проектор, портрет писателя, выставка книг.
Этапы урока:

  1. Организационный момент — 2 мин.
  2. Проверка домашнего задания — 7 мин.
  3. Сообщение темы урока — 3 мин.
  4. Сравнительный анализ главных персонажей сказки — 17 мин.
  5. Работа с пословицами, сравнение русской народной сказки с литературной — 8 мин.
  6. Слово об авторе, работа с выставкой книг — 5 мин.
  7. Подведение итогов урока — 3 мин.

  1. Организационный момент.
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с литературной сказкой «Мороз Иванович», написанной Владимиром Федоровичем Одоевским в XIX веке.
  • Слово об авторе, работа с выставкой книг.
            Владимир Федорович Одоевский (1804-1869) — известный литератор и общественный деятель. Он знал многих декабристов, его дом посещали Пушкин, Крылов, Жуковский, Лермонтов, Гоголь. Одним из первых он стал писать сказки специально для детей. В свое время это было большой новостью; даже сказки А.С.Пушкина и «Конек Горбунок» Петра Ершова не были написаны для детей — просто с течением времени они завладели этими сказками. «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» — самые популярные его произведения для детей. Советую вам прочитать эти книги.
  1. Проверка домашнего задания.
  • Хочется ли кому-то перечитать отрывки сказки?
  • Прочитайте понравившийся отрывок.
  • Какие мысли у вас возникли?
  • Что было непонятно?
    Стрепня — готовая еда;

        затейница — выдумщица;

        студенец — колодец;

        перина — пуховик;
        брильянты — драгоценные камни, отшлифованные и ограненные алмазы;
        горемычная — жалкая, несчастная, несчастливая.

  • В каком словосочетании дано это слово, как вы его понимаете?
  1. Сообщение темы урока.
  • Кто герои сказки В.Ф.Одоевского?
  • Не увидели ли вы интересную закономерность в описании героев?
  • Можем ли мы, не читая сказки, дать характеристику героев?
  • Сегодня на уроке мы проведем сравнительный анализ главных персонажей сказки.
  • Сравнительный анализ главных персонажей сказки.
  • Найдем и прочитаем отрывки из сказки, рассказывающие о девочках по следующему плану:
  • имя;
  • внешний вид;        
  • характер;
  • поступки;
  • встреча с Морозом Ивановичем.

                           Рукодельница
                        умная девочка;
                        рано вставала;
                        печку топила;
                        хлебы месила;
                        избу мела;
                        петуха кормила;
                        … за водой ходила;
                        скучать ей было некогда;
                        вставши с постели, за дело принималась.

  • Какая девочка?        (деятельная)
  • Какой портрет нарисуем?
  • Какие поступки совершает Рукодельница?
            «Схватила лопатку, вынула пирожок, положила его за пазуху,         подошла к дереву, потрясла его, золотые яблочки так и         посыпались.»
  • Какой это оборот «золотые яблочки»?        (сказочный оборот)         «Принималась взбивать снег, все прибрала, кушанье изготовила,         платье починила и белье выштопала, руки окостенели, и пальчики         побелели.»
  • Как понимаете «окостенели»? Как кости гремят?
  • Как понимаете побелели? Посмотрите, какие у вас?

                        Ленивица

                        в постельке лежала, потягивалась,  с боку на бок                                         переваливалась, сядет к окошку мух считать: сколько                                 прилетело, да сколько улетело; сидит горемычная, и плачет да                         жалуется на всех, что ей скучно.

  • Какая это девочка?                (ленивая)
  • Какой портрет нарисуем?
  • Какие поступки совершает Ленивица?
    «Мне себя утомлять, захочешь, сам выскочишь, успею набрать, как сами нападают, стану я себя утомлять да пальцы знобить, чтоб большого труда себе не давать, зачем себя трудить, каждую вещь особо варить, взяла было иголку, а с непривычки укололась; так ее и бросила.»
  • Какие это герои?            
    (противоположные по характеру и поступкам — антиподы)
  • Какими себе вы их представляете?
  • Кто вам симпатичен?
  • Каким вам представился Мороз Иванович?
  • А какой автор? Кем он мог быть в сказке?        
    (Морозом Ивановичем)

  1. Работа с пословицами, сравнение русской народной сказки с литературной.
  • Вы знаете, что в пословицах заложена народная мудрость. Соотнесите пословицы со сказкой:
  • Труд человека кормит, а лень — портит.
  • Под лежачий камень вода не течет.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Всякий человек у дела познается.
  • Сказки мы любим и много читаем. Попробуем сравнить литературную сказку «Мороз Иванович» с русской народной сказкой «Морозко».
  • Что в них общего?
  • Чем они отличаются?

  1. Подведение итогов урока.
  • Какую сказку мы сегодня разбирали?
  • Что хотел сказать Владимир Федорович Одоевский в сказке «Мороз Иванович»?
  • Какие люди ценятся?
  • Вывод: главная тема сказок — борьба добра со злом, и эта сказка еще одно доказательство.
  • Домашнее задание: сравнить две сказки, нарисовать иллюстрации, подготовить рассказ о герое, читать произведения В.Ф.Одоевского.
  • Оценки за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Урок литературного чтения В.Ф.Одоевский Сказка Мороз Иванович.

Конспект урока В.Ф.Одоевский Сказка Мороз Иванович....

Методическая разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:"Авторская сказка В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович""

Данная разработка технологической карты урока литературного чтения по теме:" Авторская сказка В.Ф. Одоевского "Мороз Иванович"" составлена в соответствии с современными требованиям...

Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)

Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...