Банк игровых заданий для развития качества чтения
материал по чтению на тему

Мажева Елена Александровна

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в практической работе нужно использовать специальные упражнения, которые целесообразно включать в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Банк игровых заданий для развития качества чтения

Подготовила: Е.А. Мажева учитель-дефектолог

    Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в практической работе нужно использовать специальные упражнения, которые целесообразно включать в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Игры для развития  скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) чтения.

Очередь. Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.

Буксир. 1 вариант  учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученик показывает слово, где остановился учитель.

 2 вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

3 вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Ловушка. Учитель  или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет одно слово синонимом. Учащиеся ищут замену.

Голова и хвост. Ученик начинает читать предложение, дети быстро находят и дочитывают его все вместе.

Прятки.  Нахождение слова по каким – либо признакам: начинается на букву а, состоит из двух слогов т.д.

Фотоглаз. На доске столбик слов, которые ученики читают определённое время, затем слова закрываются, а дети называют их по памяти.

Угадай. Чтение текста через решётку.

Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.

Кто быстрее. На доске записано предложение, по сигналу ученики ищут его в тексте.

Найди меня.  а)Учитель называет слово, которое ученики должны найти в тексте.

б)Выбрать из данного текста слова, состоящие из 4–5 слогов, научиться их проговаривать.

в)  Найти нужную строку в тексте (упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).

Чтение-разведка. Оно используется с целью обучения детей вертикальному чтению. Дети на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы. Так дети учатся находить в тексте главное. На уроках русского языка можно предложить поиграть в разведчиков, т.е. найти в тексте словарные слова или слова на какое-то правило.

Пятиминутки чтения.  У каждого ребенка своя книга и любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения. Затем дети закрывают книгу и продолжается урок.

Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе

Чтение в темпе скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Бросок – засечка.  Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Молния. Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Спринт. По команде начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Губы. При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде -  “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость.


Игры для формирования навыков выразительного чтения.

Эхо. Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики следом повторяют с той же интонацией.

Ускорение. Одно предложение перечитывается несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу голоса.

Окончания. Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд.

Чтение с настроением. Ученик читает предложение, дети должны угадать настроение.

Узнай по голосу. Ученик читает, подражая чьему-то голосу, ученики узнают.

На одном дыхании. Сделать глубокий вдох и прочитать короткое предложение после подготовки на одном дыхании.

Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения.

Конкурс чтецов. Чтение по ролям. Инсценирование. Конкурсное чтение.

В работе над выразительностью чтения важна тренировка дыхания и дикции.

Упражнения, развивающие дыхание, дикцию.

Душ для цветов.  Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на цветы (в один прием, три, пять)

Морской бриз. Представьте, что вы стоите на берегу моря и почувствовали дуновение легкого ветерка, дующего с моря. Вы хотите насладиться его запахом и набраться целительной силы. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Кочки. Представьте, что вы едете на велосипеде по кочкам. Сделайте, глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. (пока не кончатся кочки)

Задуйте свечу Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Для разогрева голосовых связок распевные упражнения.

  Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.

Мам, меду б нам. Мам, молока б нам.

   В ракете. Представьте, что мы стартуем в ракете и ведем отчет времени. Чем выше поднимаемся, тем голос выше, и наоборот. Сначала отчёт в прямом порядке от одного до девяти, а потом в обратном.

Игровые задания для понимания смысла текста.

Пропущенное слово. Учитель читает текст и пропускает слово, дети должны по смыслу вставить подходящее по смыслу.

Иллюстрация. 1) Подбор иллюстрации к тексту.

2) по иллюстрации определить содержание текста.

Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

Сделай сам. Восстановление логической последовательности текста из отдельных частей. (Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов)

Викторины по одному или нескольким произведениям.

Составление кроссвордов по тексту.

Твой выбор. Выбор заголовка к тексту или его частям.

Составление диафильма. Текст делится на части, распределяется между детьми, после прочтения своих отрывков дети рисуют к ним рисунки, которые затем скрепляются и используются для пересказа.

Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом.

  1. В хорошо знакомом тексте изменяется дно условие (герой, время года, местот действия и др.) ученики фантазируют, как изменится содержание;
  2. Придумать продолжение рассказа;
  3. Всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одинаковые). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и опрделяются лучшие.

Составление ребусов к словам из текста.

Подбор пословиц, поговорок, раскрывающих тему текста. Перевертыши.

Разгадывание загадок, шарад.

Одно упражнение целесообразно использовать на протяжении нескольких уроков подряд. После привыкания детей к заданию большинство начинает его успешно выполнять, следует выбирать новое задание.


Литература

1. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

2. Зайцев В.Н. “Резервы обучения чтению”. – М.: “Просвещение”, 1991. – 32с.

3. Квашнина Н.С. Развитие элементов ритмического чтения. // Начальная школа. 1991. №8. сс. 22-25.

4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. “Как преодолеть трудности в обучении чтению”. – М.: изд. “Ось-89”, 1999. – 239с.

5. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.

6.  Материалы сайта: «Страна школярия» http://www.strana-shkolyariya.org/dlya-roditelej/uprazhneniya-dlya-razvitiya-tekhniki-chteniya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Тесты следует использовать для  определения    уровня усвоения программного материала по чтению в 4 классе к УМК  И.Н. Верещагиной и О.В. Афанасьевой, Москва «Просвещение», 20...

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Для формирования активного и дифференцированного характера зрительного восприятия, его целостности и константности можно рекомендовать следующие игры и упражнения....

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Для формирования активного и дифференцированного характера зрительного восприятия, его целостности и константности можно рекомендовать следующие игры и упражнения....

Презентация с заданиями для развития техники чтения ( 1 класс)

Материал может быть использован учителями, работающими в 1 классе...

Банк заданий для развития познавательных процессов

Банк заданий для развития познавательных процессов...