открытый урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок литературного чтения по произведению Тютчева

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения во 2 классе  

 

Цель урока:

Задачи:

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…»

                                                   

Выполнила учитель начальных классов

ГБПОУ «1-МОК»

Сафонова М. В.

                                                   

познакомить учащихся со стихотворениями Ф. Тютчева и А.Плещеева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление, внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

  • формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов, работа над партитурой стихотворения;
  • расширение лексических знаний о слове;
  • расширить знания об окружающем мире; развивать умения детей работать со стихотворным текстом, выразительно читать стихотворения;
  • развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста;
  • развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;
  • воспитывать любовь к природе; чувство прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Формируем  УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь  исправления.

Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника,осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при  вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируе-мый результат

Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя математические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Определять взаимосвязь между действиями умножения и деления и обосновывать своё мнение; уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Оборудова-

ние

Учебник: «Литературное чтение» 2 класс (автор Горецкий)

  презентация;

аудиозапись Вивальди «Времена года» Глазунова А.К. «Весна»;

К.Ф. Юон  «Зима», И Левитан «Март»

листы с заданиями для учащихся.

Ход урока:

 1. Оргмомент:

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Хорошо запомнить.      

2.Подготовка к восприятию произведения.

- Скажите, пожалуйста, произведения какого раздела мы начали изучать на прошлых уроках? («Природа для поэта - любимая и живая»)  

- А какие именно произведения мы изучаем в этом разделе?

- Сегодняшний урок мы начнем с прослушивания музыкальных фрагментов.  

(Звучит музыка Вивальди «Времена года. Зима», Глазунов «Весна»).

- Может, кто – нибудь узнал эти пьесы?

-Что услышали в музыке? Что почувствовали?

-  С какими временами года ассоциируется эта музыка?

-Это звучала музыка Вивальди «Зима» и Глазунова А.К. «Весна».

-Давайте рассмотрим репродукции картин,  .(К.Ф. Юон  «Зима», И Левитан «Март»). 

- Одинаковый ли на них пейзаж?

- Какой на них изображена Весна? Зима?

-По каким приметам вы догадались?

- Я думаю, вы догадались, что я совсем не случайно поставила музыкальные фрагменты и показывала вам эти репродукции.

- Так о чем же пойдет речь сегодня на уроке?

- Все вы правы. Весна – удивительное время года. Многие люди из всех времен года выделяют весну. Как вы думаете почему?

О ней сложено много песен, стихов и загадок.

Так же весну и зиму очень часто представляют в женских образах. Как вы думаете, почему и какие образы могут быть? Сегодня мы будем говорить о зиме и весне, о тех явлениях природы, что связаны с ними, о людях, которые слагали стихи об этих удивительных временах года, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэту рассказать, как красива наша природа.

3. Сообщение темы:

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением одного замечательного русского поэта ХIХ века.

-   Это Ф. И. Тютчев (1803- 1873). Его имя золотыми буквами вписано в сокровищницу русской литературы. Родился он 5 декабря 1803 года в Орловской губернии в имении Овстуг. Родители Тютчева принадлежали к старинному, но не очень богатому дворянскому роду. По преданию Тютчевы вышли в Россию из Италии в 14 веке. Детство будущий поэт провёл в Орловской губернии, а затем в Москве и Подмосковье. Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы.  Поэтическим мастерством его восхищались, перед талантом его преклонялись. А.Фет обращался к нему так: «Мой обожаемый поэт…» и называл его «поклонником вечной красоты».  

4. Работа по теме урока

- Откройте учебник   Найдите название стихотворения.

У Тютчева много прекрасных стихов о природе. Многие из них музыкальные, напевные. 

- Что вы заметили? (Название дано по первым строчкам)

Чтение стихотворения(аудиозапись)

- А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов.  

Карточка №1.

хлопочет                    звон церковных колоколов в

                               особых торжественных случаях

недаром                назло

взбесилась        очень сильно разозлилась

нудит

наперекор             еще больше

трезвон                

пуще                     не напрасно, не зря

Физкультминутка 

Ты, Морозко, не серчай,

Из деревни убегай –

Что за тридевять земель,

Что за тридевять морей!

Там твое хозяйство

Ждет тебя заброшено,

Белым снегом запорошено!

Весна – красна!

Что принесла?

Теплое солнышко,  

Красное летечко.

- Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

. А какой вам представилась весна и зима?

- Какие чувства оно вызывает?

- На что похоже это стихотворение?

Прочитайте стихотворение самостоятельно (тихое чтение).

- Какие образы рисует поэт?

- Почему эти слова написаны в стихотворении с заглавной буквы?

- Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.

  – Читает все, что говорится о действиях Зимы.

  – Все, что говорится о действиях Весны.

- Что он таким образом делает? (одушевляет, делает их живыми)

-Как называется этот прием? (олицетворение)

- Послушайте еще раз стихотворение (чтение учителем), понаблюдайте за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовьтесь к выразительному чтению.

Прочитаем 1 строфу.

- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

- Как автору удалось это показать. C помощью каких слов мы это почувствовали?

- Почему начала злиться Зима?

- В каких словах говориться, что весна вот-вот придет? (весна в окно стучится.)

- Как вы понимаете эти строки? (весна очень близко)

- Как прочитаем эти строчки? (тоскливо, радостно, игриво) (тренировка)

Прочитаем 2 строфу

- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

- И все засуетилось, говорит поэт. Как вы понимаете это выражение. (побежали ручейки, зашелестел ветерок, запели птицы)

- Как пробуждающаяся природа относится к Зиме.  (Она заставляет Зиму уйти) Какое меткое слово для показа недовольства использует Тютчев? (Он использует глагол нудит). Введя этот глагол в стихотворение, поэту удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму вон.  

- Какие птицы встречают весну своим пением? (жаворонки)

- Рады ли жаворонки весне?  Как автору удалось показать эту радость?

(автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это торжественный радостный звон колоколов)

- Как прочитаем эту строфу? (оживленно)

Прочитаем 3, 4,5строфу.

- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

- Как автору это удалось?

- Какие слова мы выделим при чтении?

- Какое настроение удалось передать автору в этих строчках?

- Как прочитаем эту строфу

- А теперь прочитайте это стихотворение друг другу, а потом кто-то из вас прочитаете его всему классу(2 – 3 человека)

-Слова какой части течи мы с вами выделяли при чтении. Почему в этом стихотворении Ф. И. Тютчев использовал много глаголов?

Назовите глаголы, которые обозначают действия Зимы   и Весны. 

Весна                         Зима

Хохочет хлопочет

Шумит ворчит

Умылася                       взбесилась

Румяней стала              пустила снежок

- Что вы заметили? ( Какие слова ласковые или недоброжелательные, автор использует при описании действий Весны, Зимы).

 (Автор использует глаголы, противоположные по настроению, по отношению к герою)

- Как вы думаете, почему для описания весны автор использует ласковые, добрые слова, а для описания Зимы - наоборот. Как Тютчев относится к Зиме, Весне.  

- Как называется такое яркое противопоставление? (контраст)

-Для чего Тютчев в этом стихотворении использовал данный прием – контраст? (Для того, чтобы показать противоборство, противостояние добра и зла, новизны и прошлого.)

5. Итог урока:

- Ну, а теперь давайте   попробуем ответить на вопросы,  

Я прочитал стихотворение ____________________ .

В этом стихотворении автор показал ____________.

Поэт сумел передать______________ настроение.

Это стихотворение вызывает во мне ______чувство, потому что__________________________ .

Мне понравилось (не понравилось) это стихотворение тем, что___________________________.

- Скажите, кто доволен своей работой на уроке? Кто нет? Почему?

6. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению (с элементами технологии развития критического мышления через чтение) Л. Кассиль «У классной доски» 4 класс УМК «Гармония»

Тема моего открытого урока в 4 классе: Лев Кассиль «У классной доски» . 1) На стадии вызов важно было решить следующие задачи:- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Открытый урок по литературному чтению "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны".

Открытый урок по литературному чтению для обучающихся 1 класса УМК "Гармония" в рамках Недели начальных классов по теме : "Чтение по ролям. В. Голявкин "Болтуны"....

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...