В. Осеева "Собака яростно лаяла"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Методическая разработка урока с элементами прогнозирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit._chteniya.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В. Осеева «Собака яростно лаяла»

 Цель:  организовать совместную и самостоятельную деятельность учащихся при знакомстве с рассказом В. Осеевой «Собака яростно лаяла» и развивать умение пересказывать текст по плану и читать его по ролям.

 Задачи:

предметные:

  • совершенствовать навык чтения целыми словами,
  • учить пересказывать текст по картинному плану, правильно формулировать ответы на вопросы по тексту, развивать внимание к слову,
  • развивать умение читать текст по ролям, стараясь передать нужную интонацию,
  • развивать умение определять жанр произведения.

метапредметные:

  • регулятивные - развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля;
  • коммуникативные – развивать умения формулировать точные, полные ответы.
  • познавательные (информационные) - способствовать формированию умения искать информацию в учебной книге, в учебных словарях, понимать информацию;

личностные:

  • организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника.

4. Оборудование:

    - проектор;

    - ноутбук;  

    - мультимедийная презентация.

Организационный этап

Ребята, какое у вас сейчас настроение?

Поприветствуем всех, кто время нашёл и к нам на урок сегодня пришёл. Подарите им свои улыбки !

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться!

        Народная мудрость гласит: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам». На уроке мы вместе оценим ваши дела. Желание трудиться есть? Тогда вперёд, в страну новых открытий.

Подготовка речевого аппарата (прочитать на одном выдохе, с удивлением, с вопросительной  интонацией, с утвердительной)

Хорошо. А что такое «хорошо»?

Крошка сын к отцу пришел
И спросила Кроха?
Что такое хорошо
И что такое плохо?

– А вы задумывались над этим вопросом?

– Давайте продолжим предложения, которые записаны на доске.

  • Плохо, когда…
  • Хорошо, когда…

Высказывания учащихся.

 «Бессовестная ты! Бессовестная!» Мне захотелось поговорить с вами на эту тему. Безрадостный - значит, нет радости, безнадежный- нет надежды, а бессовестный- нет чего? А что такое совесть? (Ответы детей)

Совесть - это как бы второе сознание, как бы двойник человека, который подвергает сомнению и критике различные намерения человека. А уж если человек все-таки совершил что-то неблаговидное, то совесть сурово наказывает его: человек вдруг понимает, что поступил нехорошо, жалеет о содеянном, ругает сам себя.

- Как вы считаете, всегда ли должна быть у человека совесть?

-А по отношению к животным должна быть у человека совесть?

Прочитайте слова  Антуана де Сент-Экзюпери и объясните, как вы их понимаете? «Мы в ответе за тех, кого приручили»  А. Сент-Экзюпери

Дети отвечают, что люди должны заботиться своих питомцах и не бросать их.

2. Определение темы. Постановка учебной задачи.

- Над каким разделом мы сейчас работаем?

- А кто это «наши меньшие братья»?

-О каких животных мы уже читали в этом разделе?

А теперь прочитайте слова, которые вы видите на экране.

– Прочтите слова в каждом столбике:

        большой         маленький

        лохматый         пушистый

        зубастый         усатый

        страшный         беззащитный

– Как вы думаете, кого можно описать с помощью слов из первого столбика? (Собаку.)

– С помощью слов из второго столбика? (Котёнка.)

– Сегодня мы прочитаем рассказ о беззащитном котёнке и свирепой собаке.

-Интересно ли вам узнать, что с ним произошло?

Знакомство с биографией и творчеством В. Осеевой.

Осеева-Хмелева Валентина Александровна

28 апреля 1902, Киев

     В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерскийфакультет в Киеве. Однако все изменил переезд семьи в Москву, а затем в Солнечногорск.

     Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Именно по требованию своих воспитанников Осеева отнесла в редакцию свой первый рассказ - “Гришка”. А вскоре  вышла ее первая книжка “Рыжий кот”.

     Свои рассказы, сказки, повести она посвящала детям. Эти произведения о таких же, как вы девчонка и мальчишках.

Слушание с элементами прогнозирования.

- Кто автор произведения?  Литературное оно или народное?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

я-рост-но – яростно

при-па-да-я – припадая

на пе-ред-ни-е – на передние

при-жав-шись – прижавшись

взъе-ро-шен-ный – взъерошенный

рас-кры-вал – раскрывал

не-по-да-лё-ку – неподалёку

по-спеш-но – поспешно

у-ди-ви-лись – удивились

- Займёмся прогнозированием. Попробуем представить ход действия произведения, развитие событий.

- Прочтите заглавие. Как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте?

- Как вы думаете, почему лаяла собака? Как лаяла собака? Что значит "яростно"? (Ярость сильный гнев, озлобление.)

1 предложение

- Почему собака лаяла,  припадая на лапы? Когда так делают собаки?

2 предложение

- Почему собака лаяла на котёнка? Какой он был? Почему котёнок был взъерошенный? (Растрёпанный, взлохмаченный). (Он сильно испугался.)

- Как вы думаете, защищался ли он, когда на него нападала собака? Что он мог бы сделать?

3 предложение

- Как мяукал котёнок? (Жалобно - печально, горько, слезно, с убитым видом, упавшим голосом, нерадостно.)

- Почему именно это слово использовала Осеева в своём произведении? (Хотела показать беззащитность котёнка.Давала понять, что он просил о помощи.)

- Как вы думаете, помог ли кто-нибудь котёнку?

4 предложение

- Чем были заняты мальчики? Чего они ждали? Были ли они напуганы или наоборот, веселились?

- Пришли ли они на помощь котёнку? Получит ли котёнок помощь или собака его разорвёт?

5 предложение

- Зачем женщина выбежала на крыльцо? Как она это сделала? (Поспешно – быстро, торопливо.) Куда торопилась женщина? Помогла ли она котёнку?

Чтение текста до конца

- Почему женщина сердилась на мальчиков? Должно ли им быть стыдно, ведь они ничего плохого не сделали? Почему женщина говорила сначала сердито, а потом гневно? (Гнев – сильное негодование, возмущение.) Какое слово передаёт более сильное чувство? Что вызвало её гнев?

- Спасся ли котёнок? Кто его спас?

- Какой литературный жанр у этого произведения? (Рассказ.)

- У этого рассказа есть и другое название – "Плохо".

- Какой заголовок выбрали бы вы? Почему?

 Перечитывание текста.

Уч. с. 60 (Чтение начала текста хорошо читающим учеником вслух.Чтение диалога с соблюдением интонации.)

 Работа с текстом и иллюстрацией.

- У вас в учебнике есть иллюстрация.

- Какому эпизоду рассказа её нарисовал художник? Зачитайте.

- Почему мяукал котёнок? Как художник может передать, что котёнок очень испугался и просит о помощи?

(Задача у писателя и художника одна, а средства разные. Писатель, использует слово, пишет "Собака яростно лаяла, котёнок жалобно мяукал". Художник передаёт ярость собаки, беззащитность котёнка с помощью позы, выражения глаз, использования цвета, расположения фигурок на рисунке.

- Какое выражение лица у мальчиков? (Встревоженное, равнодушное, безразличное, заинтересованное?) – А у женщины?

- Какую иллюстрацию нарисовали бы вы к первой части рассказа?

- А ко второй? Легко ли это сделать? Почему? (Трудно передать в рисунке действие, эмоции.)

- Где происходят главные события: в первой части рассказа или во второй? Почему?

- Назовите героев рассказа. Положительными или отрицательными персонажами является женщина? Мальчики?

- Чем можно объяснить поведение ребят? ( Равнодушием.)

Равнодушие - состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, безразличное.

- Ответьте ещё раз на вопрос: "Что вызвало гнев женщины?"

- Как бы вы поступили на месте ребят? Женщины? А если бы собака вас укусила?

- Как автор относится к поступку мальчиков? Почему вы так решили? Откуда это видно?

(Осеева нигде прямо не говорит о своём отношении к мальчикам. Мы можем судить об этом по тому, как она рассказывает обо всём. Она подбирает такие слова, что нам становится жаль котёнка и страшно за него. Своим рассказом Осеева убеждает нас, что не делать ничего плохого – мало. Нужно делать добро, не оставаться равнодушным, когда рядом с тобой твориться зло, когда кто-то нуждается в твоей помощи.)

- Перечитайте рассказ так, чтобы передать мысль автора, его отношение к изображаемому.

Работа с произведением (выделение законченных смысловых частей, пересказ рассказа по плану).

-Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.

  • Вот это и плохо!
  • Собака яростно лаяла.
  • Как вам не стыдно!
  • Мальчики стояли и ждали.

-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения)

-Восстановите план. (2, 4, 3, 1)

Прочитайте пословицу: Жизнь дана на добрые дела. 
-  Как понимаете пословицу?

- Какие добрые дела вы совершали?

Решение проблемной ситуации. ИГРА «Капельки добра»
- Чего на земле больше: добра или зла? 
К какой группе относятся слова:  зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь. (Приложение 1) Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы добрых поступков  было больше. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершали. Возьмите на столах капельки и вспомните о хороших поступках.  (После своего рассказа выставляют шаблоны капелек на доску).

 -Вот,  видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки - в море добра.
Согласны ли вы с предположением, о том, что 
Жизнь дана на добрые дела. Почему?

Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда творить добро.

Итог урока.

- Прочтите стихотворение на слайде.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря!

- Чему научились вы у автора и героев рассказа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению на тему: В. Осеева «Собака яростно лаяла»

К учебнику "Родная речь" 1кл Л. В. Климанова, М. В. Голованова, В. Г. Горецкий издаваемого издательством "Просвещение"...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ В.ОСЕЕВОЙ «СОБАКА ЯРОСТНО ЛАЯЛА».

.Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Ка...

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме: В. Осеева "Собака яростно лаяла", И. Токмакова "Купите собаку"

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема урока: В.Осеева "Собака яростно лаяла", И.Токмакова "Купите собаку". (ФГОС)...