Использование форм и методов работы со сказками.
статья по чтению на тему

Пестрикова Елена Николаевна

В данной работе представлен материал по использованию системы форм и методов работы со сказкой как с культурным феноменом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_form_i_metodov_raboty_so_skazkami.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Пестрикова Елена Николаевна

                          учитель начальных классов

  Использование форм и методов работы со сказками.  

Сказка, с колыбели сопровождающая все человечество в целом и каждого его отдельного представителя, представляет собой удивительное явление человеческой культуры, многогранность которого порождает интерес специалистов самых разных областей научного знания [1].

В литературной энциклопедии терминов и понятий дается такое определение сказки: «Сказка – вид фольклорной прозы, известный у всех народов. В отличие от несказочной прозы (преданий, легенд, быличек) сказка воспринимались как «нарочитая и поэтическая фикция» [8].

Существует множество определений понятия «сказка», данных в различные исторические периоды разными научными школами. Простым, но достаточно емким является определение, данное фольклористом XX в. В. И. Чичеровым. «Под народной сказкой понимается устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях» [5].

К изучению сказки обращаются философы, раскрывающие ее смыслы как формы духовного опыта человечества, филологи, прежде всего фольклористы, размышляющие о «сказочном наряде памятливой души народа», этнографы и историки, привлекаемые тем, что подобно археологическому культурному срезу, сказка многослойна, в ее композиции, образах, деталях, языке можно обнаружить исторические свидетельства и элементы различных эпох, находящихся в едином временном сказочном пространстве, а также представители многих других дисциплин [1].

Ряд исследователей фольклора сказкой называли все, что «сказывалось». Так, академик Ю. М. Соколов писал: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера».

Попытку отличить сказку от других жанров фольклора предпринял более ста лет назад К. С. Аксаков. Говоря о различии между сказками и былинами, он писал: «Между сказками и песнями, по нашему мнению, лежит резкая черта. Сказка—складка (вымысел), а песня — быль, говорит народ, и слова его имеют смысл глубокий, который объясняется, как скоро обратим внимание на песню и сказку» [2].

Аксаков считал, что самое характерное для сказок - вымысел, причем сознательный вымысел. С этой трактовкой сказок не согласился известный фольклорист А. Н. Афанасьев. Афанасьев сделал следующий вывод: «Нет, сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира». Афанасьев был прав, хотя и исходил из особого, мифологического понимания генезиса сказки [2].

И.А. Ильин – ученый - фольклорист, специалист - сказковед, дает великолепное философско-поэтическое определение сказки: "Как и у других народов (у русского, возможно, ярче), сказка это объективированное созерцание сердца народного, символ его страданий и грез, иероглифы его души". Ученый дал свое определение сказки в 1942 году. Спустя сорок лет отечественный исследователь Т.Г. Леонова представила научное определение сказки, которое уточняет существо рассматриваемого вопроса. Приведем его: «Сказка – это эпическое, чаще всего прозаическое произведение с установкой на вымысел, произведение с фантастическим сюжетом, условно-фантастической образностью, устойчивой сюжетно-композиционной структурой и ориентированной на слушателя формой повествования». В этом смысле мы и будем понимать сказку [3].

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения [4].

Н.А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка [4].

Какое влияние сказка оказывает на развитие ребенка?

Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм написал замечательную книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил свой опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений - потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не - сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Чтобы обрести это чувство, нужна помощь взрослого. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе [9].

Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что такое произведение должно завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Словом, это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка. Почему же именно она?

Сказка - произведение искусства. Как подчеркивает Б. Бетельхейм, значение сказки различно для каждого человека и даже для одного и того же человека в разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем [9].

С другой стороны, культурное наследие человечества находит свое отражение в сказке, и через сказку оно сообщается ребенку. Особенно важна именно народная сказка, потому что она передается из уст в уста, из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые очень многими людьми. Но это не просто изменения. Они вносятся рассказчиком, исходя из реакций слушающего. Это изменения, которые человек считает для себя наиболее важными. Над народной сказкой, по словам Б. Бетельхейма, «трудятся» миллионы людей, отбрасывая неважные детали, прибавляя важные. Это делает сказку действительно сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Именно поэтому в сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжении всей его жизни, а также показан процесс разрешения этих проблем .

Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна «В некотором царстве, в некотором государстве...» или «В те далекие времена, когда животные умели разговаривать...», и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию [9].

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В не все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. По мнению Б. Бетельхейма,  это происходит не потому, что ребенок хороший по своей природе, а потому, что положение этого героя среди других - более привлекательно. Таким образом, считает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке .

Сказка очень близка ребенку эмоционально, по мироощущению, так как ребенок ближе к миру животных, чем к миру взрослых.

Если сравнить сказку с другими литературными произведениями, то станут еще более ярко видны ее несомненные преимущества. Так, например, сравнивая сказку с мифом, Б. Бетельхейм указывает, что миф, несмотря на то, что он также сгусток человеческого опыта и говорит с нами на языке образов, - пессимистичен, не утешителен, не способствует восстановлению чувства справедливости [9].

Если сравнить сказку с басней, то последняя тоже менее подходит ребенку. Она несет мораль скорее для взрослого.

По сравнению с фантазией сказка имеет еще одно преимущество - в ней все желания, даже самые неблаговидные (так называемые Эдиповы желания), могут быть выявлены, и о них можно говорить, обсуждать с родителями. Фантазии же ребенок открыто высказывать боится.

Б. Бетельхейм сравнивает сказку с рассказом из реальной жизни и приходит к парадоксальному выводу: реалистический рассказ, особенно если в нем есть причинно - следственные объяснения, психологически неправдоподобен для ребенка, потому что он их не понимает. Б. Бетельхейм писал: «Рассказы, действия которых происходят в современном мире, дезориентируют ребенка относительно реальности и вымышленности. Эти рассказы не могут быть созвучны внутреннему миру ребенка, они углубляют пропасть между внутренним и внешним его опытом. Они также эмоционально отделяют ребенка от родителей». По мнению Б. Бетельхейма, реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как это делают сказки [9].

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка [4].

Важная роль сказки в росте человеческой души, конечно же, не, исчерпывается прямым научением. Сказка дает школьникам на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире [10].

Сказка в определенной степени удовлетворяет, по крайней мере, три естественные психологические потребности ребенка:

  1. потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
  2. потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
  3. потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне, порождается другими персонажами [10].

Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды; активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликаться на состояние партнеров, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении; социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов - мотивационного, когнитивного и поведенческого.

Мотивационный компонент заключает в себе отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивный связан с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния; поведенческий обусловливает выбор адекватных ситуации способов общения и поведения и предполагает знание норм и правил общения, владение его технологией [10].

Помимо трех вышеназванных потребностей, существуют еще некоторые, актуализирующиеся у ребенка через сказку: потребность в нарушении запретов и правил, без чего невозможно совершить переход от детского состояния к взрослому и научиться принимать на себя ответственность за свои поступки, и потребность в абсурде, благодаря которому сказка становится посредником между внутренним (аутистическим) миром ребенка и внешним, объективным миром. Последняя из выделенных потребностей представляется важной в силу развития самосознания через сказку.

Сказка развивает оценочные суждения школьников; в процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: «Что (какие качества) больше всего ценится в людях? За что наказывают, а что поощряют? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?».

Сказка учит ребенка сопереживать и внутренне содействовать персонажам, и в результате этого сопереживания у него складываются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к ним. «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра...» [10].

Большой потенциал положительных нравственных поучений (в педагогическом смысле этого слова) несут в себе сказки. «Будьте внимательны к тому, кто попал в беду, не пройдите мимо и помогите ему» - такова основная мысль русской народной сказки «Заячьи слезы»; «за добро отблагодарят добром» - к такой мысли приводит детей русская народная сказка «Гуси-лебеди»; не будет счастлив тот человек, который другим желает несчастья и смерти, - этому учит русская народная сказка «Морозко»; о том, как важны в жизни взаимовыручка и поддержка, рассказывается в сказке  «Петушок и бобовое зернышко».

Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению [11].

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: «Сказка — ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок».

Сказка никогда не стареет. Она всегда современница родившегося дня, его проблем, потому что она утверждает высшую человеческую правду и красоту.

Со-страдание, со-весть, со-участие, со-чувствие, со-действие - это основы человеческого достоинства, чести - по строгой оценке народа. Именно в этом и состоит воспитательная ценность сказки, сущность исторического процесса осмысления и отбора, утверждения и восхваления высших нравственных качеств, признаваемых сегодня общечеловеческими [11].

Сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о должном и недолжном, о жизни и смерти. Почти любая сказка - это поле напряженной битвы добра и зла. Битвы, в которой рельефно проявляются как самые высокие, так и самые низменные стороны человеческой натуры. В сказках всё это изображено вполне доступно для восприятия ребёнка и в то же время совсем не примитивно. Это те необходимые уроки нравственности, без которых маленький человек не может сформироваться как полноценная, гармоническая личность [13].

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

Сказки о животных, взаимоотношение людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт [6].

Бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой, и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений [6].

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [6].

В литературе по сказкотерапии можно найти множество форм работы со сказками и метафорами, например:

  1. Анализ сказочного сюжета (например, анализ любимой сказки).
  2. Рассказывание сказок и историй, содержащих дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические или внушающие элементы.
  3. Групповое рассказывание сказок.
  4. Переписывание или дописывание сказок.
  5. Сочинение новых сказок.
  6. Рисование сказок.
  7. Постановка сказок и разыгрывание сказочных сюжетов.

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения [6].

Анализ. Цель-осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев [10].

Читая детям сказки, мудрые родители и педагоги создают в бессознательном запас жизненной прочности, символический «банк жизненных ситуаций». Если сказки не анализировать, многие ее смыслы и уроки останутся неосознанными. Анализ сказок поможет осознать и привнести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей Созидателя [7].

Схема размышления над сказками и их обсуждение представлены в таблице 1.

Таблица 1

Схема размышления над сказками и их обсуждение

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарий

Основная

Важно понять основные идеи сказки, то есть что с помощью ее нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить.

0 чем эта сказка? Чему она нас учит? В каких ситуациях

нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки?

Через основную тему нам передаются общие

нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы.

Линия героев сказки.

Мотивы поступков

Важно понять видимую и скрытую мотивацию

героев сказки.

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один Герой

был нужен другому?

Можно размышлять и

проводить обсуждение

отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом.

Линия героев сказки.

Способы преодоления

трудностей.

Важно "составить список" способов преодоления трудностей героями сказки.

Как герой решает проблему? Какой способ решения и

поведения он выбирает? Активный и пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается     передать ответственность другому?   В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, использование

волшебных предметов,

групповое решение проблем, важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей.

Линия героев

сказки.

Отношение к

окружающему

миру и самому

себе.

Важно осознать общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему

миру, другим героям.

Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, в каких

разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются

эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход

к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни.

Актуализиро-ванные чувства.

Важно осознать, какую

эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему.

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали страх? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой

с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас.

Образы и символы в сказках.

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки.

Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему "Что есть этот образ", но и словари образов, особенно юнгианские.

Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками [6].

  1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни человека, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
  2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
  3. Проигрывание эпизодов сказки. Постановка сказки группой детей или взрослых, проигрывание тех или иных эпизодов дает каждому участнику возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и отреагировать накопившиеся эмоции. Также сказка может быть поставлена в песочнице или с помощью кукол.
  4. Использование сказки как притчи-нравоучения, которая с помощью метафоры подсказывает человеку вариант решения проблемы [10].
  5. Рассказывание сказки. Прием способствует развитию фантазии, воображения, способности к децентрации. Человеку или группе людей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица из роли тех или иных действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.
  6. Переписывание сказки. Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя, необходимые персонажи, человек сам выбирает соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуаций, который кажется ему верным.
  7. Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития его личности. Сюжеты сказок должны содержать возможности для изменения героев, а также ситуации выбора, требующие от них соответствующего решения. Характеры положительных и отрицательных героев должны представлять собой сильные и слабые стороны личности человека [10].

Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.

Рассмотрим основные методы работы с детьми (Е. Журова, В. А. Запорожец, В. И. Лейбсон, Ф. А. Сохин [14].

  1. Целенаправленное наблюдение.
  • Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.
  • Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
  • Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
  • Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок) и характера действия [14].
  1. Сравнение.
  • Игра в сравнения («Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого — самое неожиданное и в то же время точное?»).
  • Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.
  • Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта.
  1. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей
  • Узнавание автора по стилю.
  • Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное.
  • Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
  • Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.
  1. Эксперимент с художественным образом [14].
  • Рассказывание от имени одного из героев произведения. Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.
  • Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.
  • Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то здесь все рассчитано на детскую фантазию, «вживание» в образ [14].
  1. Оценка и суждение.
  • Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказать достоинства своего героя и убедить слушателей.
  • Любимая сказка, любимый автор. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора - принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.
  • Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном.
  • Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Задача беседы - развить художественные ассоциации.
  • Беседа о жанре.
  • Беседа об авторе.
  • Самая смешная сказка. Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной книжке - в любом случае у ребенка развивается литературно-ассоциативное мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений [48].

Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман) [13].

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора.

  1. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. (Коллаж из сказок, сказка от смешного стишка, сказка от считалки, сказка от загадки, сказка от грамматической арифметики, сказка от фразеологизмов, сказка от задачки,  спасательные ситуации в сказках,  сказки от МФА (метод морфологического анализа), сказки от странных историй, сказки от просто стишков, сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора, сказки от фантастических явлений) [12].
  2. Случайные сказки. Забавные случаи из реальной жизни важны для развития фантазии у детей. Следует лишь умело подбирать их с учетом возраста детей, их настроения и ряда других факторов. Когда дети научатся продолжать сказочное развитие предложенных взрослыми случаев, крайне важно направлять внимание ребят на использование случаев из их реальной или воображаемой детской жизни.  (Сказки о бытовых предметах, сказки от «живых» капель и клякс, сказки о чудищах, сказки по смешанным образам, сказка продолжается) [12].
  3. Изменение ситуации в знакомых сказках. Рассказывая детям знакомую сказку, договариваемся что-то в ней изменить и этим побуждаем ребенка придумывать. (Перевирание сказки, сказка, но по-новому,  эксперименты в сказках, цветные сказки, семейная сказка, сериал в сказке).
  4. Решение противоречий в сказке. Научить видеть, понимать, решать противоречия - это значит научить детей думать и придумывать, то есть оригинально творить. (Сказки о фантастических странах, сказки от шуточных вопросов, сказки о любимых игрушках, сказки о путешествиях, сказки от превращений).
  5. Краткие истории: сказки от одного слова, сказки о временах года, запахах, звуках, сказка по аналогии с известными, сказки по комическим рисункам, сказки по завуалированным картинкам.
  6. Моделирование сказок: сказки с новым концом, сказка с середины, частица «не» и новая сказка, из сказки убежали все глаголы (существительные) [12].
  7. Сказки к волшебным рисункам. Волшебный рисунок поможет ребенку сочинить волшебную сказку.  (По следам к сказке, от точек - к сказкам, сказка от пословицы).
  8. Гадание на кофейной гуще и сказка. Специалисты в области психологии относят, гадание на кофейной гуще к психогимнастическим играм. Подобные психологические игры помогают детям снять напряжение, понаблюдать за своим собственным поведением и поведением сверстников, вызывают определенные ассоциации и, наконец, пробуждают фантазию.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно [12].

Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Сказка является одним из важнейших психолого-педагогических средств формирования личности. Сказка побуждает ребенка к собственным размышлениям, формирует ряд вопросов, поиск ответа на которые стимулирует развитие личности. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений. Именно поэтому велико значение сказок в воспитании детей, они занимают ум, чувства, воображение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  Андреева В.Н. Сказка как форма организации детского опыта [Электронный ресурс]/ официальный сайт "Детская психология для специалистов" — Childspy.ru.- Режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10267.php.
  2. Аникин В.П. Русская народная сказка. Пособие для учителей.-М.: Просвещение ,1977.- 208с.
  3.  Баринова К., Баринов В. Волшебное царство русской народной сказки в творческом наследии И.А.Ильина. [Электронный ресурс]/ официальный сайт Русская линия Православное информационное агенство.- Режим доступа: http://www.rusk.ru.
  4.  Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0078/index.shtml.
  5.  Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. - 240 с.
  8. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. Институт науч. Информации по общественным наукам РАН.-М.: НПК «Интелвак», 2003.- 1600стб.
  9. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, -- 374 с. [Электронный ресурс].  - Режим доступа: http://www.pedlib.ru
  10. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка.-СПб.: Речь, 2007.-296с.
  11. Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей. Семинар руководителей и учителей воскресных школ  в  г. Твери ».- Режим доступа:  http://www.dethor-tver.narod.ru 
  12. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой [Электронный ресурс]/ Онлайн Библиотека.- Режим доступа: http://www.koob.ru.
  13. Шишова Т. Сказкотерапия //Домашнее воспитание.-  №1.- 2008, с.16-23.
  14. Этот волшебный мир сказки [Электронный ресурс].- Режим доступа:        http://www.kostyor.ru      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы со слабоуспевающими учащимися»

На протяжении многих лет моей педагогической деятельности меня интересовала проблема неуспеваемости учащихся, так как  в каждом классе у меня были дети , которые требовали особого внимания...

Работа с одаренными. Формы и методы работы на уроках православной культуры и во внеурочное время.

В статье раскрываются формы и методы работы с одаренными детьми. В презентации показаны результаты нашей деятельности....

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Использование различных форм и методов работы для повышение профессиональной компетенции воспитателя ГПД

Профессионально компетентным можно назвать воспитателя ГПД, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результат...

Использование форм и методов обучения на уроках ОРКСЭ для активизации познавательной деятельности учащихся

Курс ОРКСЭ (все его модули) направлен на развитие таких качеств личности, как милосердие, сострадание, любовь и уважение к ближним. На уроках, кроме традиционных можно использовать различные методы и ...