Читательская конференция в 4 классе по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

В этой разработке дан подробный сценарий проведения  читательской конференции.Отмечены все этапы предварительной подготовки.Используются разнообразные виды работы с текстом: чтение наизусть,  выборочный пересказ, пересказ, близкий к тексту, краткий пересказ, словесесное рисование, чтение по ролям, свободное высказывание своего мнения.Все дети это произведение воспринимают с восторгом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_konferentsiya_v_4_klasse_po_rasskazu_v.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

                  Из папки Ильиной Лидии Николаевны

«Внеурочная деятельность  «Читайка»   в начальной школе»

Читательская  конференция в 4 классе   по рассказу   В. П.  Астафьева   «Васюткино  озеро»

           Тема:  «Тайга, кормилица, хлипких не любит»

Цели:

1Расширить представление учащихся о детской литературе

2 Раскрыть перед  детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями,

 3  Формировать культуру чувств, общения.

Задачи:

1 Развивать эстетический вкус ребёнка, речь

2 Воспитывать любовь к родной природе, гуманность, любовь ко всему живому вокруг

3 Учиться выражать своё отношение к окружающему миру

4 Расширять представление  об окружающем мире

 Предварительная подготовка

(Рассказ прочитывается учителем во внеурочное время)

1   В уголке внеклассного чтения помещены вопросы для подготовки к конференции:

а  )Как Васютка попал в беду?

б   )Сколько ночей провёл он в тайге ,у  Енисея?

в  ) Как вы думаете, почему Васютка не пропал в тайге?

2  Распределены индивидуальные и групповые задания по тексту

3   Консультации   у   учителя по групповым заданиям

4  Оформлена электронная  выставка книг Астафьева для детского чтения: «Гирманча находит друзей»,  «Песнопевица»,  «Капалуха», «Стрижонок Скрип», «Последний поклон»,  «Конь с    розовой  гривой», «Гуси в полынье», «Белогрудка»,  «Зачем я убил коростеля?», «Зорькина песня»

5 Выпуск литературной странички  о жизни и творчестве писателя, отрывки из воспоминаний писателя о себе и своей работе

6  Стенд с рисунками учащихся к произведениям писателя.

7 Презентация  «Жизнь и творчество В.П.Астафьева»

                         Ход конференции

Минутка релаксации :улыбнулись друг другу,  подарили хорошее настроение

1   Вступительное слово учителя

Сегодня  мы собрались на читательскую конференцию, посвящённую рассказам Астафьева . Перед нами выставка книг, мимо которых нельзя пройти. Они должны стать вашими друзьями. Писатель  рассказывает  о добре и зле, о  жизни и смерти, о кровной связи   человека с  природой. Он предупреждает, что жизнь человека и природы хрупка, нужное беречь.

В.П. Астафьев сказал  однажды, что    писать   ему  хотелось  бы  так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе , а душа читателя  таяла, знобило бы кожу у него, и от    восторга, от любви захотелось  бы  ему  перецеловать каждое  деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть  прекрасный  мир  вокруг него, и он в  этом мире есть, сопричастный  всему великому  и  живому, и понял  бы  он, человек,   что назначение его на   земле  - творить  добро.

Обратите внимание на удивительно доброе  лицо этого человека, который так   любит  свою  диковатую  Сибирь и с такой  гордостью   говорит:  «Я  рано и навсегда полюбил дивную нашу природу,  лес,  Енисей, земляничные поляны за селом  ,звонкие речки, солнце,  отвесно стоящее  над домами  и горами…»

Произведения Астафьева-это его жизнь. В  них щедро раскрывается  сердце писателя.

2   Беседа с учащимися

  1. Почему озеро названо Васюткиным?
  2. Давайте проследим, как Васютка нашёл это озеро и людям показал,   что пришлось ему пережить.
  3. Какие трудности  испытали  рыбаки    из бригады  Григория Афанасьевича Щадрина- Васюткина отца?

  (свободный пересказ по плану, записанному на доске)

«Рыбаки совсем было приуныли»

«Далеко ушли рыбаки в низовье Енисея»

«Потянулись однообразные дни»

«Совсем скучное житьё началось у  Васютки»

Чтение наизусть со слов :  «Это озеро не отыщешь на карте…»- до слов:   «Находить что – нибудь   новое,  интересное»

2  )Разговор  Васютки с матерью.

Чтение  по ролям со слов   : «Васютка проснулся поздно»- до  слов :  «Весело насвистывая, шёл он по тайге»

Вывод:  «Тут уж с матерью не поспоришь. Таков старинный порядок : идёшь в лес- бери еду, бери спички»

  1.    Что такое  затеси?

Чтение наизусть со слов:  

«…всякая таёжная  дорога  начинается  с затесей…»- до слов:  «…и получится тропинка.»

  1. Охота на глухаря

Пересказ   близко   к тексту со слов :  «Вдруг впереди  Васютки  что-то сильно  захлопало» - до слов : «…сунул птицу в мешок.»

  1. Первая ночь в тайге:

а)  сжатый пересказ со  слов:  « В лесу сделалось совсем тихо»- до слов : «Снизу подогревало»

б)  пересказ близко к тексту со слов:  «Затянутый  хлопотами,   Васютка  не так  остро  чувствовал  одиночество»- до слов :  «..и несёт их  к  костру»

6) Ночёвка  Васютки  возле речки.

Пересказ близко к тексту со слов :  «Пошёл дождь»- до слов : «..забылся  тяжким сном»

Выводы  от пересказов о самой страшной для Васютки ночи:

 Он храбрый, не побоялся  сходить  в сторону темного предмета, помнил, чему его учили, много знал из рассказов  рыбаков и охотников. Мальчик был трудолюбивым,  запасся дровами на ночь, наломал сучья, приволок  сухую валежину,   выворотил старый пень, развел костёр, приготовил еду из глухаря.

7)  Встреча с Енисеем

Чтение наизусть до слов :  «Неожиданно лес расступился»- до слов:   «…закружилась над рекой»

8)  Кто спас  Васютку?

Чтение по ролям со  слов  : «Под утро  он и в самом  деле уловил равномерно повторяющиеся  звуки» - до  слов: «..домчим хлопца мигом.»

9)  Встреча  Васютки  с дедом Афанасием, матерью и отцом.

Выборочное чтение

(словарная работа: подчеркиваем   слова,  которые передавали волнение, страх, радость   близких   при встрече)

10  )Как вы думаете, что мог рассказать Васютка  отцу про озеро, которое отыскал?

Творческий рассказ

11)  «Вот и озеро  Васюткино»

Чтение  наизусть со слов : «На районной карте  появилось ещё одно      голубое   пятнышко» и до конца..

3      Подведение итогов:

1)Найдите слова  отца и дедушки  «Тайга, кормилица, хлипких не любит».

2) Какие волнующие страницы запомнились?

(как он вышел к   речке,    как хорошо  знал все приметы:

 Кровянистое   небо -  к ветру,  вызвездило – к холоду,   знал  фокусы тайги: гудок  всегда  откликается  на    ближнем  водоёме.)

3)Как вы думаете,   почему Васютка не пропал в тайге?

(Он  находчивый, смелый,  храбрый, умелый, трудолюбивый, умный.)

4                        Вывод учителя:

 

В.П.Астафьев  чуду природы не перестаёт удивляться:  пишет ли он о птицах, об озере, о деревьях или животных. Все его рассказы наполнены  глубоким  поэтическим раздумьем о жизни,  добротой к человеку, любовью к родной  природе.

В этом рассказе затронуто  много вопросов: об отношении людей друг к другу, о доброте , о взаимоотношении  человека с природой, об умении страдать, сопереживать, чувствовать чужую боль, как свою собственную.

Рассказ заставляет  думать  о жизни и смерти, горе и радости, о красоте природы.

Ещё  учась в школе, Астафьев писал сочинение о том, как  мальчик заблудился  в  тайге и нашёл неизвестное озеро.

Это сочинение  было признано  лучшим  и помещено в рукописный школьный журнал.   Спустя много лет оно   легло в основу  рассказа  «Васюткино  озеро».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Читательская конференция по страницам любимых книг и журналов в 3 классе

Читательская конференция по страницам любимых книг и журналов...

Читательская конференция по рассказу Куприна "Белый пудель"

Читательская конференция, направленная на формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на сонове  традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе и др...

Читательская конференция в 3-4 классах по "Рассказам о войне" С.Алексеева

На читательской конференции дети знакомятся с биографией С.Алексеева и его рассказами "Сила", "Генерал Жуков" и "Генерал Федюнинский". К каждому из рассказов дано задание...

Читательская конференция «Родник души», 3-4 класс.

Читательская конференция  «Родник души», посвещена к 180-летию Ы.Алтынсарина. Учащиеся расширят  и углубят знания о творчестве Ы. Алтынсарина,  о судьбе человека, ...