Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Кузяева Ольга Ивановна

Класс: 4

Предмет: «Литературное чтение»

Тема урока: Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Место урока в изучаемой теме: 46 урок

Продолжительность урока: 45 мин

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: знакомство с творчеством Е. Л. Шварца, «Сказка о потерянном времени»: основная мысль произведения, характеристика героев, их поступков.

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Знакомство с особенностями творчества Е. Л. Шварца, обучение анализу художественного произведения, установление причинно-следственных связей между поступками героев и результатами их деятельности, знакомство с пословицами и поговорками, возможностями их использования в различных жизненных ситуациях.

2.Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся; развитие умения работать с учебником, словарём и компьютерными ресурсами для получения наиболее точной полной информации; развивать познавательный интерес к предмету;

3.Воспитательные:

- формировать понятие ценности времени;

- воспитывать ответственность за свои поступки;

- воспитывать умение прогнозировать результат своих действий.

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: : мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение. 4 класс» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, книги с пословицами и поговорками, раздаточный материал  для работы в группах.

Предполагаемый результат:

- Учащиеся имеют четкое представление о понятиях «актуальность сказки» и «ценность времени», формируется понятия трудолюбия, разумного использования времени, продолжают знакомство с отечественной культурой,

-  умеют давать оценку различным жизненным ситуациям и поступкам,

-  способны дать анализ своим действиям и действиям товарищей,

-  умеют  работать в составе группы, анализировать учебный материал, излагать свою точку зрения.

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

(Планируемые результаты)

1

с-1

Организационный

 1-2 мин

Звучит тиканье часов. Приветствие.

Уч-ся рассаживаются за 4 стола

Психологический настрой на совместную работу

2

с-2-7

Постановка учебной задачи

Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через организацию совместной деятельности, решающей проблемную ситуацию; активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие творческой активности заинтересованность в предстоящей работе.

10 мин

Работа с презентацией.

Сегодня мы будем знакомиться с произведениями удивительного писателя, сценариста и драматурга

Е. Л. Шварца, который так плодотворно работал, словно, у него в сутках было 25 часов.

Он родился в 1896 году в Казани в семье медиков. Литературное образование получил в Москве, а с 1921 года по 1958 жил и работал в Ленинграде. Трудился здесь и в блокаду.

О своём творчестве Евгений Львович сказал так:

«Меня Господь благословил идти,

Брести велел, не думая о цели.

Он петь меня благословил в пути,

Чтоб спутники мои повеселели…»

Е. Шварц – человек - легенда. В своих произведениях он помещает известных сказочных героев в новые, порой современные, ситуации, обогащает их образы.

Мы встречаемся и с Золушкой, и с Котом в сапогах, и со Снежной королевой. Но в сказке «Золушка» Ш. Перро нет мальчика – пажа, а у Андерсена в «Снежной королеве» нет советника.

Е. Шварц – владыка сказочного королевства.

Мы встретимся с его актуальной во все времена «Сказкой о потерянном времени. Она была экранизирована, а на студии «Союзмультфильм» выпущен одноимённый мультик.

Назовите глаголы, которые характеризуют, что человек чаще всего делает со временем.

Отгадайте загадку: 

Его теряют и упускают,

Его тратят и убивают,

О нём вспоминают и сожалеют,

А оно то летит, то идёт Всегда лишь вперёд и вперёд.

Почему сказка «актуальна», хотя написана  в 1940 году?

Значит, ценность времени должна быть отражена в пословицах и поговорках.

В каждом конверте два изречения. Соберите их.

Приложение 1.(каждая пословица разрезана на отдельные слова)

Как вы понимаете их значение?

Каковы цели нашего урока?

Теряет, экономит, тратит, упускает и т. д.

Командиры групп выбирают конверт. Работа в группах.

Каждая группа зачитывает свои высказывания и объясняет их.

Время

Во все времена человек должен уметь владеть временем.

Научиться разумно распределять время;

познакомиться с героями «Сказки о потерянном времени»;

научиться их характеризовать.

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- развитие интереса к изучению отечественной литературой, формирование понятия важности рационального владения временем. Коммуникативные УУД:

развитие умения работать в группе, принимать совместное решение

3

Физкультминутка

1 мин

Ровно 1 минута даётся вам на отдых

Ребята в группах решают как отсчитать 1 мин и выполняют физические упражнения

4

с

8-10

Работа над текстом (с использованием презентации)

15мин

На экране для вас представлено 1 задание: прочитайте 1 часть сказки по ролям. Что нам необходимо определить, чтобы вжиться в роли героев?

Как её назовёте?

Прочитайте 2 часть про себя. Определите её главную мысль. Как назовёте? Найдите в тексте эпизод
к иллюстрации  и прочитайте его.

Работа с 3 частью.

Что написано на картинке?

Уч-ся описывают внешний вид героев, их речь, мотивы поведения.

Старик.

После читают 1 часть по ролям.

Дети работают в группах.

Трудиться должен каждый. «Бедный я старик! Несчастный я мальчик!»

Дети находят в тексте и читают, как Петя Зубов слушает разговор волшебников.

Познавательные:

Развитие умения работать с текстом,

развитие интереса к родному языку,

развитие способности анализировать и систематизировать материал.

Регулятивные:

Развитие умения принимать смысл поставленной задачи.

Личностные УУД:

осознание ценностей поступков,

давать им оценку.

Коммуникативные УУД:

развитие умения работать в коллективе, принимать высказывания других.

5

с-11

Домашнее задание Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через творческое домашнее задание

1-2 мин

Посмотрите на экран. Что здесь изображено? В группах инсценируйте этот эпизод.

Дети к следующему уроку инсценируют разговор волшебников.

Личностные УУД:

самоопределение

с

12-13

Продолжение работы над текстом.

8-10 мин

Придумайте название части сказки, в которой описываются эти события.

Прочитайте самый напряжённый момент сказки

«Старики возвращают время»

Дети читают, как ребята переводят стрелки часов.

6.

Рефлексия. Итог урока.

Цель: Создание условий для рефлексии

5 мин

Могут ли заключительные слова сказки выводом к сегодняшнему занятию? Почему?

Что понравилось на уроке? Что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания?

Ребята объясняют, что человек, теряющий время, впустую растрачивает свою жизнь.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Приложение 1

1 конверт

Не откладывай  на завтра  то, что  можно сделать  сегодня.

Упустишь  минуту  - потеряешь  час.

2 конверт

Без дела  жить  - только  небо  коптить.

Скучен  день  до вечера,  коли  делать нечего.

3 конверт

Лучше  поздно,  чем  никогда.

Время  как воробей:  упустишь  - не поймаешь.

4

конверт

Время  не деньги,  потеряешь  - не найдёшь.

У молодых  время  тянется,  а  у стариков  бежит.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Евгений Львович Шварц «Сказка о потерянном времени» Учитель ГБОУ СОШ №326 Кузяева Ольга Ивановна

Слайд 2

«Меня Господь благословил идти, Брести велел, не думая о цели. Он петь меня благословил в пути. Чтоб спутники мои повеселели...» 1896-1958

Слайд 3

Имя Евгения Львовича Шварца окружено легендой. Легенда не врет, но и не говорит всей правды. Легенда проста - жизнь сложна, и в ней "все замечательно и великолепно перепутано". Вошел Шварц в литературу как детский писатель, в 20-е годы он работал в журнале "Еж и Чиж", а потом стал драматургом и инсценировал многие сказки.

Слайд 4

Поэтому знакомство с творчеством этого писателя для нас подчас начинается не с книг, а с фильмов. Увидев в детстве старый добрый фильм "Золушка" (он снят по сценарию Шварца), мы на всю жизнь запоминаем удивительные слова маленького пажа: "Я не волшебник, я только учусь ".

Слайд 5

Поистине, Евгения Львовича можно назвать владыкой Сказочного королевства . Какое разнообразие сказок: "Снежная королева", "Голый король", "Два клена", "Сказка о потерянном времени", "Золушка" и многие другие.

Слайд 7

Его теряют и упускают, Его тратят и убивают, О нём вспоминают и сожалеют, А оно то летит, то идёт Всегда лишь вперёд и вперёд. (Время)

Слайд 8

Прочитайте первую часть сказки по ролям

Слайд 9

Найдите в тексте эпизод к иллюстрации и прочитайте .

Слайд 10

Что написано на картинке?

Слайд 11

Инсценируйте этот эпизод

Слайд 12

Придумайте название части сказки, в которой описываются эти события:

Слайд 13

Прочитайте самый напряжённый момент сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 1 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном времени”.Дидактические:1. Познакомить...

Технологическая карта урока литературного чтения : Е.Шварц “Сказка о потерянном времени. 2 часть” ( УМК "Школа 21 века", 3 класс)

Тип урока: открытия “нового” знанияЦель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе ознакомления учащихся с произведением Е.Шварц “Сказка о потерянном вр...