Методическая разработка по теме: «Задачи уроков внеклассного чтения»
методическая разработка по чтению на тему

Слободина Валерия Владимировна

Урок внеклассного чтения — это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность и занимательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_chtenie.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

«Задачи уроков внеклассного чтения»

  • Выбор структуры урока внеклассного чтения в зависимости от этапа обучения.
  • Требования к детским книгам на разных этапах внеклассного чтения, приёмы работы с книгой.
  • Задачи уроков внеклассного чтения.

Урок внеклассного чтения — это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность и занимательность.

«Уроки внеклассного чтения призваны решать весьма ограниченный и строго определённый круг задач. Они должны познакомить каждого ребёнка с тем, что можно выбрать для чтения; показать ему, отчего книги, газеты и журналы для чтения выбирают, а не читают всё подряд; выработать у него навыки ориентировки в мире книг, умение пользоваться элементарной справочной литературой и проверить, научился ли ребёнок тому, как надо читать, чтобы извлечь из чтения всё, что можно для сердца и ума», — пишет Н. Н. Светловская.

Внеклассное чтение — это раздел обучения самостоятельному чтению, цель которого — формирование у детей основ читательской самостоятельности, развитие читательских интересов. Именно Н. Н. Светловская определила, что входит в понятие читательская самостоятельность: как личностное свойство «читательская самостоятельность характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений и навыков, дающей ему возможность с наименьшей затратой времени и сил реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью».

Система внеклассного чтения эффективна при следующих условиях:

1) соблюдении преемственности в знаниях, умениях и навыках, которые учащиеся получают на разных этапах обучения.

2) целенаправленном отборе лучшей литературы для уроков и самостоятельного чтения учащихся (естественно, с учётом права выбора книг каждым учеником);

3) связи уроков литературного и внеклассного чтения;

4) помощи со стороны учителя в индивидуальной и коллективной работе учащихся с книгой.

Урок внеклассного чтения — это самостоятельный предмет, материалом для которого должны служить лучшие образцы литературы для детей, сочетающие в себе высокую идейность и яркую образность, доступность и занимательность. И самое главное — они должны быть современны, интересны сегодняшнему школьнику. Ведь жизненный опыт детей ещё крайне невелик, а реальное окружение чаще всего мало что может добавить к этому опыту. Показать ребёнку картину мира во всём её разнообразии, представить ему объекты и ситуации для оценки и выбора; помочь ему пока эмоционально, интуитивно увидеть достойную цель и потянуться к ней — вот что может сделать детская литература и детская книга. Потому-то в ней как научные, познавательные, так и художественные, эстетические функции обязательно реализуются, если эта литература по-настоящему хорошая.

На уроках внеклассного чтения в начальной школе мы учим детей ориентироваться в книге, т.е. показываем, какие её элементы ещё до чтения могут рассказать о её содержании (обложка, титульный лист, иллюстрации, предисловие, послесловие, содержание, аннотация и др.).

При этом урок внеклассного чтения имеет и свои специфические методы: чтение-рассматривание, беседа, выразительное чтение и рассказывание, самостоятельная работа с текстом.

Особенно эффективно метод рассматривания книги используется в I классе, когда учащиеся начинают овладевать техникой чтения и способны воспринимать книгу только по некоторым её внешним показателям (иллюстрация или название книги). Этот метод активизирует их словарь, воображение, фантазию, даёт мысли определённую направленность. Перепроверка, осмысление своих догадок в процессе и после чтения — следующий момент в целенаправленной читательской деятельности, во время которой используются методы, знакомые учителю на уроках литературного чтения: беседа-дискуссия, пересказ и т.д.

На каждом этапе системы внеклассного чтения есть свои специфические задачи. Так, на подготовительном и начальном этапах необходимо увлечь детей чтением книг. Именно на этот этап падает особая ответственность, когда ребёнок ещё только рассматривает книгу или слушает, когда ему читают взрослые. Здесь закладываются основы потребности читать, эмоционально-радостное отношение к общению с книгой.

Работа на каждом этапе содержит определённые трудности. Без специальных педагогических усилий, направленных на «оживление» читаемого материала, в чтении ребёнка может появиться монотонность, обедняющая восприятие. Необходимо помочь детям преодолеть трудный рубеж овладения техникой чтения, чтобы она не сковывала их воображение, не умаляла силу чувств, не гасила сопереживание с судьбами персонажей. Большое значение в этом имеют игровые моменты: игра в «страну слов», звуко-буквенные игры, игры, стимулирующие воображение в ответ на прочитанное, кукольный театр. Учитель должен стремиться к тому, чтобы ребёнок испытывал от чтения удовольствие, питающее его фантазию, его чувства, его мысли. Одновременно перед педагогом стоит задача вызвать у учащихся интерес к книге как самостоятельному объекту, который определит эмоциональное положительное отношение к читаемому. Сам вид издания вместе с интересом к тексту вызывает у детей желание рассмотреть книгу ещё раз и  прочитать её. Красочные иллюстрации сразу же притягивают внимание учащихся, готовят их к восприятию текста, а после чтения позволяют ещё раз пережить прочитанное, соотнести словесные и зрительные образы.

Выбор структуры урока

внеклассного чтения в зависимости от этапа обучения.

Подготовительный этап

Начальный этап

Основной этап

Заключительный этап.

1 кл. 1-ое полугодие (1-3)

1 кл. (1-4)

Проводят занятие в период обучения грамоте.

20 минут 1 раз в неделю. Слушание – рассматривание.

Структура урока.

  1. Краткая беседа, предшествующая чтению вслух 2-3 минуты. (подготовка к восприятию)
  2. Чтение вслух произведения учителем. 5-7 минут.
  3. Рассуждение о прочитанной и рассматриваемой книги (мнение, оценка, автор) 7-9 минут.
  4. Рекомендация к домашней работе. 1 минута.

(совет, а не требование, рекомендация: прочитать другие книги этого автора или на эту тему; пересказ, рисунок)

1 кл. 2 – ое полугодие (1-3) 2 кл. (1-4)

Урок 45 минут 1 раз в неделю.

Обязательная индивидуальная деятельность по образцу под наблюдением учителя.

Чтение-рассматривание.

Ориентация в группах книг.

1. Решить задачу по ориентировке в группе книг с целью выбора нужной книги по заданным учителем приметам до 5 минут.

2. Чтение книги учителем  вслух до 7 минут.

3. Размышление о прочитанном (беседа-рассуждение) до 5 минут.

4.Самостоятельное знакомство с новой книгой (индивидуальная работа) до 5 минут.

5.Чтение нового произведения про себя до 10-12 минут.

6. Коллективная оценка с/р.

7. Рекомендация к Д/З

 (не задание)

2 кл. (1-3)                 3 кл. (1-4)

Урок 45 минут 1 раз в неделю.

Обязательная с/р по заданным признакам на уроке и вне урока.

Чтение-рассматривание с целью выбора книги и освоения её содержания в соответствии с заданием.

Структура урока.

1. Коллективная работа с выставкой книг, прочитанных к уроку (общее знакомство, оценка целесообразности выбора, выделение наиболее интересных книг для обсуждения) 3-5 минут.

2. Беседа о героях прочитанных книг и их авторах 30-35 минут.

3. Дополнение, расширение, уточнение читательского опыта учителем до 5 минут.

4. Задание на дом (разъяснить новые темы и цели предстоящего самостоятельного чтения) 2-3 минуты.

3 кл. (1-3)            

4 кл. (1-4)

Урок 45 минут 1 раз в 2 недели.

Обязательная с/р в рамках избранной темы на уроке и вне урока.

Чтение-рассматривание с целью выбора печатных источников и освоения их содержания в зависимости от отличительных читательских возможностей и интересов.

Структура урока такая же, как и на основном этапе.

1 детская книга 8-16 стр.

Типовое оформление.

2-4 детские книги 8-30 стр.

Вводится осложнённое оформление.

Художественные и научно-познавательные детские книги с ограничением объема.

Группировка монографическая. 

Художественные, научно-познавательные и справочная литература без ограничения объема.

Группировка тематическая.

Готовиться к уроку внеклассного чтения учащиеся начальных классов начинают на основном этапе. Учитель размещает материалы в уголке внеклассного чтения.

Требования к детским книгам на разных этапах

внеклассного чтения, приёмы работы с книгой.

Основные требования к отбору детских книг в качестве учебного материала для уроков внеклассного чтения — это требования количественные и качественные.

Количественные требования досконально выверены и апробированы методической наукой. На вопрос, сколько детских книг может, а потому должен освоить любой ребенок за время, отведенное на занятие внеклассным чтением (20 мин на подготовительном этапе), на уроке внеклассного чтения (45 мин на последующих этапах) и даже в течение недели, четверти, полугодия, года или всего срока обучения, можно ответить абсолютно точно. Оптимальные нормы таковы:

Подготовительный этап — одна новая детская книга на каждое занятие.

Начальный этап    — группа книг (от двух до пяти в зависимости от цели); при этом две книги читаются и рассматриваются на уроке, а остальные даются детям в ознакомительном плане.

Основной этап            — группа книг (10—12 и более), которыми, учитывая  реальные возможности школы, класса, может быть представлено творчество того или иного писателя или тема чтения.

Заключительный  — круг чтения  без  ограничения,  представленный не

только книгами, но и карточками на прочитанные детьми   книги, выписками из книг; обязательна детская справочная литература по теме (одна-две книги)   и периодика   (газеты, журналы).

Кроме того, любое занятие внеклассным чтением, побуждает детей самостоятельно обращаться к книгам из доступного круга чтения  (дома, в классной, школьной, районной детской библиотеках, у знакомых и т. п.), рыться в них, отыскивая и выбирая книги, аналогичные тем, что читались и рассматривались на уроке: такие же, или о том же, или того же автора (на подготовительном этапе);

хорошо знакомые книги, отвечающие на вопросы, поставленные учителем (начальный этап);

новые для ребенка книги на тему по цели и приметам, заданным учителем, но исходя из собственных читательских возможностей, т. е. прежде всего посильные (основной этап);

любые доступные книги по теме предстоящего урока по собственному выбору, но в аспекте ее раскрытия, избранном ребенком и предпочтительном именно для него (заключительный этап).

Все книги — и те, которые соответствуют заданию, и те, которые просто заинтересовали ребенка, пока он отыскивал книгу нужную, соответствующую заданию,— дети с 1-й недели обучения приучаются приносить, хотя бы на день, в классный уголок чтения, чтобы показать учителю и товарищам (поделиться с ними общим духовным богатством). Практика показывает, что таким образом через уголок чтения у детей появляется возможность познакомиться в неделю не менее чем с четырьмя-пятью интересными книгами (и теми, что запланированы обучением, и теми, что выходят за рамки тематики занятий, в частности совершенно новыми, только что вышедшими в свет).

Разумеется, в зависимости от этапа обучения детские книги осваиваются учащимися по-разному: на подготовительном этапе дети слушают, как книги читает им учитель, и самостоятельно рассматривают книги, пробуют их читать (но только по желанию) сами. На начальном этапе одну книгу дети по-прежнему слушают в чтении учителя и рассматривают коллективно, другую непременно читают под наблюдением учителя в классе сами, а дома перечитывают, если хотят, те книги, с которыми уже знакомы. Конечно, если ребенок умеет читать (научился до школы) и хочет, он читает любые книги по собственному выбору, но это чтение не является запланированным результатом обучения. Значительное накапливание читательского кругозора на этом этапе происходит путем ознакомления детей с книгами, которые они целенаправленно (в упражнениях) обучаются различать по содержанию на уроке, а также во внеурочное время, когда интересуются, какие книги приносят в уголок чтения товарищи.

Знание книг — это основа интереса к книгам, к чтению. О знании детьми книг можно говорить тогда, когда они овладели в результате обучения замкнутой (системной) группировкой доступного круга чтения в целом (в данном случае — группой книг, заданных уроками внеклассного чтения) и каждый из детей может теперь в случае необходимости мгновенно воссоздать по памяти содержание знакомых книг, название и образ нужной книги, чтобы при выборе легко найти и отграничить от всех прочих книгу нужную и аналогичные ей (о том же, того же автора), чтобы не пропустить, не «узнав», новых книг, в частности о том же, если это «то же» интересует ребенка, или о том, чего еще не знал, не читал.

На основном и заключительном этапах обучения учащиеся читают книги по собственному выбору к предстоящему уроку внеклассного чтения дома и учатся быстро и точно рассказывать о прочитанном, используя всю имеющуюся читательскую подготовку (обязательно и ту, которая получена на уроках классного чтения!), исходя из следующих норм:

Основной этап

I        полугодие   —одна книга в неделю, из которой прочитывается не менее одного произведения объемом 3—5 страниц.

II        полугодие—одна книга в неделю, из которой прочитывается несколько произведений объемом 7— 10 страниц.

Заключительный этап

I        полугодие   —две-три   книги   в   месяц,   газета   и   журнал для детей (постоянно).

II        полугодие—одна   «толстая»   книга   (100  и  более  страниц) или несколько «тонких» того же объема и непременно справочная литература по теме, а также номера текущих журналов и газет для детей (систематически).

Требования к книгам.

Подготовительный этап

Начальный этап

Основной этап

Заключительный этап

Типовое оформление

1. Фамилия автора.

2. Название.

3. Дана характерная для содержания картинка.

Небольшие по объёму:

1-2 печатные страницы из книги объёмом 14-30 страниц. (т.е – остальное для рассматривания).

По структуре:

1) книги, содержащие                1 произведение 1 автора (одноименные)

2) книги, содержащие несколько произведений 1 автора

3) книги, содержащие произведения разных авторов

Эстетика оформления.

Вводное осложнённое оформление.

1. Может отсутствовать фамилия автора, заглавие, иногда и то, и другое (дают потом).

2. Начертание букв и слов, составляет фамилия автора и заголовок, графически осложнено; разное расположение (учащиеся принимают их за элементы оформления)

3. Может быть большое количество дополнительных надписей.

Для самостоятельного

чтения

1. Крупный шрифт.

2.Небольшая длина строки.

3. Текст 50-60% страниц, остальное иллюстрации.

4. Большие поля.

Разное оформление.

Серьёзная библиотечно-библиографическая работа

1. Знакомство с тематическим каталогом.

2. Развитие способностей ориентации в книгах: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие.

3. Каталожная карточка.

4. Систематизация прочитанного:

А) писатель – произведения 

-Что написал Житков?

Б) писатель тема

-О ком пишет Житков?

В) тема- писатели

-Кто пишет о животных?

Г) писатель – темы

-На какую тему пишет Житков (о животных,  о смелых людях, о технике)?.

Книга в разном оформлении без ограничения объема научно-популярная справочная литература

Книги о книгах

(библиография)

Свободное пользование периодикой (пример) ведение каталожных карточек (можно с аннотацией)

Темы (обобщения).

1. О чём рассказали журналы?

2. Какие вопросы задают сказки?

3. Творцы книг.

4. Памятник литературному герою.

Методы и приёмы работы с книгой на уроке внеклассного чтения.

Подготовительный этап

Начальный этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Перечитыване художественных произведений.

2. Чтение с договариванием.

3. Словесное рисование.

4 Инсценировка.

1. 1 книгу читает учитель

2. 2 книгу – читают дети на уроке.

3. Составление иллюстраций картотеки (из обложек).

Весь урок – проверка домашнего чтения в разных формах: викторины, кроссворды, путешествия и т.д.

Устный журнал.

Урок 1 раз в 2 недели главное – дать задание классу. Они определят ход урока. Больше индивидуальных и групповых творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме" Тесты по литературному чтению"

Предлагаю тест по литературному чтению для учащися 2 - 3 класса по книге для внеклассного чтения А.Шера "Пять минут до счастья".Этот тест поможет учителю  быстро на уроке проверить  знания д...

Методическая разработка и презентация к уроку литературного чтения во 2 классее

Данная презентация  содержит разнообразный материал, направленный на  формирование у  учащихся универсальных учебных действий. Здесь можно найти работу по развитию речи , словарную рабо...

Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"

В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода  в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьнико...

методическая разработка «Проектная технология на уроках литературного чтения в начальной школе»

материал Тамары Александровны Яковлевойхарактеризует:1)    достаточный объем проработанной и осмысленной научной литературы в области теории языковой личности, педагогики и психологии д...

Методическая разработка. Использование ЭОР на уроках литературного чтения. 3 класс

Методическая разработка, в которой представлены: оценка образовательного потенциала ЭОР, карта ЭОР, фрагмент урока с ЭОР....

Методическая разработка по теме: конспект урока ИЗО "Мамин платок" для 3 класса

Урок: "Мамин платок".Основная задача - научить учащихся видеть, что декор платка связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он, для будней или для праздника.Практическая работа: создание...

Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России" (Вариант 8.1) Статья отнесена к разделу: Преподавание биологииВ качестве материала на фестиваль педагогических идей "...