Анализ сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас»
методическая разработка по чтению на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

Материал может подойти для уроков "Успешного чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_skazki_svinopas_.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Анализ сказки Г.Х. Андерсена «Свинопас»

Тема, выбранного мной для анализа произведения, весьма актуальна для нашего времени. Это тема неразделенной безнадежной любви, выраженная в попытках принца получить любовь принцессы.

Проблема же данного произведения – любовь по расчету, проблема социальной несправедливости, выраженная в обесценивании любви, замене настоящей на искусственную.

Идея сказки выражается в том, чтобы показать, что нельзя относиться к людям в зависимости от их благосостояния или социального статуса.

В сказке показан конфликт между настоящей и искусственной любовью.

Экспозиция произведения располагается в начале и знакомит нас с главным персонажем и обстоятельствами действия, в частности автор знакомит нас принцем:

«Жил-был бедный принц. Королевство у него было маленькое-премаленькое, но жениться все-таки было можно, а жениться-то принцу хотелось…».

И захотелось ему жениться на императорской дочке.

На могиле отца принца рос «розовый куст несказанной красоты» и распускалась на нем раз в год всего одна роза, но от ее аромата «можно было забыть все свои горести и заботы». Еще у принца был соловей, который очень «дивно» пел. И соловья и розу принц отослал в дар к принцессе. Это и является завязкой произведения.

Принцесса, однако, не приняла подарки и «не позволила принцу явиться к ней самому». Но принц, переодевшись бедняком, пришел ко двору императора и его взяли свинопасом.

Он смастерил «чудесный горшочек… весь увешанный бубенчиками» и отдал его принцессе за десять ее поцелуев. Потом принц «смастерил трещотку», которая так же безумно понравилась принцессе, и за которую он потребовал уже «сто принцессиных поцелуев». Принцесса, однако, сначала не согласилась, но в итоге «скомандовала» своим фрейлинам становиться вокруг и считать «чтобы расплата была честной». Но им помешал император. Рассердившись, он «выгнал из своего государства и принцессу и свинопаса».

Кульминация в сказке в основном совпадает с развитием действия, т.к. на протяжении всего действия характеры героев проявляются предельно ясно.

Развязкой сказки являются слова принца:

– Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не оценила соловья и розу, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом же тебе!

В сказке «Свинопас» два основных действующих героя – принц и принцесса, и они противопоставлены друг другу.

Принц, хоть и бедный, но чист душой, добр и искренен.

Принцесса же богата, она живет в окружении придворных, ей свойственна некая меркантильность, ей чуждо что-либо настоящее («- Фи, папа! Она не искусственная, а настоящая!»).

На мой взгляд – это сказка о вечных ценностях, и для любого возраста, как впрочем, и все сказки Андерсена.

Что главнее роза или чудо техники горшочек, позволяющий вторгаться в чужую частную жизнь, соловей – носитель искусства, или трещотка – собравшая все шлягеры тех времен? Риторический вопрос.

Для детей, на мой взгляд, важнее смотреть за историей безнадежной любви. Безнадежной, потому, что принц и принцесса друг для друга, как инопланетяне. При чтении сказки, я сопереживала неразделенной любви принца, который приносит принцессе самое дорогое, что за деньги не купишь. Но бедная принцесса, выросшая в среде четко определенных ценностей, в мире, где у всего есть своя цена, просто не способна понять, что значит гармония. Для нее гармония измеряется количеством золотых, а для принца – прекраснейшим ароматом розы, заставляющим забыть обиды, невзгоды, печали, корысть, то есть вселяющем в сердце любовь.

Философия Андерсена лишь на первый взгляд кажется сложной. Как у любого великого писателя, у Андерсена сложная истина облечена в простые формы. И ее легко понять, потому, что, прежде всего в ней говориться о любви в самом широком смысле этого слова, о настоящей, искренней любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена

Презентация. Можно использовать как на уроках литературного чтения, так и во внеклассной работе по предмету....

Сценарий сказки "Девочка со спичками" (Повсященной сказкам Г-Х Андерсена)

Автор: Как холодно было в этот вечер...Шел снег, и сумерки сгущались. В эту холодную и зимнюю пору       пору по улицам брела маленькая девочка с непокрытой головой и бос...

Научная статья: Литературоведческие основы школьного анализа сказок Х.К. Андерсена

Известный исследователь скандинавской сказки и творчества  АндерсенаЛ.Ю. Брауде писала: «Литературная сказка Скандинавии выросла не на пустом месте. Подготовительной ее стадией была сказка народн...

Научная статья: " Литературоведческие основы школьного анализа сказок Х.К. Андерсена"

Давая определение литературной сказки, необходимо учитывать различные тенденции ее понимания наукой, выявить наиболее характерные  для этой сказки черты. Литературная сказка связана с фольклорным...

Викторина по сказке Г.-Х. Андерсена "Свинопас"

Цель: - закрепление знаний о прочитанном...