Формирование навыков чтения
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

Материал может быть использован учителями литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ

Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.

Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:

1) несовершенство зрительного восприятия;

2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

З) нехватка дыхания;

4) незнание орфоэпических норм;

5) незнание лексического значения слова;

6) “догадка", вызванная субъективным типом чтения.

Причина ошибочного чтения учащихся заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого. На синтетическом уровне чтение осуществляется по смысловой догадке, и это является причиной неправильного восприятия, а затем и произношения.

      Дети чаще искажают те слова , смысла которых они не понимают (т.е. слабая связь между восприятием и осмыслением)

       В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

  • выяснять перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затрудненно;
  • предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
  • создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов
  • предварительное чтение текста про себя;
  • систематический контроль со стороны учителя за чтением учащихся;
  • Методически верное исправление ошибки в зависимости от её характера.

Исправляются ошибки следующим образом:

---ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика.

---ошибки искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного чтения или вопроса к прочитанному;

---Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;

---к исправлению ошибок связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА БЕГЛОСТИ ЧТЕНИЯ

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения.

Беглость  не является самоцелью, но, поскольку от неё зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста.

Учитель должен заранее планировать работу на уроке так, чтобы выполнялись различного вида задания, почти все учащиеся в течении урока читали вслух.

Над беглостью, осознанностью чтения помогает работать «Система В.А.Зайцева.

Наиболее эффективные резервы обучения чтению:

  1. Частота упражнений
  2. «Жужжащее» чтение
  3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
  4. Чтение перед сном
  5. Развитие оперативной памяти
  6. Режим щадящего чтения
  7. Коллективные комплексные упражнения
  8. Стимулирование  желания читать.

Для формирования навыка беглости чтения предлагаются словосочетания с пропущенными окончаниями в зависимых словах. Задача ученика - «дописать» окончание, опираясь на второе слово.

Например: хмур... небо, весел... песня, желт... листья.

Упражнения такого типа, помимо лексического чутья, формируют антиципацию, ребенок угадывает окончание до того, как его прочитал. Также такие упражнения расширяют поле чтения.

Для обучения орфоэпическому чтению можно предложить ученикам карандашом подчеркнуть буквы, которые произносятся иначе, чем пишутся. Это будет способствовать развитию и орфографической зоркости - ребенок видит опасные места. (Двукратное повторение слова может привести к двойному чтению: про себя и вслух. Этот прием не надо закреплять).

Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения (чтение целыми словами)

Иногда дети владеют синтетическим способом чтения, но все равно читают медленно. Причин, тормозящих скорость чтения, множество. Можно выделить семь основных.

  1. Природный темп деятельности. Он может быть невысоким, и вины ребенка тут нет (медлительные дети, «копуши»). Это свойство является врожденным, устойчивым и сохраняется в течение длительного времени.

Темп деятельности - это скорость, с которой работают психические процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление). Темп деятельности надо учитывать и при проверке техники чтения. А темп чтения можно увеличить, используя многочисленные упражнения.

Наиболее распространенные упражнения из «школы скорочтения»: «Многократное прочтение»; «Молния»; «Буксир»; «Спринт».

«Многократное чтение» проводится следующим образом. После того, как начало рассказа прочитано учителем и осмыслено учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции учеников, им хочется читать еще раз. Однако читать один и тот же отрывок не следует более трех раз.

Упражнение «Молния» заключается в чередовании чтения про себя в комфортном режиме с чтением вслух на максимально доступной каждому скорости чтения. Упражнение используется для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости.

Упражнение «Буксир» проводится так. Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников (80- 160 слов в минуту). Ученики читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-либо слове и его повторения. Дети должны остановиться на этом месте, показать слово, а учитель выборочно проверяет. Упражнение используется для развития скорости и гибкости.

Упражнение «Спринт» заключается в том, что на максимальной скорости, читая про себя, требуется найти ответы на вопросы. Цель упражнения: тренировка в скорочтении.

  1. Регрессии.

Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторения уже прочитанного. Глаза совершают движения назад, хотя в этом нет никакой необходимости. Если это происходит на каждой строчке, весь текст прочитывается дважды.

Причины регрессий.

А)        Сила привычки. Ребенок осваивает слоговой способ, ему трудно с первого раза уловить смысл каждого слова, его просят прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет ясным. Некоторые дети не читаю слово, а только его проговаривают, привыкая к такому способу осмысления. Учитель (воспитатель), сам того не замечая, формирует у ребенка эту привычку.

Для его преодоления можно выполнять специальное упражнение «Чтение с окошечком». Потребуется прямоугольный лист бумаги размером 10 на 5 см. С правого края вырезается небольшое отверстие - «окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога (3-4 буквы). Листок накладывается на строку и передвигается учеником вдоль строки. При движении листка взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное перечитывание исключено из-за того, что оно закрыто листком. Формирование новой привычки или переучивание - довольно длительный процесс (привычка - действие автоматизированное), поэтому некоторым листком придется пользоваться очень продолжительное время.

Б) Трудности текста. Требование - текст должен быть посильным для каждого уровня овладения навыком чтения.

В)        Отсутствие внимания. Слабая концентрация внимания может быть вызвана усталостью. Чтение нужно прервать, дать отдохнуть и чередовать виды деятельности (физ. минутки).

  1. Отсутствие антиципации.

Антиципация - это предвосхищение, смысловая догадка. При чтении многие слова мы не дочитываем до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение.

Чтобы проверить, владеет ли ученик приемом антиципации и использует ли ее при чтении, можно предложить ему текст без окончаний. Зафиксировать время, которое потратит ребенок на чтение текста. Затем снова предложить прочитать этот же текст, но уже без пропусков. Опять заметить время. Сравнить время чтения двух текстов (с пропусками и без них). Если разрыв не превышает 15-20 сек., значит, при чтении ребенок пользуется приемом антиципации. Он может догадываться о содержании фразы по смыслу, и ему не требуется слишком много времени на обдумывание неоконченных слов.

Для развития способности к антиципации используются упражнения с пропусками букв (не только окончаний) и целых слов.

Развитию антиципации способствует работа с пословицами.

  1. Недостаточная артикуляционная подвижность речевого аппарата - еще одна причина, тормозящая скорость чтения. Как правило, наблюдается у детей со смазанным произношением, их речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью.

Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом. Чтение чистоговорок и скороговорок в темпе является своего рода речевой зарядкой, которую можно проводить перед основным чтением.

  1. Малое поле чтения.

С совершенствованием навыка чтения поле чтения будет увеличиваться (у начинающего читателя оно составляет 2-3 буквы, у взрослого - 2-3 слова).

  1. Уровень организации внимания.
  2. Память.

Развивать оперативную память помогают зрительные диктанты. Ученику предлагается прочитать и запомнить предложения. Сначала это предложение, состоящее из 2 слов - 3 слогов. Постепенно длина предложения наращивается до 10 слов - 22 слогов и больше. Одновременно возрастает и оперативная память. Методика проведения данного зрительного диктанта такова: ученик читает предложение, напечатанное на листе бумаге (на доске), потом закрывает его и повторяет по памяти. Также происходит работа и со следующими предложениями.

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Выразительность --- это качество громкого чтения, проявляющееся в умении с помощью интонации передать замысел писателя. Интонация--- это совокупность элементов звучащей речи: ударение, темп, тембр, ритм, паузы,  громкость голоса. Эти элементы взаимодействуют, дополняют друг друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения.

Условия необходимые для овладения основами выразительной  речи:

  • Умение распределить дыхание;
  • Овладение навыками правильной артикуляции;
  • Владение нормами литературного произношения.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как:

  • соблюдение знаков препинания
  • соблюдение логических и психологических пауз
  • соблюдение  логического ударения и интенсивности речи (силы голоса),
  • умение менять темп и ритм

Подготовку к выразительному чтению можно условно разделить на три этапа:

  1. Выяснения конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.
  2. Разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения.

Обучение выразительному чтению должно присутствовать  на всех этапах урока. И оно должно присутствовать и на других уроках.

Учащиеся не владеют выразительным чтением. Это проявляется в:

  • монотонности чтения,
  • неумении общаться со слушателями,
  • почти полном отсутствии мимики.
  • Ученики ошибаются в расстановке пауз или вообще их игнорируют,
  • большое количество ошибок падает на определение логических центров.
  • Некоторые школьники не замечают душевных переживаний и причин, их вызвавших.
  • Очень мал эмоциональный багаж младшего школьника. Он не может сказать, какое испытывает чувство, потому что нет достаточного запаса эмоционально-оценочной лексики.
  • Слабо развито воссоздающее воображение, которое тоже необходимо для умения выразительно читать.
  • Отсутствие выразительности или наличие ложной выразительности свидетельствует об отсутствии целостного восприятия и осмысления текста.

Приемы:

Работа над дыханием и дикцией. Есть множество упражнений, они описаны в специальной литературе.

Работа над литературным произношением. Всякое нарушение норм орфоэпии мешает восприятию содержания, отвлекает слушателя, ослабляет эстетическое воздействие. Нужна и повседневная работа над орфоэпическими нормами, и специальный показ, как правильно произнести то или иное слово из текста (во время словарной работы, во вводном слове учителя).

Образец чтения. Чем выразительнее прочитал текст учитель, тем глубже и устойчивее впечатление. Учителю нужно иногда обсуждать свое чтение с учащимися, чтобы избежать слепого подражания. Это обсуждение уместно после анализа произведения. Учитель обращает внимание на 1-2 характерные особенности своего чтения: «Почему я тихо и медленно прочитала слова Плутовка к дереву на цыпочках подходит? Такие вопросы подсказывают учащимся выбор средств выразительности.

Упражнения в громком чтении под контролем учителя и класса. Она должна сопровождаться обсуждением чтения, в котором активное участие принимает и читающий, и весь класс.

Подготовительная работа к выразительному чтению, которая проводится на всех этапах урока. Можно сказать, что все вопросы и задания учителя к произведению так или иначе готовят к выразительному чтению, хотя есть и специальные задания.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения.

Для формирования выразительного чтения ученики должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности (логическое ударение, логические и психологические паузы, темп и ритм речи, мелодика речи, тембр).

Сложным является умение определять в тексте основную задачу чтения. Задача чтения - это «осознанное желание читающего вызвать у слушателя определенное отношение к содержанию текста» (Т. Завадская). Это умение включает ряд частных умений: умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, в которой оказывается герой, определять свое отношение к событиям и находить интонационные средства для его выражения.

Что касается степени осознания задачи чтения, то она находится в прямой зависимости от понимания учениками ситуаций, в которых оказываются герои произведения.

Выразительность чтения в результате осознания его задачи значительно повышается, так как ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения.


СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ

Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно глубоко понять содержание текста. Это умение зависит от понимания значений отдельных слов, смысла предложений и установлений логической связи между частями прочитанного.

Сознательное чтение основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений,протекает довольно быстро.

Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы.

Для того чтобы ученики прочитали текст сознательно, предварительно проводится его анализ с точки зрения содержания и художественных средств изображения. Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения.

Работа над сознательностью начинается со слушания детской книги (текста). Слушание ребенком текста, читаемого учителем, помогает осмыслению этого текста. Это самая первая ступень работы над пониманием текста.

Начинать можно с заглавия и темы текста. По ним легче всего установить, о чем говорится. Постоянное обращение к заголовку и теме воспитывает внимание у детей к целому тексту.

Формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляется с помощью следующих заданий:

  1. выбор заголовка из предложенных вариантов и соотнесение его с текстом. Порядок выполнения задания: сначала прочитать текст, потом ответить на вопросы по его содержанию (что случилось), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит, почему; проверить себя (перечитать текст);
  2. подбор собственного заглавия, соответствующего содержанию текста.

Такие задания способствуют формированию умения ориентироваться в теме текста.

Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью таких упражнений:

  1. работа с планом текста: ученики должны к каждому пункту подобрать соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается);
  2. работа с деформированным текстом.

Обязателен самоконтроль: перечитывание текста, чтобы проверить себя.

Способствует пониманию текста прием структурирования, предлагаемый М.И. Омороковой.

  • Ученик определяет структуру текста, составляет его модель и соотносит текст с моделью.
  • Ученики рисуют структуру текста, обозначая каждую часть кружком; кружков столько, сколько частей в тексте.

Структурирование и моделирование различных текстов используются как приемы работы с художественными и научно-познавательными произведениями. В художественном произведении чаще всего используется смешанная модель - графическая и рисованная.

  • Прием выяснения подтекста
  • Прием подчеркивание слов, несущих основное содержание и смысл произведения.
  • Пересказ - это не только прием, развивающий речь учащихся, но и средство, которое показывает, насколько ученик понял текст.
  • Основной метод работы над пониманием прочитанного - беседа.
  • Одним из эффективных приемов работы по усвоению содержания являются задания, когда учитель предлагает ученикам самостоятельно сформулировать вопросы к прочитанному. По вопросам, составленным учащимися, можно весьма объективно судить о качестве работы над произведением.

Итак, работая над сознательным чтением, необходимо учитывать три уровня освоения текста:

  1. восприятие фактического содержания, т. е. сюжетной, событийной основы;
  2. понимание причинно-следственных отношений между событиями, мотивами, поступками героев, т. е. подтекста;
  3. осознание основной идеи произведения, его общего настроения, авторской оценки описываемых событий и собственного отношения к нему.

Чтобы формировать у учащихся навыки сознательного чтения, необходимо учить их:

  • выяснять значения незнакомых слов и выражений, что является основой понимания фактического содержания текста;
  • воссоздавать в воображении то, что описано в произведении;
  • сопоставлять факты, поступки, события для нахождения причинно-следственных связей между ними;
  • воспринимать различные оттенки значений слов и синтаксических конструкций, что основано на анализе языковых средств;
  • понимать главную мысль произведения;
  • осознавать авторскую оценку описанных событий и героев;
  • определять собственное отношение к героям, их поступкам и произведению в целом;
  • осмысливать факты окружающей действительности через призму прочитанного.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ В.Н. ЗАЙЦЕВА

  1. Частота упражнений. Важна частота тренировочных упражнений. Память человека устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим усвоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно проводить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большой частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться 3-4 порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час - два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа - полутора за один прием.
  2. «Жужжащее» чтение дает также хорошие результаты. Используя обычную методику, учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течение 1-2 мин. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.
  3. Ежеурочиые пятиминутки чтения. Если у учителя в 3 классе 5 уроков чтения в неделю, то при наполняемости 40 человек за неделю он опросит каждого ученика по одному разу. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего 2-3 минуты в неделю. Ежеурочные пятиминутки позволяют увеличить это время до 120 минут в неделю на каждого ученика (5 минут за урок, 4 урока в день, 6 дней в неделю: 5x4x6=120). Очевидно, что если увеличить время тренировки в 40-60 раз, то без всяких методических ухищрений будет положительный эффект.
  4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.
  5. Режим щадящего чтения. Если ребенок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда ребенок прочитывает 2-3 строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80-120 строчек). И далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер такой объем. Полезно читать поочередно; несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо совмещать 4 и 5 рекомендаций, т. е. просмотр диафильмов проводить перед сном.
  6. Развитие оперативной памяти. Это делается с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
  7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т. е. читают одновременно все ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слова успел дойти, и сравнивает с 1-м результатом. Естественно, что во 2-й раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение - скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.



Предварительный просмотр:

МЕТОД ОБЪЯСНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Метод объяснительного чтения — 1. Метод, при котором детям сообщаются разнообразные сведения по поводу прочитанного слова, предложения, текста. 2. Метод, при котором чтение сопровождается вопросами по поводу понимания прочитанного, а также и вопросами, наводящими на правильное понимание прочитанного и служащими отправной точкой для объяснения (К. Д. Ушинский).

МЕТОД ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Метод воспитательного чтения — метод, направленный на целостное восприятие литературного произведения и формирование художественного чувства у ребенка (Ц. П. Балталон). Восприятие литературного произведения делится на несколько стадий: чтение взрослым всего произведения; составление детьми плана рассказа и письменных заметок по поводу прочитанного; беседа, во время которой взрослый и дети делятся впечатлениями по поводу прочитанного, воспроизведение детьми основных эпизодов с комментариями взрослого; оценка жизненных явлений, изображенных в тексте. Особенное внимание уделяется письменному изложению прочитанного с дальнейшим исправлением ошибок.

МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ)

Метод творческого чтения — метод обучения чтению художественных произведений, направленный на активизацию деятельности и использующий творческие приемы работы взрослого и детей (С. И. Абакумов). В основу метода положен принцип связи чтения и понимания прочитанного с жизнью и деятельностью детей. Ребенку предоставляется возможность объяснить прочитанное и реконструировать образы после чтения всего произведения; для этого используются лепка, рисование, аппликация, пение, музыка, театральная деятельность и т. д. Среди словесных методов широко применяются рассказы по аналогии, продолжение сюжета, словесное рисование, чтение произведения по ролям; чтение с описанием положений, действий, выражений лиц, поз и интонации, обстановки, которые были бы необходимыми для живого действия; пересказы (выборочный и творческий), выразительное чтение наизусть, драматизации, издание литературных журналов и т. д.

ЕГО ЦЕЛЬ: способствовать сильному и длительному художественному впечатлению, которое затем непрерывно углубляется (может прерываться комментарием, краткой беседой).

МЕТОД ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ

Метод литературно-художественного чтения — метод, который противопоставлен методу объяснительного чтения (Н. Л. Бродский, Е. Д. Домашевский, Н. М. Мендельсон, Л. Н. Реформатский и др.). Основными целями обучения считались эстетическое воспитание детей, формирование у них эстетического вкуса и активизация интереса к литературе как искусству слова. М. л.-х. ч. предполагает использование литературоведческих понятий при знакомстве с литературными произведениями.


Таблица методов и приемов обучения по литературе

АНАЛИЗИРУЮЩЕ-ИНТЕРПРЕТИРУЮЩИЙ (поисковый, исследовательский) метод

ЕГО ЦЕЛЬ: преимущественно более глубокое проникновение в литературное произведение.

СИНТЕЗИРУЮЩИЙ МЕТОД (реализует двойной аспект: искусство и наука в преподавании литературы).

ЕГО ЦЕЛЬ: комплексная умственная деятельность учащихся на заключительной фазе работы, требование высокой степени творческой деятельности учащихся.

Все указанные методы могут быть применены на всех фазах изучения произведения. Однако метод творческого восприятия (творческого чтения) преимущественно используется на первой и второй фазах изучения произведения, анализирующе - интерпретирующий - преимущественно на второй, синтезирующий - преимущественно на третьей фазе.

Задача учителя:

Метод проявляется через приемы:

Метод развивает:

Виды деятельности учащихся:

МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

Развивать и совершенствовать глубокое, более активное и полное, творческое восприятие художественного произведения

1. Выразительное (художественное) чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, отдельных сцен в исполнении актеров;

2. Обучение выразительному чтению учащихся; комментированное чтение;

3. Слово учителя, умеющее цельно правильное и возможно более глубокое эмоциональное восприятие произведения;

4. Беседа (цель выяснить впечатления учащихся о прочитанном произведении, направляющая внимание на идейные и художественные особенности;

5. Постановка художественной, нравственной, философской проблемы, непосредственно вытекающей из прочитанного произведения;

6. Слово учителя или беседа после изучения произведения.

1. Наблюдательность;

2. Умение видеть и слышать явления жизни;

3. Умение найти верные слова и выражения для передачи своих впечатлений путем выполнения различного рода творческих заданий;

1. Чтение произведений в доме и в классе;

2. Выразительное чтение;

3. Заучивание наизусть;

4. Слушание художественного чтения;

5. Составление плана;

6. Близкие к тексту и сжатые пересказы;

7. Художественное рассказывание;

8. Устные и письменные отзывы о только что прочитанном произведении;

9. Инсценировка;

10. Критические заметки;

11. Рассматривание иллюстраций и оценка их;

12. Сочинения разных жанров.

ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Помочь учащимся освоить произведение, осмыслить его, разрешить возникшие нравственные, социальные, художественные проблемы.

Важно помочь учащимся решить эти проблемы; учить анализировать произведение, понимать его единство в многообразии его компонентов, учить размышлять, оформлять свои размышления в словах, в связной, последовательной, доказательной речи - устной или письменной. В работе с этим приемом важно, чтобы:

ДИСПУТ

1. Школьники уяснили суть проблемы для обсуждения;

2. Сумели обосновать свое суждения фактами;

3. Сумели выслушать доводы других, обосновать свои "за" и "против";

4. Уточняли значение понятий терминов.

1. Обучение учащихся анализу текста художественного произведения, анализу эпизода, нескольких взаимосвязанных эпизодов целого произведения; образов героев; языка; композиции произведения, сопоставление различных произведений;

2. Постановка системы вопросов, причем ответ на каждый вопрос логически предполагает переход к следующему вопросу или соответствующим заданиям;

3. Самостоятельный поиск учащимся существенной проблемы для анализа, попытаться ответить на вопросы, разрешить проблемы.

Способствует дальнейшему усвоению учащимися метода науки: метода анализа художественного произведения по преимуществу и некоторым приемам историко-литературного анализа и в процессе этой работы овладению предусмотренными программой знаниями по теории и истории литературы.

Развивает научную, критическую мысль учащихся, развивает их литературные способности, учит самостоятельному приобретению знаний, умений по специальному анализу литературного произведения.

1. Работа над текстом художественного произведения, анализу эпизода или целого произведения;

2. Пересказ как прием анализа;

3. Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос;

4. Составление плана как прием анализа композиции, части или целого произведения;

5. Анализ образа героя, сравнительная характеристика героев;

6. Составление плана к своему развернутому ответу, к докладу и сочинению;

7. Конспективное изложение результатов анализа произведения, сравнительного анализа произведений разных искусств, анализа поставленной проблемы;

8. Выступление на диспуте.

9. Сочинение на частные темы как результат своей работы над произведением.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

(близок к эвристическому по функции и наименованию, но существенное отличие одного от другого в различии обучающей роли учителя и учебной, познавательной деятельности учащихся)

Учитель не только ставит ряд вопросов или проблем, но и разъясняет пути их решения, учит собирать материал, анализировать, систематизировать его, показывает или разъясняет условия или приемы работы.

Выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами учащихся или отдельными из них.(Учитель указывает источники, предлагает ряд тем сочинений, выдвигает темы для семинарских занятий)

1. Мышление учащихся;

2. Овладение умениями связанными по данному учебному предмету

1. Самостоятельный анализ части, эпизода изучаемого произведения, анализ целого, не изучаемого в школе произведения;

2. Сопоставление в тематическом, проблемно-идейном, теоретико-литературном, историко-литературном, планах двух или нескольких произведений;

3. Сопоставление, анализ высказанных в критике нескольких точек зрения на произведение, образа героя с обоснованием своего мнения;

4. Сопоставление литературного произведения с его экранизацией;

5. Самостоятельная оценка литературного произведения, героев (доклады, семинарские занятия, сочинения, участие в диспутах).

 



Предварительный просмотр:

Навык чтения, как навык сложный, требует длительного времени для своего формирования. Выделяют три этапа формирования этого навыка:

  1. Аналитический. Он приходится на период  обучения грамоте и характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам.

  1. Синтетический. Характерно чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения.(3-4 класс)

  1. Автоматизации. Сам процесс чтения все менее осознается  учащимися и на первый план выдвигается осознание текста: фактического содержания, композиции, идейной направленности, изобразительных средств.

Четыре стороны навыка чтения:

Правильность

Беглость

Сознательность

Выразительность

Это чтение без искажений: правильно передается слогобуквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении.

Беглость чтения  характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующей программе темп чтения учащихся к концу 2 класса 40-50 слов, к концу 3 класса --- 65-75 слов, к концу 4 класса – 85-90 слов. Темп чтения растет постепенно и находится в определенной  взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого не может быть оправдана.

Сознательность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. Это зависит от наличия  у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания  лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условию

Выразительность чтения как качество  формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст – это значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно точно, в соответствии с замыслом автора, передать идеи и чувства вложенные в произведение.


Приемы работы над правильностью и беглостью чтения

Правильность

Причина ошибочного чтения учащихся заключается в том, что у них нет гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания читаемого.На синтетическом уровне чтение осуществляется по смысловой догадке, и это является причиной неправильного восприятия, а затем и произношения.

      Дети чаще искажают те слова , смысла которых они не понимают (т.е. слабая связь между восприятием и осмыслением)

       В целях предупреждения таких ошибок целесообразно:

  • выяснять перед чтением лексическое значение слов, без понимания смысла которых восприятие текста будет затрудненно;
  • предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав;
  • создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста, четкая формулировка заданий и вопросов
  • предварительное чтение текста про себя;
  • систематический контроль со стороны учителя за чтением учащихся;
  • Методически верное исправление ошибки в зависимости от её характера.

Исправляются ошибки следующим образом:

---ошибки в окончании слов учитель исправляет сам, не прерывая чтения ученика.

---ошибки искажающие смысл предложения, исправляют путем повторного чтения или вопроса к прочитанному;

---Ошибки, которые не исказили смысла, учитель отмечает после чтения;

---к исправлению ошибок связанных с нарушением орфоэпических норм, привлекаются другие ученики.

Беглость  не является самоцелью, но, поскольку от неё зависят другие качества чтения, надо добиваться нормального темпа чтения. Проверяя беглость чтения, следует учитывать сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

        На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает характер заданий, которые выполняют учащиеся, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учитель должен заранее планировать работу на уроке так, чтобы выполнялись различного вида задания, почти все учащиеся в течении урока читали вслух.

   Над беглостью, осознанностью чтения помогает работать «Система В.А.Зайцева.

Наиболее эффективные резервы обучения чтению:

  1. Частота упражнений
  2. «Жужжащее» чтение
  3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
  4. Чтение перед сном
  5. Развитие оперативной памяти
  6. Режим щадящего чтения
  7. Коллективные комплексные упражнения
  8. Стимулирование  желания читать.

Эта работа может не давать положительных результатов, если в них не верит сам учитель и работа ведется от случая к случаю.

Обучение сознательному и выразительному чтению

Сознательность чтения проявляется в умении читателя ясно глубоко понять содержание текста. Это умение зависит от понимания значений отдельных слов, смысла предложений и установлений логической связи между частями прочитанного.

      Сознательное чтение основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений,протекает довольно быстро.

        Важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы.

Выразительность --- это качество громкого чтения, проявляющееся в умении с помощью интонации передать замысел писателя. Интонация--- это совокупность элементов звучащей речи: ударение, темп, тембр, ритм, паузы,  громкость голоса. Эти элементы взаимодействуют, дополняют друг друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения.

      Условия необходимые для овладения основами выразительной  речи:

  • Умение распределить дыхание;
  • Овладение навыками правильной артикуляции;
  • Владение нормами литературного произношения.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как:

  • соблюдение знаков препинания
  • соблюдение логических и психологических пауз
  • соблюдение  логического ударения и интенсивности речи (силы голоса),
  • умение менять темп и ритм

Подготовку к выразительному чтению можно условно разделить на три этапа:

  1. Выяснения конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.
  2. Разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения.

Обучение выразительному чтению должно присутствовать  на всех этапах урока. И оно должно присутствовать и на других уроках.

Выразительность чтения характеризует его сознательность. Сознательность и выразительность чтения взаимообусловливают друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках  для формирования навыка чтения целыми словами....

Урок обучения грамоте по теме Буквы Щ,щ, звук [щ]. Формирование навыков чтения.

Урок обучения грамоте проводится в конце букварного периода.Способствует развитию познавательного интереса,обобщению знаний учащихся об изученном звуке.Дети учатся понимать прочитанное и применять пох...

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Авторская программа "Я учусь читать!"по формированию навыка чтения и профилактике дислексии (нарушения чтения)

Авторская программа"Я учусь читать!" предназначена работы по  формированию и совершенствованию полноценного навыка чтения , предупреждению нарушения чтения .Программа направлена на организацию до...

Формирование навыков чтения через эффективные приёмы на уроках литературного чтения и внеклассной работе 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начальной школы. И эта задача актуальна, так как чтение является богатейшим источником познания жизни и инструмен...