Внеклассное чтение "Рассказы Л.Н.Толстого"
план-конспект урока по чтению (1, 2 класс) на тему

На уроке учащиеся вспоминают рассказы Л.Н. Толстого. Урок построен в виде викторины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_l.n.tolstogo.docx18.89 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение.

Творчество Л.Н. Толстого

Цель: воспитание любви  и интереса к русской литературе, родному языку, к Отечеству, природе.

Задачи:

  • пробуждать в детях чувство милосердия, сострадания к другим людям, любовь к семье.
  • дать детям представление о добре и зле
  • учить понимать смысл рассказов, басен, находить главную мысль, делать выводы
  • закреплять знания детей о жизни и деятельности Л.Н.Толстого
  • развивать речевую активность, диалоговую речь, выражать свои мысли, используя простые и сложные предложения, мимику и жесты

- Вы любите слушать сказки? А рассказы? А чем отличаются сказки от рассказов?

( В сказках всегда бывает волшебство,  даже животные разговаривают. А в рассказе нет чудес и сказочных превращений. В рассказе говорится о том,  что случилось в жизни или  что могло бы случиться).

-Я приглашаю вас и наших гостей в литературную гостиную.

- Посмотрите на книги, которые стоят на нашей выставке. Какие рассказы вам знакомы из этих книг?

-  А может, кто-нибудь вспомнит автора всех этих книг?

- Правильно это Лев Николаевич Толстой. (Выставляется  портрет писателя) А теперь давайте с вами вспомним рассказы, которые вы читали.

Конкурс «Назови произведение»

Я буду читать вам отрывки из произведения Толстого, а вам нужно отгадать названия этих произведений.

«Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла в зубах, то все расхохотались: она несла большую куклу»

(«Пожарные собаки»)

 « Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке»

(«Отец и сыновья»)

« Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись. Судили, судили, ничего не могли вздумать»

(«Мыши»)

«Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал. Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку»

(«Пожар»)

« Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:

- Пусти меня.»

(«Белка и волк»)

« Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый и отошёл.»

(«Два товарища»)

- Где были мальчики? Зачитайте.
- Что с ними случилось?
- Что сделал первый мальчик? Что сделал второй мальчик?
- Как повёл себя медведь? Зачитайте.
- Что сказал мальчик, который слез с дерева?
- Что ответил второй мальчик? 
- Чему учит нас эта басня? /Нельзя бросать друга в беде/.
- Прочитайте предложение, которое выражает главную мысль басни.

Конкурс  «Кто потерял?»

Вы должны определить , какие герои произведений  Л.Н.Толстого могли потерять эти предметы.

Предметы:

- блины в узелке («Липунюшка»)

- шапка («Филиппок»)

- кукла («пожарные собаки»)

- грибы («Девочка и грибы»)

- сливы («Косточка»)

- С чего начинается быль «Косточка»?

- Почему вы засмеялись, когда Ваня сказал правду?

- Почему сам Ваня заплакал?

- Как вы понимаете выражение «покраснел, как рак»?

- Как вы думаете, Ваня понял свою ошибку?(ответы детей)

-А чему научил вас рассказ «Косточка»?

(Говорить всегда правду).

- Какие пословицы о честности и правдивости вы знаете?

- Какая пословица подходит к рассказу? Выберите из списка.

- ружье («Прыжок»)

- топор («Мужики водяной»)

- кость («Собака и её тень»)

- кувшин и камни («Галка и кувшин»)

- Кто главный герой рассказа?

- Что случилось с галкой?

- Что помогло галке достигнуть своей цели?

- Какая пословица подойдёт к рассказу?

Конкурс «Подбери пару»

Каждая команда получает 4 картинки в конвертах к двум произведениям, в названиях которых фигурируют два героя. Детям нужно правильно подобрать 2 пары картинок и назвать произведения, в которых есть такие герои: «Девочка и грибы», «Обезьяна и горох», «Лев и собачка», «Белка и волк», галка и кувшин, собака и кукла.

(после обсуждения, дети выставляют картинки на мольберт (полку) и называют произведение) 

-А теперь давайте с вами вспомним рассказ «Лев и собачка». Каким оказался лев в этом рассказе? (добродушным, дружелюбным) Какие пословицы о дружбе вы знаете?

Викторина 
- А сейчас мы проведём с вами небольшую викторину и посмотрим, на сколько внимательны вы были, читая рассказы Л.Н. Толстого. 

1) В каком рассказе мальчик кричал: «Помогите, волк! Волк!» (Лгун)
2) В каком рассказе мальчик Вася закрыл собой котёнка от злых собак? (Котёнок)
3) Герою, какого рассказа пришлось идти в школу в отцовской шапке. (Филиппок)
4) В каком рассказе из-за того, что скрыли правду, погибла кормилица семьи? (Корова)
5) В каком рассказе девочка Маша развела костёр в сенях? (Пожар) 
6) С девочкой из какого рассказа, когда она переходила дорогу, случилась беда? (Девочки и грибы).

Все рассказы Л. Толстого поучительные. Чему учат нас эти рассказы? (Доброте, честности, правдивости, дружелюбию). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя. Теперь садитесь удобнее и смотрите на экран.

Презентация жизни и творчества Л. Н. Толстого.

Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь, а он прожил 82 года, Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Толстой любил путешествовать, поэтому он часто совершал долгие прогулки пешком. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, повадках птиц и животных, а так же о дальних странах. За этим столом Лев Николаевич Толстой написал многие свои книги. Например: «Рассказы для самых маленьких», «Косточка», «Филиппок», сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких.

А сейчас вы услышите голос самого Л. Н. Толстого с пожеланием для вас.

Звучит запись голоса Л. Толстого в оригинале «Пожелание детям».

Пословицы.

Все что правдиво красиво на диво.

Друзья познаются в беде.

Доброе дело говори смело.

Честные глаза в бок не глядят.

Кто умнее, тот и достанет скорее.

Незнайка лежит, а знай-ка далеко бежит.

Честность всего дороже.

Не тот прав кто сильный, а тот, кто честный.

Все что правдиво красиво на диво.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение "Творчество Л.Н.Толстого"

·        обобщение полученных знаний по творчеству Л.Н. Толстого и закрепление знаний учащихся об особенностях жанров произведений;·...

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 4 классе по теме: " А. Н. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино».

Урок - литературная игра по сказке А. Толстого "Приключения Буратино" с мультимедийной презентацией.В приложении дан рисунок для "пазлов"....

«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО». 4 класс

Методическая разработка урока по литературному чтению:«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО»,отражающего опыт применения и результат эффективного ис...

Урок внеклассного чтения Л.Н.Толстой "Два брата" Философская сказка.

Разработка урока.Презентация к уроку.Текст сказки.Используемый материал, ссылки....

Урок внеклассного чтения: "Лев Николаевич Толстой: биография и творчество"

quot;Лев Николаевич Толстой: биография и творчество"...