А. Майков «Весна». (Уходи зима седая…)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Пахомова Людмила Анатольевна

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС(СИНГАПУРСКИЙ МЕТОД)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_maykov_singapur.doc73 КБ
Office presentation icon vesna.ppt1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: А. Майков «Весна». (Уходи зима седая…)  

 Цели:

1.  Личностные:   - проявлять интерес к новому содержанию занятия;

2.  Метапредметные:

 регулятивные:  

-контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: - находить в тексте ответы на вопросы;

- классифицировать слова в соответствии со значением слова

коммуникативные: - выполнять правила работы в группе.

3. Предметные:- познакомить с произведением  А. Майкова

        - совершенствовать навыки чтения 

 - формировать умение работать с текстом.

Оборудование  :  учебник , презентация, бумаги, аудиозапись

Ход урока

I . Орг. момент 

     Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь и давайте поздороваемся с партнерами по плечу (дайте им «5») и партнером по лицу (удариться кулачками). 

 Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.  Успехов вам и удач!

а) Работа со словариком настроения

 Давайте поработаем со словариками настроения и узнаем  «Какое у вас сегодня настроение?» Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение. (ВЕСЁЛОЕ, ШУТЛИВОЕ, ВОЗБУЖДЕННОЕ, БОДРОЕ)

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ.

Что за предложение?- Скороговорка

Над этой скороговоркой мы будем работать по структуре  ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН.   Если высказывание верное,  то  вы встаете, если неверное, то  сидите.

-Тараторить это? (молчать,  говорить быстро, не останавливаясь) 

Кого называют тараторкой? (Горка, сорока) 

-Какие звуки помогают научиться правильно произносить эту скороговорку? ([к],     [т],    [р]) 

-В скольких словах встретились звуки [р],  [р,]?    (3, 5, 6)

-Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.

-Договоритесь, кто будет читать  первым.

-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.  ТАЙМД РАУНД РОБИН

Молодцы, начинаем работать.

 

II. Актуализация знаний учащихся

а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)

А каких писателей, поэтов мы с вами знаем? (Иван Сергеевич  Соколов – Микитов, Федор Иванович  Тютчев  и т. д.)

б) Давайте вспомним и прочтем    несколько произведений известных нам писателей,  поэтов.

Федор Иванович  Тютчев  «Зима недаром злится». 
Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала, 
Наперекор врагу.

- Когда мы читали это стихотворение? ( В прошлом году)

А теперь прочтем другое , читает тот, кто выше ростом

Иван Сергеевич  Соколов - Микитов «Март в лесу».. 

         По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья... Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель... Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пёстрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны

      Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка.

-А это произведение вам знакомо? (Да, это было задано на дом выразительно читать.)

 

-А теперь послушаем другое произведение.
Аполлон Николаевич Майков «Весна»

Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горной вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

-А это произведение вам известно? (Нет)

Значит, мы сегодня будем работать над этим стихотворением.

III. Сообщение темы и цели урока.

-Итак, сегодня мы познакомимся Аполлоном  Николаевичем Майковым и одним из его стихотворением, которое называется «Весна».

1.     Рассказ о поэте.    Аполлон Николаевич Майков (1821–1897 гг.).

А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Аполлона Майкова было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии. Писать стихи начал с 15 лет.

 А. Н. Майков – один из самых жизнерадостных русских поэтов. В его поэзии живет мир солнца, преобладают образы светлых времен года. Он любил писать об утре и полдне, о весне и лете. Пейзаж у Майкова всегда залит солнцем.

2.  Работа со стихотворением.

    А)   Подготовка к разбору стихотворения .

Словарная работа 

1. Как вы поняли строчки. Уж красавицы Весны колесница золотая мчится с горной вышины. (Повозка - Весна примчалась в золотой лёгкой карете)

  2. А теперь строчки о зиме. (Подобрав свой саван белый, поползла в овраг, в  кусты)- Белый покров - Здесь под «саваном белый» подразумевается снег.

3. Старой спорить ли, тщедушной хилый, слабосильный.

4. С целой армией воздушной благовонных ветерков! (Ароматный, душистый ветер)

Б)    Вы сейчас послушаете аудиозапись стихотворения.

 

В)  А теперь давайте поработаем над содержанием стихотворением. Для этого проведем структуру (МИКС ПЭА ШЭА) (смешиваются под музыку (ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?), образовывают пару, музыка прекращается и обсуждают предложенную тему, используя Релли Робин т.е по очереди)

  - Что интересного, необычного в стихотворении. (Весна и зима здесь изображены как живые, сказочные существа)

- Какая Зима описана в стихотворении? (Седая, старая, тщедушная, т.е. слабая.)
- Какой   представлена Весна. (
Она весёлая, красивая, шумная)

-Что принесла с собой красавица - весна. (Она взяла с собой цветы, пение птиц, жужжание пчёл, пёстрых бабочек)

МОЛОДЦЫ ребята.

       Г)    Теперь открыли страницу 141 и попробуем выразительно прочесть.

(Дети  читают, учитель исправляет ошибки)

Д) А теперь  открыли учебник страницу 142 и прочитаем вопрос из учебника

- И про подумаем, похоже ли это стихотворение на сказку? (Да)

-Докажите, используя поэтические строки. (Уходи зима седая.., Красавица Весна, Колесница золотая мчится и.д.)

- Как называется прием, когда поэт говорит о временах года как о живых   существах? (Олицетворение)

 - Кому посвящено это стихотворение? Большой он или еще маленький? Почему вы так думаете? (Посвящено Коле Трескину,  мальчику. Стихотворение напоминает игру, близко к веснянке-закличке. Это как бы   описание русской народной игры «Веснянки».   В такие игры играли весной дети.  Считалось, что они помогут побороть зиму.)

IV. ФИЗМИНУТКА  - ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР

V. Первичное закрепление

А)  Ребята, о каких временах года говорится в произведении? (О зиме и о весне) А больше подходит к какому времени? (Весне )

Какие слова вы бы использовали для описания признака  весны? Для этого проведем структуру СТЁ ЗЕ  КЛАСС  ( записывайте  на листочках признаки   весны в течении 30 секунд, далее прочертите линию после вашего ответа и двигаясь по классу образуйте  пары и запишите больше идей других участников)

МОЛОДЦЫ!  

А теперь по структуре   ОЛ РАЙТ РАУНД РОБИН (все по очереди зачитываете ответы по круг , а все остальные ученики записывают новые идеи)  Начинает зачитывать  ученик  под номером 3

        Б) А какие приметы о весне вы знаете  (дети сами)

-Какие народные приметы вы знаете о весне? Объясните смысл каждой пословицы.

В)  Работа с рисунками детей (на запас)

-А теперь по выбору нарисуйте  каким вы представляете весну или зиму по прочитанному стихотворению?

-выставка рисунков

(Да, если не потрудишься,  не приложишь своих усилий, то ничего в жизни не добьёшься.  Маленький ребёнок дорог каждой маме. Хоть и маленькая вещь, но дорога, так как сделана своими руками…)

VI.  Итог  А теперь подведем итог сегодняшнего урока

  1. Сегодня мы с вами прочитали стихотворение Аполлона Майкова «Весна».
  2. Каким настроением проникнуто это произведение. ( Радостное,  праздничное настроение.  Хочется,  чтобы скорее растаял снег, прилетели птицы, расцвели цветы)
  3. Понравилось ли вам это произведение? Что именно понравилось?

  VII.    Рефлексия

  1. У вас на партах лежат листья, цветы, плоды. Предлагаю украсить  «Дерево творчества»   листьями, плодами.

            Плоды  – если дело прошло  полезно, плодотворно ;

            Красный листик  – довольно неплохо;

            Желтый листик – не совсем удовлетворён днём;

  1. Выставление отметок. Спасибо за урок.

VIII.  .  Д/з выучить стихотворение наизусть

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа села Средний Кумор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан

А. Н. Майков «Весна»

Урок литературного чтения проведенный по сингапурской методике      на базе МБОУ «СОШ

 с . Средний Кумор «учительницей МБОУ «СОШ с. Средний Кумор» Пахомовой Л.А

2014


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В. Майков «Весна» Подготовила учитель ф.илиала МБОУ «СОШ села Средний Кумор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан в д. Верхний Кумор Пахомова Людмила Анатольевна

Слайд 2

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Слайд 3

Федор Иванович Тютчев «Зима недаром злится». Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора. И все засуетилось, Все нудит Зиму вон - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.. Взбесилась ведьма злая Зима еще хлопочет И, снегу захватя, И на Весну ворчит Пустила, убегая, Та ей в глаза хохочет В прекрасное дитя. И пуще лишь шумит... Весне и горя мало: Умылася в снегу, И лишь румяней стала, Наперекор врагу

Слайд 5

Уходи, Зима седая! Уж красавицы Весны Колесница золотая Мчится с горнояй вышины! Старой спорить ли, тщедушной, С ней - царицею цветов, С целой армией воздушной Благовонных ветерков! А что шума, что гуденья, Теплых ливней и лучей, И чиликанья, и пенья!.. Уходи себе скорей! У нее не лук, не стрелы, Улыбнулась лишь - и ты, Подобрав свой саван белый, Поползла в овраг, в кусты!.. Да найдут и по оврагам! Вон - уж пчел рои шумят, И летит победным флагом Пестрых бабочек отряд!

Слайд 6

Аполлон Николаевич Майков (1821–1897 гг.). А.Н.Майков русский поэт, родился 23 мая 1821 года, а умер 8 марта 1897 года. Воспитывался в интеллигентной семье, отец дворянин, живописец, мать – писательница. У Аполлона было 3 брата, и все они занимались творчеством. А.Н Майков очень любил природу, часто гулял в парке, восхищался красотой русской природы, сочинял свои замечательные произведения. Поэт увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии. Писать стихи начал с 15 лет.

Слайд 7

Наш урок подходит к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – и вы поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и и смотрите весну!

Слайд 8

РЕФЛЕКСИЯ Плоды – если дело прошло полезно, плодотворно ; Красный листик – довольно неплохо; Жёлтый листик – не совсем удовлетворён днём;

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Майков. "Весна"

Презентация к уроку литературного чтения по программе "Школа России" в 1 классе....

Тема: А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежники», С.Маршак «Апрель»

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира для 1 класса по программе "Школа России" с применением интерактивной приставки Мимио....

Конспект урока по литературному чтению для 1 класса А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель».

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между произведениями разных видов искусства; познакомить с новыми произведениями, их названиями и автора...

Урок литературного чтения, 1 класс Тема: «С. Маршак Апрель. А. Майков Весна. Т. Белозеров Подснежники.»

познакомить детей с произведениями русских поэтов о весне; совершенствовать навык чтения целыми словами, упражнять в выразительном чтении стихотворений;Развивать речевые умения учащихся, воображение;В...

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». С. Маршак «Апрель»» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...

А.Майков «Весна», Т.Белозёров «Подснежник»

Урок проведён в 1 классе по программе "Школа России". На уроке использованы различные приёмы работы, которые способствую развию памяти, воображения....

Конспект урока литературного чтения «Лирические стихотворения поэтов. А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники», С. Маршак «Апрель» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся со стихотворениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники», С. Маршака «Апрель»; совершенствование навык...