Творчество И.А. Крылова
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шоркина Ирина Геннадьевна

На уроке обобщаются  и систематизируются  знания учащихся; проверяется, как ребята поняли и усвоили тексты басен ,умеют ли  использовать пословицы для определения морали, нравоучительной мудрости басен И.А. Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Басни И.А.Крылова38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.А. Крылов и его басни.

Цели:

-обобщить и систематизировать знания учащихся;

-проверить, как ребята поняли и усвоили тексты басен;

-умение использовать пословицы для определения морали, нравоучительной мудрости басен И.А. Крылова;

-развивать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведений;

-воспитывать нравственные качества учащихся.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, рисунки детей, презентация.

Ход урока:

1.Психологический настрой.

-Девочки и мальчики, сегодня на наш урок пришли гости, поприветствуем их. Сели девочки, сели мальчики.

Глаза смотрят и всё видят.

Уши слушают и всё слышат.

Сначала думаю, потом говорю.

Помню, что в классе я не один.

Умею слушать мнения других.

2. Целевая установка.

-Сегодня наш урок посвящён творчеству И.А. Крылова. Более двухсот лет прошло со дня рождения великого баснописца-дедушки Крылова, как любовно называет его народ, но басни его не устарели, учат нас понимать истинные, нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт.

-Что ж такое басня?

(Небольшой рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.) 

-О Крылове знаменитый русский критик Белинский писал (слайд): «Честь, слава и гордость нашей литературы. Кто хочет изучить язык русский вполне, должен познакомиться с Крыловым.»

-Кто такой Крылов? Как стал писателем? Ответить на этот вопрос нам помогут…Вася и Даша.

3. Сообщения учащихся о жизни и творчестве Крылова.

-Спасибо, ребята.

4. Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей».

-Именно басни сделали И.А. Крылова знаменитым. А какую басню вы впервые услышали в своей жизни? Кто её автор?

  «Стрекоза и Муравей» (слайд)

(Инсценировка)

-В чём мораль этой басни?

(Нужно делать всё вовремя. Сначала сделать дело, потом отдыхать.)

-Какие пословицы перекликаются с сюжетом этой басни?

-А у вас, ребята, бывает такое, что не сделаны уроки, а вы гуляете, откладывая их на потом?

-Какой совет дали бы вы ребятам, которые ведут себя как главная героиня басни «Стрекоза и Муравей»?

5. Конкурс «Знатоки басен».

-А сейчас проверим, можно ли назвать вас «Знатоками басен». Вашему вниманию я предлагаю кроссворд. (слайд)

  1) Вид литературного произведения.

  2) Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления.

  3) Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

  4) Изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или предмет.

  5) Человек пишущий басни.

  6) Известный русский баснописец.

-Молодцы, с заданием справились.

6. Конкурс «Кто лучше знает басни Крылова».

-Сейчас я буду зачитывать отрывки из басен. Ваша задача - угадать, из какой басни эти строки. (слайды)

  1) «Да только воз и ныне там».

  «Лебедь, Щука и Рак»

-Кто расскажет эту басню наизусть?

-Чему учит эта басня?

-Какие поговорки можно подобрать к этой басне?

  2) «Голубушка!. Как хороша!

        Ну что за шейка, что за глазки!

        Рассказывать так право сказки!»

   «Ворона и Лисица»

-Ребята подготовили инсценировку басни. Просмотр инсценировки.

-Назовите недостатки людей, которые высмеиваются в этой басне. (Лесть, глупость)

-Какова мораль басни?

(В мире существует такой порок, как лесть, её нужно опасаться, не допускать до себя льстивых людей. Не нужно глупым и доверчивым, понимать, где правда, а где ложь.)

-Какой пословицей можно выразить главную мысль басни? (Держи ухо востро.)

  3) «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,-

       Всё ваша музыка плоха!»

   «Кукушка и Петух»

Какие недостатки высмеивает Крылов в басне? (Лесть и подхалимство.)

-Чему учит эта басня?

(Нужно быть честным по отношению к себе и к другим. Говорить  то, что есть на самом деле, не кривить душой.)

-Какая пословица перекликается с сюжетом этой басни? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

  4) «Чем кумушек считать трудиться,

        Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

    «Зеркало и обезьяна»

-Какие недостатки людей высмеиваются в басне? (Неумение видеть себя и свои поступки.)

-Чему учит эта басня?

(Прежде, чем на других указывать, обсуждать их, лучше с самого себя начать. Посмотреть, всё ли у тебя в порядке.)

-Какой пословицей можно выразить мораль этой басни? (В своём глазу и бревна не увидишь, а в чужом соломинку заметишь.)

7. Физкультминутка. (про обезьянок)

8. Знакомство с новой басней «Мартышка и Очки».

-Сегодня мы познакомимся с новой басней «Мартышка и Очки». На ваших партах лежат тексты басни, возьмите их.

Анализ басни.

-Почему слова «Мартышка» и «Очки» написаны с большой буквы? (Это герои басни.)

-Чтобы текст басни был понятен, определим значение слов. (слайд)

Мартышка - маленькая обезьянка.

Дюжина-12.

Полдюжины-6.

Темя - верхняя часть головы.

Нанижет – оденет подряд на нитку, проволоку.

Невежда – необразованный человек.

К худу клонит – склоняет к плохому.

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Чтение басни учителем.

-Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?

-Обратите внимание на те действия, которые совершает Мартышка с очками.

(Она ими вертит, то к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет, то их понюхает, то их полижет.)

-Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?

Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.

-Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

(Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.)

-В чём комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным?

(Смешно, что очков она достала себе много и надевала на себя куда только можно было надеть.)

-Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод.

-А если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, по самой басне можно догадаться, что высмеивается человек-невежда.)

-Чем отличаются слова «невежда» и «невежа»?

Выразительное чтение басни.

9. Итог урока.

-Сегодня мы вспомнили басни И.А. Крылова и познакомились с новой.

-Какие человеческие слабости и пороки высмеивал автор в своих произведениях?

-Чему научили вас басни? Что полезного взяли для себя?

(Надо быть честным, искренним по отношению к себе и другим людям, быть трудолюбивым, добрым, порядочным, отзывчивым.)

И в заключение послушайте ещё несколько добрых слов о замечательном баснописце:

     Кто не слыхал его живого слова,

     Кто в жизни с ним не встретился своей?

     Бессмертные творения Крылова

     Мы с каждым годом любим всё сильней.

     Со школьной парты с ним сживались,

     В те дни букварь постигшие едва,

     И в памяти навеки оставались

     Крылатые крыловские слова!

Урок закончен, спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество И.А. Крылова. Басня «Ворона и Лисица»

Цель урока:     Познакомить  учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»Задачи:Образовательная:Формироватьумение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль ...

Викторина по творчеству И. А. Крылова

Викторина проводилась на общешкольном уровне. Участвовали ученики 5-9 классов. Внеурочная деятельность являлась методом активизации познавательной деятельности учащихся....

Творчество И.А.Крылова

материал к уроку литературного чтения во 2 классе...

методическая разработка по творчеству И.А. Крылова на литературном чтении

Материал разработан по ФГОС. Есть  исследование детей: деятельность Крылова в Санкт-Петербурге, групповая работа.  Дети слушали звукозапись басни, инсценировали басню....

Жанр басни в творчестве И.А. Крылова

Краткая биография И.А. Крылова. Детские и юношеские годы будущего писателя. Басня как жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме. Деятельность Крылова-баснописца. Отра...

Презентация.Жизнь и творчество И.А.Крылова

Презентация предназначена для ознакомления учащихся на уроке  с жизнью и творчеством И.Крылова...

Творчество И.А. Крылова Басня «Ворона и Лисица»

Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»...