Гласный звук а. Буквы А.а
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Порфенцова Елена Павловна

Технологическая карта урока в инклюзивном классе. Ребенок с ТНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Гласный звук А. Буква Аа.30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

проведения бинарного урока «Обучение грамоте» 1 класс

Модель: «Учитель – Специалист»

Учитель: Порфенцова Елена Павловна, учитель начальных классов ГБОУ школа № 589 г. Санкт-Петербурга

Логопед: Яковлева Светлана Владимировна, учитель-логопед ГБОУ школа № 589 г. Санкт-Петербурга.

Тема: « Гласный звук [а], буква Аа».

УМК «Школа России»; учебник «Азбука» В.Г., Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина (М: Просвещение, 2012)

Номер урока: 10

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

На уроке используются:

- методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично  поисковый, словесный, наглядный, практический;

- формы обучения: фронтальная; групповая (в парах); индивидуальная; коллективная.

- приёмы обучения: речь учителя и логопеда; текст учебника; ИКТ; наглядность.

-педагогические технологии: проблемно-диалогическая, личностно-ориентированного обучения;педагогика сотрудничества, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.

- принцип научности и доступности изучаемого материала.

Большое внимание уделяется эмоциональной стороне личности школьника, воспитанию коммуникативных качеств личности.

В конце  урока  происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, электронное приложение к учебнику «Азбука» В.Г. Горецкий, учебник, тетради, цветные карандаши, магнитные схемы слов, индивидуальные схемы слов, картинка или цветок астра, карточки с картинками цветов и схемами для детей с ТНР, «дерево настроения», яблочки (красные, зелены, желтые)

В классе находятся: 25 учащихся, двое из них с ТНР.

Цель: создание условий для ознакомления  с гласным звуком [а], буквами А, а, развития речи.

Задачи:

  • создание условий для знакомства с условным обозначением звука [а] — буквами А, а; распознаванием этих букв в печатном тексте;
  • развитие фонематического слуха учащихся, умения различать звук [а];
  • формирование выразительности чтения на основе чтения звукоподражательных слов;
  • воспитание культуры общения; развитие интереса к книге.

Коррекционные цели: развитие мелкой моторики руки и пальцев рук, формирование навыков анализа, синтеза и классификации с опорой на наглядные материалы, расширение кругозора, формирование навыков адекватной самооценки детей с ОВЗ.

Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):

Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические –построение рассуждения в форме связи простых суждений; установление причинно–следственных связей.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя; оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Коммуникативные: понимание возможности существования позиций других обучающихся, отличных от собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение в коммуникации понятных для партнёра высказываний; задавание вопросов; контролирование действий партнёра; адекватное  использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение диалогической формой речи.


Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Описание деятельности учащихся всего класса

Деятельность логопеда

Описание деятельности учащихся с ТНР

1

2

3

4

5

6

7

1

Организационный момент.

Создание условий для внимательной и сосредоточенной работы на уроке.

Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Итак, ребята, начинаем урок обучения грамоте.

Сегодня в гостях у нас учитель-логопед Светлана Владимировна.

Слушают. Приветствуют учителя.

Приветствует учащихся.

Слушают. Приветствуют учителя.

2

Развитие речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

Подготовка речевого аппарата  к произношению звуков и букв.

Слушают логопеда и повторяют упражнения за ним.

Проводит артикуляционно-речевую  работу,  произнося образцы упражнений.

«Зарядка для язычка»: Жил-был на свете весёлый Язычок. У него был свой дом-рот. Стены-щёки (дети надувают щёки), окна-губы и зубы (дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Каждый день он наводил порядок в своём домике: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щёк). Потолок (… по нёбу), мыл пол (… по внутренней стороне нижней челюсти), протирал окна (дети широко отрывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам).

А когда весёлому Язычку становилось скучно, он распевал песенки. Давайте и мы с ним споём такую песенку (Песенка гласных).

Так у Язычка незаметно и день пройдёт. Устанет Язычок, дверку закроет и спать уляжется.

Работа с учителем и логопедом

3

Мотивационно-целевой этап.

Выявление предварительных знаний обучающихся о звуках речи и определение их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации).

Организует беседу о звуках речи с практическими упражнениями.

Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит учеников к определению темы урока.

Ребята, скажите, когда Язычок пел песенку, что он

произносил?

На какие две группы делятся звуки речи?

      -Как отличить гласный звук от согласного?

      - А теперь представьте, что вы заболели и пришли на приём к врачу.

     -Что просит сказать врач, когда осматривает горло?

- Какой звук мы с вами произносили? Что вы о нём можете сказать?

      - Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.( Звук [а]. Буквы А, а.)

Какие цели урока мы можем поставить?

Знакомства с условным обозначением звука [а] — буквами А, а; распознаванием этих букв в печатном тексте.

Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки. Выполняют практическое упражнение (хором произносят звуки). Определяют тему урока.

Он произносил звуки

Они делятся на гласные и согласные

При произношении гласных звуков, выдыхаемый воздух не встречает преград, а при произношении согласных звуков встречаются преграды.

(А-а-а)

([а] – гласный).

(О  гласном звуке и букве а).

Индивидуальный опрос учащихся с ТНР

Работа с логопедом. Использование метода проверки знаний - индивидуального опроса.

4

Физкультминутка.

Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.

Учитель выполняет упражнения:

«Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

В школу к знаниям стремясь».

Ученики выполняют физические упражнения, повторяя движения за учителем.

Ученики выполняют физические упражнения, повторяя движения за учителем.

5

Актуализация  знаний.

Произносительное упражнение, характеристика звука [а].

Формирование знаний о звуке [а], отношений, действий, опыта.

Выделение звука [a].

- Какой у меня цветок в руках?

- С какого звука мы начинаем произносить слово «астра»?

Произнесите чётко звук [a]. Можно этот звук петь? Спойте его хором (по одному).

Дайте характеристику этому звуку.

Проведем звуковой анализ слова «астра».

Отвечают (астра)

Дают характеристику звуку [a].

Составляют схему слова в паре.

Помогает учащимся с ТНР

Составляют схему слова в паре.

6

Первичное усвоение новых знаний.

Упражнения в поиске звука [а]  в словах.

Отработка навыка поиска изучаемого звука в словах.

Следит за правильностью выполнения игры.

Играют.

Объяснение непонятных слов.

Игра «Хлопочки»

Я буду читать стихотворение, в нем есть слова, которые начинаются со звука [a]. Когда вы услышите это слово, хлопните в ладоши. Слушайте внимательно.

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

Антоновку и апельсин,

Арбуз и ананас.

Вот абрикос, а вот айва…

Какие вкусные слова.

-Все ли слова были понятны?

Играют.

7

Первичное усвоение новых знаний.

Работа по учебнику с. 21.

Работа в тетради.

Знакомство с буквами А, а.

Упражнение в распознавании буквы Аа.

Формирование знаний об обозначении произносимых звуков  буквами на бумаге, знакомство с печатными буквами А, а.

Звук [a] мы слышим и произносим. Читаем и пишем мы буквы. Откройте учебник с. 21

Посмотрите на изображение букв. Кто знает их? Они изображены на красном фоне. Кто помнит, почему?

Вот это большая буква А, ею начинают предложения, с большой (заглавной) буквы пишут имена людей, клички животных, географические названия. А это а – маленькая (строчная) буква.

На что похожа буква А?

Вот два столба наискосок,

 А между ними – поясок.

 Ты эту букву знаешь? А?

 Перед тобою буква А.

(Показ изображения буквы А, используя электронное приложение к «Азбуке»),  письмо в воздухе.

Напишите в тетради большую (заглавную) букву А.

Напишите маленькую (строчную) букву а.

Обучающиеся рассматривают иллюстрации учебника, отвечают на вопросы учителя,  пишут печатные буквы.

Работа с учащимися с ТНР

Логопед подходит к  учащимся;  просит их устно проговорить, что получилось в задании.

Самооценка

8

Минутка релаксации.

Снятие напряжения и отдых обучающихся.

Учитель организует проведение минуты отдыха.

Ученики отдыхают, лежа на партах или сидя на рабочем месте, расслабившись, закрыв глаза.

Ученики отдыхают, лежа на партах или сидя на рабочем месте, расслабившись, закрыв глаза.

9

Первичная проверка понимания.

Составление предложения по схеме.

Работа по «Азбуке» с. 22

Соотношение картинок со схемами («Азбука» с. 22)

Отработка навыка по составлению предложений, работа в группах, инсценировка отрывка.

Объясняет особенности построения предложений, организует практическое наблюдение.

Рассмотрите верхнюю иллюстрацию в учебнике на с. 22.

Кто изображен на ней?

Кому читали книжку об этом докторе?

Почему такое интересное имя у Айболита?

— Кого на рисунке лечит Айболит? Дайте ответ предложением, составив его по схеме. (Айболит лечит зверей.)

Из чего состоит предложение?

Какое первое слово? второе? третье?

А из какой сказки следующие герои?

Ребята, а где же Иванушка?

Составим предложение по схеме.

Прочитаем предложение.

Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?

Порадуем Аленушку, соберем для нее букет.

(мак, ирис, роза, ландыш).

Найдите лишнее слово. (Ирис)

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, составляют предложение  по схеме.

(работа в парах)

Самооценка

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Он превратился в козленочка.

Аленушка плачет.

А-а-а!

Предложение произносится с чувством.

Работают по учебнику.

Помогает учащимся с ТНР

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, составляют предложение  по схеме, соотносят картинки со схемами (индивидуальные карточки).

(работа в парах)

Самооценка

10

Подведение итогов урока.

Осмысления обучающимися результата урока. Подведение итогов урока.

Учитель организует процесс подведения обучающихся к выводам после изученной темы.

— С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились. Назовите слова, начинающиеся на букву а.

Что особенно понравилось? Почему?

  — Что вызвало затруднение? Почему?

—Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?

Участвуют в беседе по результату урока.

Участвуют в беседе по результату урока.

11

Рефлексивно-оценочный.

Самооценка.

Поощряет детей, хвалит активных, мотивирует ответы остальных детей.

Если вам понравилось, как вы работали на уроке, то возьмите красное яблочко, если не очень – то желтое, если не понравилось – то зеленое. Эти яблочки мы прикрепим к дереву настроения.

Обучающиеся

выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.

Обучающиеся

выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

Урок русского языка Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.   УМК «Школа России» Целевая установка:   Понимать и сохранять учебную зад...

Гласные звуки и буквы гласных звуков

Презентация к урокам обучения грамоте в 1 классе...

Гласные звуки. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?

Технологическая карта урока русского языка , проведенного во  2 классе по программе "Школа России"...