Рабочая программа по практикуму функционального чтения
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Казакова Людмила Николаевна

Рабочая программа по практикуму функционального чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_literaturnomu_chteniyu.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа практикум по литературному чтению

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения;

ФЗ №273 «Об образовании», глава 1, статья 12, подпункт 1;

Образовательная программа НОО МБОУ СОШ №46;

 Подпрограмма «Формирование учебно-организационных умений и навыков в начальной школе»;

Междунapoднoгo исследoвaния кaчeствa чтeния и пoнимaния тeкстa PlRLS

для нaчaльнoй школы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Фopмиpoвaниe читaтeльскoй кoмпeтeнтнoсти – пpиopитeтнaя цeль сoвpeмeннoгo

нaчaльнoгo бpaзoвaния. Ha eё дoстижeниe нaпpaвлeнa дeятeльнoсть пeдaгoгoв

и yчaщихся. Данная программа призвана помочь учащимся  oсмысленно читaть

любой xyдoжeствeнный тeкст, выполнять  пpедлoжeнные к нему задания с точки зрения реализации компетентностного подхода

Курс направлен на решение задач, которые помогут учащимся овладеть предметными и метапредметными умениями, освоить систему опорных знаний по литературному чтению, самостоятельно решать практические задачи по данному предмету.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс практикум по  литературному чтению в особой мере влияет на решение следующих задач:

  1. Формирование механизма анализа и интерпретации любого литературного текста с точки зрения его понимания.
  2. Повышение  уровня качества чтения и осмысления авторской позиции, представленной в каждом произведении.
  3. Подготовка и проведение  итоговых работ по литературному чтению.

Общая характеристика учебного  предмета

Практикум по литературному чтению включает в себя проверочные работы, которые отвечают требованиям нового образовательного стандарта начальной школы, важнейшим из которых является подготовка учащихся к самостоятельной жизни и активной деятельности в условиях конкуренции, что невозможно без развития у школьников навыков поисково-исследовательской, продуктивной, творческой деятельности, способности осознанно и ответственно выполнять различные задачи в том числе и креативные, принимать решения , находить оптимальные подходы к выполнению как стандартных (базовых) так и нестандартных заданий.

Реализация этого требования осуществляется через системно – деятельностный  подход, обеспечивающий достижения результатов обучения личности младшего школьника и создающий основу для самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Ценностные ориентиры учебного предмета

        

Kaчeствeннoe oбyчeниe в нaчaльнoй шкoлe являeтся сeгoдня одним из важнейших

пpиopитeтoв гoсyдapствeннoй пoлитики в  oблaсти oбpaзoвaния. Пpи этoм

oснoвнoй aкцeнт дeлaeтся нa повышение эффeктивнoсти управления  oбpaзoвa-

тeльным  процессом.

Одним из направлений работы практикума по литературному чтению является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо); потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания; читательской   компетентности  младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения  прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в  книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;  готовности  обучающегося   к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.  

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

внимание к личности писателя;

бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР   <=>   ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса  личностных, метапредметных  и предметных  задач.

Результаты освоения предмета (УУД)

Личностные результаты

1. Формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5.  Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины.

6.  Формирование привычки к  рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10.  Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты

1. Формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.  

4. Формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи результаты:

  1. Умение работать с информацией:
  1. Находить информацию по содержанию текста, заданную в явном виде
  2. Находить информацию по содержанию текста заданную в неявном виде
  3. Формулировать выводы
  4. Определять порядок микротем, событий в тексте
  1. Поисково – исследовательские умения:
  1. Анализировать, интерпретировать, самостоятельно обосновывать выводы
  2. Анализировать и обобщать информацию
  3.  Анализировать, интерпретировать и обобщать информацию
  1. Творческие умения:
  1. Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры
  2. Прогнозировать окончание текста
  3. Создавать собственный текст по заданной теме
  4. Анализировать и оценивать язык и элементы текста

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов, определенному ФГОС   на практикум по  литературному чтению отводится 1 час в неделю в 3  классах , выделенные из школьного компонента


Программно – методическое обеспечение предмета.

М.Ю.Алексеева, Е.И.Матвеева «Измерители качества обучения по литературному чтению» 3 класс

Календарно – тематический план

1 четверть –9 часов

2 четверть – 7 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

Итого за год:  34 ч.

Типы уроков и их сокращения, принятые в программе «Гармония»:

УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний

УЗЗВУ – урок закрепления  знаний и выработки умений

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

УКПЗ – урок контроля полученных знаний

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные вопросы рассматриваемые на уроке

Планируемые результаты

Элементы дополнительного содержания

Виды контроля

Тип урока

план

факт

Подготовленная речь. Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.

1

Демонстрация уместного использования приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания.

Различать подготовленную и неподготовленную речь. Называть приёмы подготовки устного высказывания.

Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко.

Подготовка небольшого высказывания.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Слушаем, вдумываемся. Слушаем по-разному.

1

Формулирование своей задачи как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрация уместного использования сигналов внимательного слушателя

Называть задачи слушания.

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности как слушателя.

Вопросный план.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа №1.

1

 Проверяем свои умения.

Нахождение информации по содержанию текста, заданной в явном  виде

Итоговый  контроль.

УКПЗ

 Работа над ошибками. Учимся писать, редактировать. Как исправить текст?

1

Обработка прочитанного текста, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.

пересказывать с опорой на картинный план;  последовательно перечислять картины и события произведения

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Анализ и обобщение информации.

1

Языковое оформление текста.

Осознать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи. Анализировать и обобщать информацию.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа №2.

1

Проверяем свои умения.

Анaлиз, интepпpeтaция, самостоятельное обоснование выводов

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Тексты разные нужны. Диалог и монолог.

1

Объяснение, чем отличаются устные и письменные тексты. Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления.

Называть признаки текста, типы текстов.

Различать диалог и монолог.

Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Опорные слова. Составление текста из опорных слов.

1

Осознание точности, богатства художественной речи;

Получить элементарные понятия о рифме

Творческая работа

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 3.

1

Проверяем свои умения.

Анализ, интерпретация и обобщение информации

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Выборочный пересказ. Цитата в пересказе.

1

Определение способов сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста. Определение необходимости и уместностного использования цитаты в пересказе.

 Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения.

Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа.

Вводить в пересказ эффективные цитаты.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 4.

1

Проверяем свои умения.

Анализ и обобщение информации

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Рассуждение, вывод в рассуждении. Правило и цитата в доказательстве.

1

Анализ структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом.

Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении.

Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Формулирование выводов.

1

Осознание точности, богатства художественной речи. Формулирование выводов.

Осознать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи. Формулировать выводы.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Формулирование выводов.

1

Осознание точности, богатства художественной речи. Формулирование выводов.

Осознать точность, богатство, выразительность, образность художественной речи. Формулировать выводы.

Развитие читательской антиципации.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 5.

1

Проверяем свои умения.

Создание собственного текста по заданной теме

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Формулирование выводов.

1

Главная мысль произведения. Работа над ошибками. Формулирование выводов.

Выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла. Формулировать выводы.

Чтение по ролям.

Текущий контроль.

УЗЗВУ

Определение  порядка микротем, событий в тексте.

1

Определение границ ответов в тексте. Определение  порядка микротем, событий в тексте.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста. Определять порядок микротем, событий в тексте.

Подготовка небольшого сообщения об одном из поэтов.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Определение  порядка микротем, событий в тексте.

1

Определение границ ответов в тексте. Определение  порядка микротем, событий в тексте.

Отвечать на вопросы по содержанию словами текста; определять эмоциональный характер текста. Определять порядок микротем, событий в тексте.

Подготовка небольшого сообщения об одном из поэтов.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 6.

1

 Проверяем свои умения.

Нахождение информации по содержанию текста, заданной в неявном  виде, формулирование выводов

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.

1

Анализ сравнительного описания, их структуры. Реализация сравнительного описания разными способами.

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения. Называть правила сравнения.

Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение.

Подготовка небольшого сообщения об одном из поэтов.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Сравнительный анализ авторских и собственных суждений.

1

Эмоциональное отношение автора к изображаемому. Сравнительный анализ авторских и собственных суждений.

Осознавать авторское и собственное отношение к персонажам. Анализировать, интерпретировать, самостоятельно обосновывать выводы.

Создание иллюстрации к произведению.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Прогноз содержания читаемого. Сравнительный анализ авторских и собственных суждений.

1

Определение мотивов поведения героев. Сравнительный анализ авторских и собственных суждений.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать, интерпретировать, самостоятельно обосновывать выводы.

Текущий контроль.

УОСЗ

Проверочная работа № 7

1

Проверяем свои умения.

Анализ и обобщение информации

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Анализ и обобщение информации.

1

Прогнозирование содержания текста по заголовку. Работа над ошибками. Анализ и обобщение информации.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать и обобщать информацию.

Презентация одной из книг.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Анализ и обобщение информации.

1

Прогнозирование содержания текста по заголовку. Анализ и обобщение информации.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать и обобщать информацию.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Подбор аргументов, приведение  примеров.

1

Прогнозирование содержания текста по заголовку. Анализ и обобщение информации.

Характеризовать персонажи, определять собственное отношение к их поступкам. Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры.

Творческая работа

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 8.

1

Проверяем свои умения.

Анализ и оценка языка и элементов текста

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Подбор аргументов, приведение  примеров.

1

Определение подтекста , в литературном произведении. Подбор аргументов, приведение  примеров. Работа над ошибками.

Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры.

Чтение по ролям

Тематический контроль.

УИПЗЗ

Прогнозирование окончания текста.

1

Определение подтекста , в литературном произведении.  Прогнозирование окончания текста.

Выявлять смысловой и эмоциональный подтекст. Прогнозировать окончание текста.

Чтение по ролям

Тематический контроль.

УИПЗЗ

Проверочная работа № 9.

1

Проверяем свои умения.

Нахождение информации по содержанию текста, заданной в явном  виде, определение порядка микротем в событие (тексте) Прогнозировать окончание текста.

Итоговый  контроль.

УКПЗ

Работа над ошибками. Создание собственного текста по заданной теме.

1

Выявление главной мысли.  Работа над ошибками. Создание собственного текста по заданной теме.

обобщающать смысловое, образное, эмоциональное содержание литературного произведения. Создавать собственный текст по заданной теме.

Текущий контроль.

УОСЗ

Создание собственного текста по заданной теме.

1

Главная мысль текста. Определение характера произведения по рисункам. Создание собственного текста по заданной теме.

Находить главную мысль, сформулированную в тексте. Создавать собственный текст по заданной теме.

Обсуждение с одноклассниками достоинств и недостатков придуманной сказочной истории.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

УЗЗВУ

Подбор аргументов, приведение  примеров.

1

Прогнозирование содержания текста по заголовку. Анализ и обобщение информации.

Анализировать, оценивать, подбирать аргументы, приводить примеры.

Создание иллюстрации к произведению.

Текущий контроль.

УИПЗЗ

Читаем учебные тексты. Учимся писать, редактировать.

Обработка прочитанного текста, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.

Итоговый  контроль.

УКПЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию функциональной грамотности учащихся начальной школы

Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читай, считай, думай» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процес...

Презентация методического продукта. Рабочая программа внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ФГОС -2021

Презентация методического продукта. Программа "Функциональная грамотность"Задачи программы:•формировать умение читать тексты, совершенствовать культуру чтения;•находить и извлекать...

Рабочая программа по основам функциональной грамотности "Читаем, считаем"

Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем» составлена  на основе Федерального государственного образовател...

Рабочая программа по предмету "Функциональная грамотность" 3 класс (ФГОСС НОО)

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование у обучающихся читательской, естественно-научной, математической и финансовой грамотности...

Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности», 3 класс, 2022

Рабочая программа по курсу функциональной грамотности «Основы естественнонаучной грамотности»  разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной п...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 3 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" (3-4 класс)...