Конспект урока по чтению 2 класс. М. Лермонтов "Утёс". Поход в "Музейный дом". Иллюстрация И. Рериха "Стражи ночи".
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Костромина Анастасия Евгеньевна

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: Ознакомить учащихся со стихотворением «Утёс»; развивать словесно-логическое мышление, воображение и речь учащихся; способствовать развитию у учащихся познавательного интереса.

Планируемые результаты:

ü Предметные: умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки; учиться выразительно читать; научиться выполнять анализ текста; указывать главную мысль произведения.

ü Личностные: формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: Литературное чтение, автор: Н.А. Чуракова, 2 класс., презентация, тучки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: М. Лермонтов "Утёс". Поход в "Музейный дом". Иллюстрация И. Рериха "Стражи ночи".

(Программа: ПНШ)

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: Ознакомить учащихся со стихотворением «Утёс»; развивать словесно-логическое мышление, воображение и речь учащихся; способствовать развитию у учащихся познавательного интереса.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; развивать читательские навыки; учиться выразительно читать; научиться выполнять анализ текста; указывать главную мысль произведения.
  • Личностные: формировать познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование: Литературное чтение, автор: Н.А. Чуракова, 2 класс., презентация, тучки.

Этапы, методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

1 мин.

Здравствуйте, ребята!  Меня зовут Анастасия Евгеньевна.  Сегодня  я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя.

Слушают учителя.

Проверяют организацию своего рабочего места.

Личностные: воспринимать речь учителя непосредственнее обращенную к учащимся.

Мотивационный этап.

Метод – словесный;

Приём – беседа.

Речевая разминка

Метод – словесный.

9 мин.

Ребята, какое домашнее задание у вас было?

(По желанию выучить стихотворение Сергея Козлова Жёлудь). Давайте послушаем несколько человек, а затем приступим к изучению новой темы. Хорошо. Тема нашего урока М. Лермонтов "Утёс". Поход в "Музейный дом". Иллюстрация И. Рериха "Стражи ночи".

 Ребята какие цели на сегодняшний урок мы можем поставить? (Познакомиться со стихотворением «Утёс», понять смысл и образы стихотворения).

Чему мы с вами будем учиться? (Выразительно читать)

Ребята, у кого карточка с биографией Михаила Лермонтова? Давайте послушаем небольшое сообщение о нем.

(Фотография на слайде)

(Михаил Юрьевич Лермонтов, годы жизни 3 октября 1814 — 15 июля 1841.Русский поэт, художник. Родился в Москве, в дворянской семье. Воспитывала его бабушка. Первые стихи Лермонтов начал писать в 14 лет. Известность пришла к Лермонтову со стихотворением "Смерть поэта", которое он написал в 1837 году. Стихотворение было посвящено гибели на дуэли Александра Сергеевича Пушкина. 5 июля 1841 года Лермонтов погиб на дуэли в городе Пятигорске, прожив всего 27 лет.)

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Михаила Лермонтова.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Рассказывают стихотворения.

Отвечают на вопросы.

Слушают аудиозапись

Ставят цель сегодняшнего урока.

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные:

Определять цель урока.

Постановка учебной задачи и её решения.

Метод- практический;
Приём –работа с иллюстрацией.

9 мин.

Прежде чем мы приступим к изучению стихотворения, давайте поупражняемся  в чтении чистоговорок. (На слайде)

Сначала прочитайте медленно, каждый про себя. Сейчас прочитайте быстрее каждый сам про себя. Теперь прочитайте друг другу  в паре по очереди. Хорошо. А сейчас на счет три прочитаем все вместе хором.

Ти – ди  - ти – мне домой идти.

Ти – ти – ди –за руку его веди.

Те – те – де – рыба водится в воде.

Те – де – те – хорошо читайте.

Ва – фа – ва – в лесу живет сова.

Фы – фы – вы – в саду росли сливы.

Ва – ва – фа – платье новое из шкафа.

Фе – ве – фе – подушка на софе.

Ребята, как вы думаете, что такое утёс? Лазурь? Великан?

Утёс-высокая скала,

Лазурь- голубое небо.

Великан- человекоподобное существо огромного размера.

Прослушайте аудиозапись стихотворения Михаила Лермонтова «Утёс». Какое настроение у этого стихотворения?

Ребята, каждый про себя прочитайте стихотворение, запомните или подчеркните слова карандашом, которые показались вам непонятными, затем мы с вами все вместе разберем эти слова, у вас есть пару минут.

Высказывают своё мнение.

Высказывают предположения.

Коммуникативные: Участвуют в

 диалоге.

Регулятивные: умение слушать и понимать других.

Физ.мнутка

2 мин

 Видеофрагмент.

Повторяют движения.

Решение частных задач на основе анализа текста.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа с текстом.

18 мин.

Когда вы первый раз слушали стихотворение, вы определяли настроение по первому впечатлению, а сейчас попробуем понять это стихотворение глубже.

Ребята, послушайте еще раз аудиозапись, и скажите, что чувствовал автор, что он хотел сказать?

Какие чувства — это стихотворение у вас вызвало?

Как вы думаете, какие чувства испытывал автор когда, писал это стихотворение? (Лермонтов был сильный, храбрый, военный человек, но чувствительный, ранимый и очень одинокий.) Я думаю, что он испытывал чувство одиночества и грусти.

Как вы думаете от чьего лица оно написано: автора или утёса? (От лица-автора)

Сейчас, пожалуйста, прочитайте это стихотворение в парах по очереди, у вас есть пару минут. Сколько частей в этом стихотворении? (2)

В первом четверостишье, о каком герое идёт речь? Охарактеризуйте его, какой он? Подберите к этому герою как можно больше эпитетов. (Говорится о тучке, она: золотая, красивая, легкомысленная, молодая, весёлая, игривая).

Во втором четверостишье о ком  идёт речь? Охарактеризуйте его. (Говорится об утёсе. Он старый, морщинистый, грустный, задумчивый, неподвижный одинокий, великан.)

Прочитайте стихотворение в парах, стараясь передать чувства автора.

А теперь прочитаем размышления Маши и Миши на стр. 128, в парах.

Ребята, а кому присущи эти качества? (Людям) Можно ли сказать, что тучка и утёс для поэта живые?  (Для поэта они живые.)  В литературе есть приём, который называется олицетворение. (Определение олицетворения написано на слайде). Кто прочитает? (Олицетворение- прием в литературе, приписывает признаки одушевлённых предметов неодушевлённым). Как вы это понимаете?

Многие из вас рассуждают правильно.

Мне кажется он хотел сказать, что в жизни мы иногда не задумываясь оставляем след в душах разных людей, близких или друзей, не задумываясь обижаем кого-то. Несмотря на то, что Лермонтов был молод, но он всегда размышлял о жизни и о судьбах людей, и хотел, чтобы люди были внимательны друг к другу.

Поэты выражают свои чувства, наблюдения, переживания в стихах, а художники пишут картины.  Ребята, у кого сообщение про Рериха?

(Рерих Николай Константинович

Русский художник, философ, писатель, путешественник, археолог. В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических. Годы жизни 9 октября 1874 г-13 декабря 1947 г. (Художник прожил 73 года),

Перед вами иллюстрация Н. Рериха « Стражи ночи». Как вы понимаете смысл названия картины? На кого, с твоей точки зрения, похожи горы? На великанов? На старцев, на монахов? Охарактеризуйте горы, какие они? (Неподвижные, молчаливые). Для художника горы живые?

Как вы думаете, что общего у стихотворения Лермонтова и картины Н Рериха? (И там и там есть горы.)

Какие объекты природы одушевляет художник?

Близка ли картина Рериха к стихотворению Лермонтова? В чем их сходство?

 С помощью каких видов искусства человек выражает свои чувства? (Литературы, живописи и музыки)

Мы можем видеть, как два человека, которые жили в разное время, перекликаются между собой, потому что во все времена человек думает о смысле жизни.

Ребята давайте вернемся к стихотворению, какую картину бы вы нарисовали, иллюстрируя стихотворение?

Слушают аудиозапись.

Высказывают свое мнение.

Работают с текстом.

Работают в парах.

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы.

Читают диалог.

Слушают, рассматривают иллюстрации.

Высказывают свое мнение.

Познавательные:

Анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Регулятивные:

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

Коммуникативные:

адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные : самоопределение к деятельности

Итог урока.

Рефлексия.

3 мин.

Какие цели в начале урока мы ставили?

О чем ы с вами говорили на уроке?

Что вы, узнали нового? Чему научились? Каким же был поэт? Как вы поняли его произведение? Вам понравился урок? Если да, то поднимите белую тучку, не всё понравилось- синюю тучку.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Информация о домашнем задании.

2 мин

выучить наизусть стихотворение М. Лермонтова « Утёс». В школьной программе вы часто будете встречаться с творчеством М. Лермонтова.

Записывают домашнее задание.

Михаил Юрьевич Лермонтов, годы жизни 3 октября 1814 — 15 июля 1841.Русский поэт, художник. Родился в Москве, в дворянской семье. Воспитывала его бабушка. Первые стихи Лермонтов начал писать в 14 лет. Известность пришла к Лермонтову со стихотворением "Смерть поэта", которое он написал в 1837 году. Стихотворение было посвящено гибели на дуэли Александра Сергеевича Пушкина. 5 июля 1841 года Лермонтов погиб на дуэли в городе Пятигорске, прожив всего 27 лет.

Рерих Николай Константинович

Русский художник, философ, писатель, путешественник, археолог. В течение жизни создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, включая два поэтических. Годы жизни  9 октября 1874 г-13 декабря 1947 г. (73 года),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи».

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи»...

Конспект урока литературного чтения на тему: «О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла» 2 класс, УМК "ПНШ" + презентация

Цели деятельности учителя: знакомство обучающихся со стихотворением О. Дриза «Кончилось лето»; закрепление знаний обучающихся о жизни и творчестве поэта; обучение правильному чтению стихов...

Конспект урока литературного чтения на тему: "М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи»" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с произведением «Золотой луг»; формирование навыка осознанного и выразительного чтения; представления о средствах выразительности в живо...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Поход в «Музейный дом» А. Мещерский «У лесного озера». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения делать выводы о характере героя, его интересах, опираясь на высказывания и поступки; проведение сравнительного анализа мироощущений героев поэтическ...

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 2 класс. Тема: "М.Лермонтов «Утес». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация И.Рериха «Стражи ночи».".  УМК "Перс...

Конспект урока литературного чтения «Поход в музейный дом А. Мещерский «У лесного озера»» 3 класс

Цели деятельности учителя: Формирование представлений о творчестве А. Мещерского; ознакомление с художественным произведением «У лесного озера»; формирование представлений о многогранности...

Конспект урока литературного чтения «Поход в «Музейный Дом» А. Мещерский «У лесного озера» (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Поход в «Музейный Дом» А. Мещерский «У лесного озера» Цели деятельности учителя: формирование представлений у ...