Тема урока: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Хитун Татьяна Николаевна

Урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России" составлен для ученика надомного обучения (обучающийся с ОВЗ), можно использовать для работы с классом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения в 3 классе УМК «Школа России» составлен для ученика надомного обучения, рекомендуется и для проведения с целым классом.

Разработка учителя начальных классов МАУО «Надежда» Хитун Татьяны Николаевны

 Тема урока:   А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой  природы…».

Цели:

  1. Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин осеннего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения.         
  2. Расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
  3. Прививать любовь к природе.

Тип урока:  совершенствование знаний, формирование умений и отработка      

                       навыков.

Оборудование урока: 

•        учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф.Климанова,

          В.Г.Горецкий

•     «Поурочные разработки по литературному чтению» 3 класс, С.В.Кутявина

•        Электронная презентация к уроку

•        Тексты стихотворения

•           Словарь

•        Выставка книг – произведения А.С. Пушкина

                                             

                                                  Ход урока.

I  Организационный момент. Вводное слово учителя.

1,2 – выше голова,

3,4 – плечи шире,

5,6 – тихо сесть.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- А какой урок у нас начинается?       (Лит. Чтение)

-  Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё получится.  Вы готовы начать урок?      (Да)

II  Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся. 

  1. Предварительная беседа.

- Мы с вами закончили раздел «Поэтическая тетрадь 1». А сегодня переходим к изучению другого большого раздела. Прочитайте его название. Посмотрите на фотографии писателей, кого из них вы знаете? (Здесь портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого)

     2.Слово учителя о А.С.Пушкине.

И пробуждается поэзия во мне…

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута – и стихи свободно потекут..

-Вы узнали этого поэта?     ( Пушкин)

-Это строчки А.С.Пушкина.  С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные  сказки, стихи, созданные Пушкиным.

- откройте страницы 82-83. Посмотрите на этот разворот, что помните об этом писателе?

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Он родился в Москве, и еще мальчиком, во время учебы в Лицее в Петербурге, писал стихи. Сейчас мы с вами совершим путешествие по Царскосельскому лицею.

Просмотр презентации.

3.Чтение текста о Пушкине на страницах 84-85.

  1. Вопросы после чтения.

- Когда и где родился А.С.Пушкин? (В Москве, 6 июня 1799 г.)

- Что значит предложение: «Пушкин вошел в жизнь празднично»? (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки императора Павла I)

-На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке)

- когда Пушкин начал сочинять стихи? (ОН начал сочинять стихи, когда был совсем маленьким.)

-Кто научил его писать по-русски? (Писать по-русски учила его бабушка.)

-Кто рассказывал ему сказки? (Няня Арина Родионовна и дядька Никита)

Физкультминутка для глаз

III    Подготовка учащихся к восприятию стихотворения. Словарно- лексическая работа.

Караван-движущаяся вереница - друг за другом.

Сень-то, что покрывает кого-нибудь, что-нибудь.

На третье в ночь - ночью на з января.

Куртины - цветочные грядки, клумбы.

IV Восприятие новых знаний. Проверка первичного восприятия стихотворения.

 Чтение стихотворения учителем «Уж небо осенью дышало».

-Что вы представили? (Когда я слушал, мне стало грустно, ведь наступила осень.)

- О каком периоде осени говорится в стихотворении? (Поздняя осень.)

Ребята, посмотрите внимательно, откуда этот отрывок? (Этот отрывок из романа «Евгений Онегин».)

-Сейчас мы прочитаем еще два отрывка из этого романа. Отрывок «В тот год осенняя погода…» прочитайте самостоятельно.

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Сначала было грустно, оттого,  что зима очень долго не наступала. А потом когда выпал снег, все стало вокруг красиво и светло, то и на душе стало светло и радостно. )

- Докажите, что зима долго не наступала        . (Автор говорит:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа…

Слово «ждала» повторяется два раза!)

Коррекционный прием на развитие аналитико- синтетической деятельности

- Прочитайте, что увидела Татьяна, выглянув в окно.

-О чем говорит поэт: «Деревья в зимнем серебре»? (Он говорит об инее.)

-А «Зимы блистательный ковер»? (Здесь говорится о снеге.)

- Как называется такой поэтический прием? (Он называется метафорой)  

 

V   Формирование умений и отработка навыков.  

- Приготовьтесь читать выразительно. (Выразительное чтение учащихся).

VI  Оценка учебных достижений, подведение итогов урока.  

 - Какой раздел мы начали изучать?

 - Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина?

 - С какими произведениями поэта познакомились?              

  Оценивание.

  Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений «За весной, красой природы… », «В тот год осенняя погода…».