Конспект урока на тему "Времена года А.С. Пушкин и П.И. Чайковский".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Времена года в произведениях А.С. Пушкина и П.И. Чайковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 классе.

Провела учитель начальных классов  Мальсагова М.И.

Предмет:  Литературное чтение.

Тема:  «Времена года» А.С. Пушкин, П.И. Чайковский

Цель: познакомить и напомнить учащимся о жизни и творчестве А.С. Пушкина и П.И. Чайковского; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, умения слушать музыку; показать силу и красоту природы, учить чувствовать эту красоту; воспитывать культуру речи; культуру слушания, высказывания и эмоций; развивать память, мышление.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, музыка П.И. Чайковского «Времена года», слайды, карандаши, листки  бумаги.

I    Орг. момент

Светит солнце за окошком

Дарит нам веселье

На любимый свой урок

Мы пришли в наш светлый класс

II   Актуализация знаний (портреты А.С. Пушкина и П.И. Чайковского)

- Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения. Тема нашего урока «Времена года.  А.С. Пушкина   и П.И. Чайковский».

- Что вы помните о Пушкине? Расскажите.

- Какие его произведения вам знакомы? Какие из них вам запомнились больше всего?

- Сегодня мы еще будем говорить о выдающейся личности. Это Петр Ильич Чайковский.

- Кто такой П.И. Чайковский?

- Какие его произведения вам знакомы?

III   Работа по теме

- Да, ребята, сегодня мы будем говорить о двух выдающихся личностях – А.С. Пушкине и П.И. Чайковском. Эпиграфом нашего урока я взяла слова  «Видеть, слышать, чувствовать природу». Эти слова можно уверенно отнести к этим двум замечательным людям, потому что их произведения – яркие свидетельства того, что они действительно видели, слышали и чувствовали природу. Если бы это было не так, то они не смогли бы создать такие замечательные произведения, о которых мы будем сегодня говорить.

Ученик:

Каждый год 10 февраля множество разных людей приходит к петербургскому дому с простым адресом Мойка,  12. Здесь можно встретить поэтов и ученых, студентов и школьников, учителей и инженеров. Все они приходят почтить память Александра Сергеевича Пушкина. Здесь была его последняя квартира, где завершилась его яркая, но короткая жизнь. Того, что создал за свою короткую жизнь, хватило бы на несколько жизней. Родился Пушкин 6 июня 1799 года в Москве. Страсть к поэзии у него появилась в самом раннем возрасте. Двенадцати лет его отдали  в лицей. Первые лицеисты, среди которых был и Пушкин, сохранили свое лицейское братство. Уже в годы учебы было всем ясно, что Призвание Пушкина – литература. Жизнь самого поэта была полна трудностей. Трудно было напечатать стихи неугодные царям. Трудно было обеспечить жизнь большой семьи. Зависть недругов вызывала его красавица жена Наталья Гончарова, которую он очень любил. На дуэли с французом с Дантесом, который оскорбил поэта и его жену, Пушкин был тяжело ранен. Его доставили в дом на Мойке, 12. У его постели дежурил Даль, который был не только языковедом, но и военным врачом. 10 февраля в 1837 году солнце русской поэзии закатилось, жизнь великого поэта оборвалась.

- Да, ребята, благодаря Пушкину русская литература стала одной из величайших литератур мира. Язык Пушкина прост, ясен и всем понятен. Н.В. Гоголь – писатель и критик того времени писал: « В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер».

- Ребята, сегодня  мы будем говорить о том, как писал поэт о разных временах года. Когда мы говорим «Времена года» мы сразу вспоминаем и еще одного великого человека. Кто это?

Ученик:

П.И. Чайковский родился в 1840 г. В Вятской губернии. Окончил Императорское училище и работал в Министерстве юстиции, но вскоре понял, что призвание его- музыка и поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, которую окончил с серебряной медалью. Играл Чайковский с раннего детства. Настоящее признание он получил в 1860-х гг. Он написал 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, 76 маленьких музыкальных произведений, написал оперу «Евгений Онегин» на поэму Пушкина. К Чайковскому в 1876 г. Обратился издатель журнала «Нувеллист» Н.М. Бернард с просьбой написать двенадцать пьес – по числу месяцев в году. Петр Ильич согласился, и так появилось произведение любимое и известное всем «Времена года».

- Да, действительно, ребята, «Времена года» считали дневником композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Слушая музыку, представляем и зимний лес, одетый пушистым снегом, весеннее пробуждение природы с пением жаворонка, унылую осень, и звон колокольчиков на тройке…

- Ребята, какое время года сейчас?

- Какие изменения происходят в природе с наступлением весны?

- Весна – это прекрасное время года, это время пробуждения всей природы. Весна ассоциируется с прекрасным свежим воздухом, появлением первых почек и листочков на деревьях и кустарниках, первой грозой и весенними водами.

- Давайте посмотрим, что пишет поэт о весне

Чтение строк о весне (стих о весне на слайде)

Уч-ся читают про себя, а затем вслух.

- Ребята, какое настроение у поэта?

- Прочитайте первые строки. Радуется ли поэт весне?

- Все, что радует, для Пушкина наоборот. Весна наводит грусть и тоску.

- Найдите строчки « Или мне чуждо наслажденье…» Прочитайте их.

- Какой он считает свою душу?

- С уверенностью можно сказать, что его что-то гложет, тревожит, ему очень плохо. Смотрите, ребята, расцветает весна. Скоро засверкает и улыбнется природа. Молодая травка пробьет себе дорогу. Изумрудная зелень будет радовать взгляд. Прилетевшие птички вспомнят свои лучшие песни, но поэту все равно плохо, ему грустно.

 Он писал:

Я не люблю весны:

 Скучна мне оттепель; вонь,

                 грязь – весной я болею

 Кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены

- Ребята, сейчас мы послушаем музыку Чайковского «Времена года. Весна» (музыка  и сопровождающие картинки на слайдах)

- Ребята, вы слушали музыку, что вы чувствовали? Какую картину вы представили?

- Да, действительно, нам очень легко, мы чувствуем почки, которые набухают на деревьях, цветочки появляются на лугах, пение жаворонка слушаем. Нам охота любить весь мир и от этого легко и хорошо!

- После весны наступает какое время года?

- Расскажите о лете. Что вам нравится? Чем вы заняты? Какие изменения мы наблюдаем в природе?

Чтение стих уч-ся про себя (стих о лете на слайде)

Чтение стих вслух.

- Как вы думаете, какое отношение поэта к лету?

- Из этого стих-я мы не можем сказать о том, любил ли поэт лето. Он описывает лето и для этого находит очень красивые слова и эпитеты. Как известно, поэту лето тоже не нравилось. Он писал:

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б ни зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты все душевные способности губя,

Нас мучишь: как поля, мы

Страждем от засухи…

- Ребята, давайте послушаем музыку Чайковского « Времена года. Лето» (музыка и сопровождающие картинки на слайдах)

- Какие картины вы представили, когда слушали музыку? Да, детские голоса, игры, звон, люди, которые трудятся на полях, шум листвы от ветра. Нам хорошо, нам легко и приятно!

IV Физминутка

V Работа по теме

- Закончилось лето. Какое время года наступает потом?

- Что вы можете сказать об осени?

- Какие изменения происходят в природе?

Чтения стих уч-ся про себя (стих об осени на слайде)

Чтение вслух

- Ребята, какое настроение вызывает у вас это стих-е?

- Приближалась, какая пора пишет поэт?

- Как вы думаете, на самом- то деле поэту скучно?

- Вы знаете, Пушкин действительно любил Осень. Он писал:

Из годовых времен я рад лишь ей одной.

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

- Какие еще его стихи об осени мы знаем?

- Ребята, послушаем музыку Чайковского «Времена года. Осень» (музыка и сопровождающие картинки на слайдах)

- Какие картинки вы представили себе? Расскажите.

- Да, действительно, очень тихо и эту тишину нарушает шум листвы под ногами, который лежит золотистым ковром. Уже почти не слышно птичек, прохладно, но все равно хорошо и легко на душе.

- Ребята, Чайковский из всех времен года, больше любил осень, как и А.С. Пушкин.

- После осени наступает какое время года?

- Какие изменения происходят с природой зимой? Что вы любите делать зимой? Ваши любимые игры?

                        

Чтение стих  уч-ся про себя (стих о зиме на слайде).

Чтение стих вслух.

- Ребята, как Пушкин называет зиму?

- Какую картину он нам рисует? Что вы чувствуете, когда читаете его строки о зиме?

- Любил ли Пушкин  зиму?

- В стихах Пушкина все времена года, но зима особенно хороша.  Зимой светло оттого, что под ногами – не черная земля, а белый ослепительный снег. Какими только эпитетами не наградил Пушкин снег –«пухлая пелена», «волнистые ковры», «великолепные ковры». Мы можем с уверенностью сказать, что Зима самое любимое время года поэта, или одно из любимейших времен года. О зиме он писал:

Здоровью моему полезен русских холод,

К привычкам бытия я чувствую любовь.

Желания кипят -  я снова счастлив , молод

Я снова жизни полон.

- Ребята, послушайте музыку Чайковского «Времена года. Зима» (музыка и сопровождающие картинки на слайдах)

- Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? Что вы представили, слушая музыку?

- Да, действительно, хорошо наблюдать за горящими дровами в печке, когда комната  наполняется теплом, а на дворе крупными хлопьями идет снежок. Тихо и спокойно на душе.

Самым любимым месяцем П.И. Чайковского был месяц февраль. Ребята, Чайковский любил все времена года, его называли певцом природы. Эти люди, и Чайковский, и Пушкин, сумели передать всю красоту родной природы. Эти люди, как мы сказали вначале урока, видели, слышали и чувствовали природу и эту любовь они смогли передать нам, своим почитателям. Я. Полонский сказал «Любви к природе нет без чувства красоты». У них было это чувство красоты. Читая и слушая их произведение, мы получаем заряд любви к природе. Они учат нас бережно относиться ко всему окружающему. Любит природу! Заботьтесь о ней! Охраняйте ее! «Охранять природу – значит охранять  Родину», - сказал М.М. Пришвин.

- Прочитайте любимые стихи Пушкина. (Чтение стихов поэта)

VI  Рефлексия.

- Кому понравился урок?

Нарисуйте свое настроение  на листке бумаги, который лежит перед вами.

VII  Итог урока

- О ком мы говорили на уроке?

- Что нового вы узнали об А.С. Пушкине и П.И. Чайковском?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

План-конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Закрепляющий урок с использованием ЭОР....

Конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Зимний вечер"

Конспект урока по литературному чтению А.С. Пушкин "Зимний вечер" 3 класс УМК "21 век"...

План-конспект урока на тему:"Сказки А.С.Пушкина".

План-конспект  урока  на  тему :"Сказки А.С.Пушкина"....

Конспект урока для 3 класса «А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Конспект урока для 3 класса «А.С. Пушкин «Зимнее утро»...

Конспект урока "Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса."

Конспект урока литературного чтения (2 класс). Тема урока: Вступление к поэме  А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Задачи:- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и ...

Фрагмент план-конспекта урока музыки Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского

Фрагмент план-конспекта урока музыки Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского...

Конспект урока по РСВ и ТР " Музыка из музыкальной сказки К. Чайковского " Муха-Цокотуха"

Цель: различать музыку по ритму и характеру звучания на материале музыкальной сказкиК. Чуковского «Муха-Цокотуха».Задачи:Образовательные: -развивать слуховое восприятие при прослушивании з...