Права сказочных героев
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Гавшина Валентина Михайловна

На приме сказочных героев рассказать о возможных нарушениях  прав детей.Данная исследовательская работа приставлена в виде призентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказочных героев .19.7 КБ
Файл призентация2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных   предметов

с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д.Васильевка

   

        Исследовательская работа

 на тему:  «  Права сказочных героев»

                                                                                                Выполнил ученик 4 класса

                                                                             Быстрицкий Владислав

                                                                                         Руководитель :  Гавшина В.М.

                                                                                   учитель начальных классов

 

                                                               

ВВЕДЕНИЕ

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Я заметил, что сейчас часто и много стали говорить о отношении к детям со стороны взрослых. В телевизионных программах, в газетных статьях рассказывается о нарушении прав ребёнка. Мои родители тоже обсуждают эти вопросы. На уроках литературного чтения мы знакомились с русскими народными сказками, и я задумался, а как обстоит дело с соблюдением прав у сказочных героев. Я захотел более подробно изучить этот вопрос, а заодно вспомнить основные права детей.

Цель моей работы: на примере сказочных героев рассказать о возможных нарушениях прав детей.

Задачи:

  • познакомиться с литературой по данной теме;
  • проанализировать взаимоотношения сказочных героев;
  • расширить знания о правах детей.

Гипотеза: предположу, что в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.

  • изучение литературы;
  • анкетирование;
  • сопоставление сказочных и жизненных ситуаций;
  • анализ полученных результатов;
  • защита своего проекта.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1. Документы о правах детей

Изучая литературу по своей теме, я узнал, что ещё в Древней Руси забота о детях вменялась родителям. Древнерусский свод правил общественной и домашней жизни «Домострой» раскрывал содержание ответственности родителей за воспитание, образование и поведение детей в обществе. Много нового своими указами внёс в положение малолетних Пётр I. Сейчас права детей закреплены в таких документах, как Декларация прав ребёнка, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году и определяла действия тех, кто отвечает за соблюдение прав ребёнка, и Конвенция о правах ребёнка – международный правовой документ, в котором говориться о правах детей всего мира от рождения до совершеннолетия. 

2. Результаты анкетирования

А знают ли права детей наши родители и одноклассники? Я предложил им ответить на вопросы анкеты. Оказалось следующее: не все дети знают свои права. В основном знают о праве на образование, медицинское обслуживание и отдых. Об этом они узнали от родителей. Ребята считают, что нарушение прав в нашей жизни есть, а защитниками являются родители. 
Взрослые тоже знают только о некоторых правах и их нарушениях, но иногда не задумываются о том, как исправить сложившуюся ситуацию. Поэтому сначала я захотел остановиться на основных правах детей.

3. Права детей

Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете.

Ребёнок имеет право:

  • на жизнь;
  • на жизнь в семье со своими родителями;
  • на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению;
  • свободно выражать своё мнение;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатную медицинскую помощь;
  • на владение личным имуществом;
  • на неприкосновенность жилища;
  • на свою тайну;
  • на отдых и досуг.

4. Сказки – прекрасный учебник жизни

«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» 
А.С.Пушкин

Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом. 

5. Права сказочных героев

Я ещё раз просмотрел русские народные сказки и проанализировал поступки сказочных персонажей. Вот что получилось.

Название сказки

Что произошло

Какое право нарушено

Волк и семеро козлят

Волк, проникнув в домик козлят, съел их.

Право на жизнь.

Гуси-лебеди

Гуси–лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.

Право на жизнь в семье со своими родителями.

Морозко

Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.

Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.

Лиса и Журавль

Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным.

Право на хорошее питание.

Заюшкина избушка

Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.

Право на неприкосновенность жилища.

Крошечка-Хаврошечка

Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.

Право на отдых и досуг.

Царевна-лягушка

Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.

Право на свою тайну.

По щучьему велению

Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.

Право свободно выражать своё мнение.

6. Защитники прав

Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники. Так Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке – Хаврошечке помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а царевна вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается. 
Но и дети не одни в современном мире. На защите их прав стоят родители и государство. Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день ребёнка, 1 июня – День защиты детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю, что моя работа принесёт пользу, так как ребята, познакомившись с ней, узнают много нового о своих правах. Это поможет им правильно вести себя как со взрослыми, так и со сверстниками. А родители, наверное, задумаются над тем, как защитить права своих детей в случае их нарушения.
Мой совет всем: пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Права сказочных героев Автор работы: Быстрицкий Владислав Комова Анастасия Руководитель: Гавшина Валентина Михайловна

Слайд 2

Актуальность работы Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Мы заметили, что сейчас часто и много стали говорить об отношении к детям со стороны взрослых. Мы выяснили, что большинство современных детей младшего школьного возраста не знают своих прав. На уроках литературного чтения мы знакомимся со сказками, и задумались, а как обстоит дело с соблюдением прав у сказочных героев.

Слайд 3

Цель: на примере сказочных героев рассказать о возможных нарушениях прав детей. Задачи: познакомиться с литературой по данной теме; проанализировать взаимоотношения сказочных героев; расширить знания о правах детей Гипотеза: в сказках, как и в жизни, существуют нарушения прав героев.

Слайд 4

Методы : Подумать самостоятельно Получить информацию из книг Посмотреть в Интернете Спросить у других людей Объект исследования : герои. Предмет исследования : права сказочных героев. Практическое применение : Уроки литературного чтения

Слайд 5

Документы о правах детей

Слайд 6

Результаты анкетирования Ответы родителей Ответы детей

Слайд 7

Права сказочных героев Волк, проникнув в домик козлят, съел их. (Нарушено право на жизнь)

Слайд 8

Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну. (Нарушено право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному отношению.)

Слайд 9

Вывод: у детей, как и у сказочных героев, тоже есть свои защитники. Это родители и государство. Защитники прав сказочных героев

Слайд 11

Результаты работы Мы считаем, что поставленные задачи выполнены и цель достигнута: Проведено анкетирование Изучена справочная литература Выяснили причины нарушения прав Научились пользовать Интернетом для поиска информации Организовали выставку книг 11

Слайд 12

Занимаясь этой исследовательской работой, мы много узнали интересного и о животных, и о людях. Сделали такой вывод: исследовательская работа помогла нам самим стать добрее, заботливее, ответственнее, научила задумываться над нашими поступками . Наша гипотеза подтвердилась ,в сказах, как и в жизни существуют нарушения прав. Мы считаем, что пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности. 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки о сказочных героях

Загадки о сказочных героях...

Загадки сказочных героев.

Занимательный материал для уроков внеклассного чтения, проведения классного часа....

Исследовательская работа "Права сказочных героев".

В работе описывается, в каких сказках нарушаются права героев....

Правовая Ассамблея сказочных героев "Права ребенка в современном обществе"

Правовая ассамблея сказочных героев в рамках акции "Права ребенка в современном обществе". Представление отдельного сказочного государства....

Путешествие по сказкам «Какие права сказочных героев нарушены»

Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут ува...

Буклет Права сказочных героев

Буклет Права сказочных героев...