Урок обучения грамоте в 1 классе «Согласные звуки [м], [м']. Буквы М, м»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте в 1 классе

«Согласные звуки [м], [м'].

Буквы М, м»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soglasnye_bukvy_m_m.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3 имени О.А. Морозова»

Урок обучения грамоте в 1 классе

«Согласные звуки [м], [м'].

Буквы М, м»

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Миненкова Татьяна Николаевна

г. Ефремов

2016г.


Тема урока: « Согласные звуки [ м ], [м']. Буквы М, м » .

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Методы: продуктивный, частично-поисковый.

Цель урока: создать условия для овладения обучающимися знаниями о звуках [м], [м’], буквах М. м;
- для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной  и индивидуальной работы, групповая работа, работа в парах.

Средства обучения: проблемный диалог,   наглядность для решения обучающих задач, практическая деятельность.

Образовательные задачи:

-учить звуковому и сравнительному анализу слов;

-способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения;

-расширить знания детей об окружающем мире.

Развивающие задачи:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в паре и группе;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.  

- развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи;

- способствовать обогащению словарного запаса;

-  развивать мышление, речь, память, внимание

Воспитательные задачи:

- воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностях России;

- воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

                                                   Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • проявление интереса к содержанию урока;
  •  уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения строительства Москвы для развития нашего Отечества;
  •  проявление уважения к истории нашего государства, к людям, создававшим эту историю;
  •  проявление любознательности к изучаемому материалу;

Метапредметные результаты:

Познавательные:        

  • расширение кругозора младших школьников; создать условия для развития познавательного интереса;
  • формировать умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умение сравнивать и находить различия  и сходства у изучаемых объектов,  умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,
  • развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление;
  • выдвигать гипотезы и предположения, переносить знания в новые ситуации;
  • тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять;  ассоциативного мышления, воображения, внимания; развивать умение выполнять вербальные инструкции учителя.  

                                                 

Регулятивные:

  • формировать умение определять цель деятельности на уроке;
  • формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
  • формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • строить самостоятельно связные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом;
  • формировать умение слушать и понимать других;
  • формировать умение оформлять свои мысли в устной форме;
  • формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Предметные результаты:

  • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;
  • соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;
  •  уметь моделировать схемы слов, читать их сравнивать слово и предложенные схемы;
  •  продолжать работать с изученными буквами и звуками, которые их обозначают.

 Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку; учебник «Русская Азбука» 1 класс В.Г.Горецкий, карточки с буквами и слогами.

     

Литература для учителя:   

  - Рабочая программа «Литературное чтение» авторов Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. предметная  линия учебников «Школа России», М: «Просвещение», 2014г.

  - Стандарт начального образования по литературному чтению.

Горецкий В. Г., Белянкова Н. М. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс

Литература для обучающихся:

- Учебник «Азбука» Горецкого В. Т, Кирюшкина В.А., Виноградской Л.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок/

        СЛАЙД 1

- Звенит звонок, зовёт звонок.
Пора нам начинать урок.

- Сейчас сядут те ребята, чье имя начинается с гласного звука, затем – с твердого согласного звука, а теперь – с мягкого согласного.

- Сегодня у нас необычный урок.  Мы принимаем в стенах нашей школы ваших воспитателей. Вы долгое время провели в детском саду и многому научились. А сегодня воспитатели хотели бы увидеть вас в новом качестве – в роли учеников.

СЛАЙД 2

- Мы продолжаем путешествие по Стране звуков и букв. Нам предстоит раскрыть тайны  родного языка, расширить  знания о нашей Родине.

СЛАЙД 3

- Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. А чтобы все получили удовольствие от работы, не надо забывать следующие правила:

                                     

Правила работы:

1.Не выкрикиваем

 2.Мы слышим друг    друга.

3.Учимся работать сообща.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Приветствуют гостей.

Уч-ся садятся на свои места.

Личностные: воспитание положительной мотивации к учению; формировать интерес к изучению родного языка;

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

Регулятивные Обеспечение

учащимся организации их учебной

деятельности.

Личностные: воспитывать положительную  мотивацию  к учению; формировать интерес к изучению родного языка.

Личностные:

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

 

Мотивация к учебной деятельности.

СЛАЙД 4

 - Эпиграфом урока будет одна пословица. А прочитать ее сможете, только поднявшись по ступенькам знаний.

« Мало уметь читать, надо уметь думать».                                                                          

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Уч-ся читают пословицу.

Высказывания детей.

Личностные: проявление интереса к содержанию урока.

Коммуникативные: 

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация знаний.

Цель:

 Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

Развивать логическое и вариативное мышление

- Посмотрите внимательно на доску:

а              мо              му               и               ы        ми

      у                 о                   ма               ме

                 м                  е                     мы

- Разделите записи на 2 группы.

В первую группу – буквы, во вторую – слоги – слияния.

Познавательные:

-выделение существенных признаков, классификация;

-сравнивать предметы, объекты;

-находить общее и различие;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

Постановка учебной задачи.

Работа с буквами.

СЛАЙД 5

- Поработаем с буквами.

- Найдите «лишнюю» букву.

СЛАЙД 6

-Какая проблема у нас возникла?

- Что же на уроке вам предстоит выяснить?

Называют буквы. Объясняют  выбор.

-Встретилась новая буква.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, помогаю формулировать цели занятия.

Озвучивают цели и задачи урока.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.

Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).


  1. Открытие нового знания

Цель: познакомиться со звуками [м], [м’] и буквой, обозначающей их на письме.

Работа со слогами.

СЛАЙД 7

- Прочитайте слоги. Какое задание вы можете предложить?

 

-Что общего в этих слогах?

        

-Давайте разделим их на 2 группы.

- По какому признаку выделили группы?

Слайд 8

МА           МИ

МО           МЕ

МУ

МЫ

-Назовите слоги, которые являются словами.

Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Распределяют слоги.

         

Познавательные:

Формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;

развивать умение сравнивать и находить различия  и сходства у изучаемых объектов,  умение аргументировать и доказывать свое мнение, умение обобщать и синтезировать знания,

развивать умение последовательно строить свое высказывание; развивать творческое мышление.  

Предметные:

- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов;

- соотносить понятия звук – буква, уметь характеризовать данные звуки, слышать их в слове;

-продолжать работать с изученными буквами и звуками, которые их обозначают.

Выделение новых звуков.

Цели: 

- учить звуковому и сравнительному анализу слов;

-организовать работу учащихся по составлению характеристики новых звуков, определение его в словах.

-развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения,

совершенствовать культуру речи;

-  Назовите первый звук в слогах правой группы. [м']

- Произнесем его. Дайте характеристику звуку.

- Произнесите этот звук, повернувшись друг к другу лицом. Проследите за артикуляцией.

- Какой общий вывод можно сделать?

( Побуждает к высказыванию своего мнения.)

Выполняют действия

по заданному плану

Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Регулятивные:

- умение работать по предложенному алгоритму.

Формулирование темы урока

СЛАЙД 9

- Значит, какая тема сегодняшнего урока?

- Найдите эту букву в алфавите в «Азбуке».

-Что скажете о месте нахождения буквы «М»?

- Молодцы!

 Озвучивают тему урока.

Регулятивные:

 определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

Познавательные:
- ориентироваться в учебнике;

- А сейчас я предлагаю вам  отправиться на экскурсию в очень красивый город.

 - Отгадав ребус, вы узнаете, какой именно.

СЛАЙД 10 (ребус)

- Произнесите слово «Москва».

- Что вы заметили?

- Что вы еще можете сказать об этом слове как о единице речи?

Наблюдают за изменением

Коммуникативные:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-слушать и понимать речь других.

СЛАЙД 11

- Мы с вами  уже совершали заочное путешествие по Москве на уроке окружающего мира.  

-Расскажите нашим гостям, что вы знаете о Москве

Отмечает степень вовлеченности учащихся  в работу

Коммуникативные:

-строить самостоятельно связные высказывания о столице России, описывать свои чувства, связанные с этим городом;

-формируется умение слушать и понимать других;

Чтение стихотворения о Москве

СЛАЙДЫ 12-13

«Москва»… это слово живет в сердце каждого россиянина. Во все времена поэты и художники воспевали этот прекрасный город.

- Послушайте замечательное стихотворение о Москве.

Создает эмоциональный настрой на прослушивание стихотворения

Познавательные:

- расширение кругозора младших школьников;

- создание условия для развития познавательного интереса.

Личностные результаты:

- проявление интереса к содержанию урока;

- проявление уважения к истории нашего государства, к людям, создававшим эту историю;

- проявление любознательности к изучаемому материалу;

Рассказ учителя о Москве

-Более  850 лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля.

СЛАЙД 14

- Он был из толстых дубовых бревен.

СЛАЙД 15

-А потом его построили из белого камня, и Москва стала называться белокаменной.

СЛАЙД 16

- Сердцем Москвы является Красная площадь

- У кремля есть 20 башен.

 Самая красивая из башен Московского Кремля Спасская.

СЛАЙД 17

- На территории Кремля находятся  Царь-пушка и Царь-колокол.

СЛАЙД 18

- На Красной площади находится Покровский собор, известный всем под другим названием Храм Василия Блаженного.

 СЛАЙД 19

Известна во всем мире своей удивительной коллекцией картин Третьяковская галерея

Создает эмоциональный настрой на прослушивание информации о Москве

Познавательные:

- расширение кругозора младших школьников;

- создание условия для развития познавательного интереса;

- формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи 

 

Словарная работа.

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

СЛАЙД 20

- Москва относится к числу самых  крупных городов мира.

В современном языке часто применяют к Москве такое слово, как «МЕГАПОЛИС».

-Как вы думаете, что означает это слово?

Мегаполис – «мега» - большой, огромный;

 «полис» - в переводе с древнегреческого языка «город,                           государство».

Учащиеся высказывают свои предположения


Познавательные:

- выдвигать гипотезы и предположения;

-переносить знания в новые ситуации; 

- учиться выяснять значение новых слов.

  1. Самостоятельная работа с проверкой

Цель: Организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий. 

Работа в группах. Дифференцированное задание.

- Сейчас задание для групповой работы. Разделимся на группы. Не забудьте о правилах работы.

- Выполните задания, указанные у вас на листочках. (Раздает карточки с заданиями.

Уточняет понимание учащимися задания)

1группа – Составьте предложение, используя слова:

                            в,  Мы, России, живем.

2группа - Составьте предложение, используя слова. Добавьте пропущенное слово.

                       … - столица нашей Родины.

3группа - Составьте предложение, используя слова:

  большой,  Этот, город,  и,  красивый.

Поставьте над словами ударение.

4группа - Составьте предложение, используя слова:

 столицей, Мы,  своей,  гордимся. 

- Подчеркните подлежащее и сказуемое.

Учащиеся делятся на группы в соответствии с цветом кружочков на парте.

Обеспечивает мотивацию выполнения

Коммуникативные: 

уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Коммуникативные:

-умение объяснять свои действия;

-сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения;

-умение объяснять свои действия;

-вступать в  диалог (отвечать на

Проверка выполненной работы.

СЛАЙД 21

-Что у нас получилось?

- Докажите. Прочитайте текст.

- Озаглавьте его.  

-Какая основная мысль этого текста?

        

Читают связный рассказ.

Коммуникативные:

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи

-слушать и понимать речь других.

-выразительно читать текст.

-вступать в беседу на уроке

Познавательные

-смысловое чтение;

-понимать информацию,

представленную в виде текста, рисунков, схем.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание изучаемого материала

Работа в парах.

- А сейчас хочу предложить  вам интересное задание. Поиграем в игру «Будь внимателен».

- Работаем в парах. Соблюдайте правила работы в парах.

Задание на карточках:

1ряд – вычеркнуть только гласные буквы

                 

А О У  А Е  Я  Ы М Е У О  

2ряд – вычеркнуть только согласные буквы

С М Т К  В  Т  И  С П Р В К

3ряд – вычеркнуть буквы, обозначающие глухие согласные звуки

  С Т К Т К С  Р С Т К С Т

Познавательные:

тренировка памяти, развитие способности концентрировать внимание;

Коммуникативные: -формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;

-владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные:

 - овладение умением понимать учебную задачу  и стремление её выполнять

Проверка выполненной работы.

1ряд – Какая буква у вас осталась? (М).

           

2ряд – А какая у вас? (И)

3ряд – А у вас?(Р)

 

-Какое слово получилось? (МИР)

Где находится новая буква в этом слове?

 Какой звук она обозначает?

- Это слово очень важное.

- Как вы думаете, почему?

 Выставляют карточки с буквами на доске.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 

Самостоятельная работа со схемой слова.

Цель: развитие умения моделировать схемы слов.

Проверка самостоятельной работы

- Составьте схему слова «МИР».

СЛАЙД 22

-Кто составил схему правильно?

- Молодцы! Улыбнитесь своей работе.

Учащиеся выкладывают схему слова из карточек на парте.

Самопроверка по слайду презентации.

 

Коммуникативные: 

умение оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками. Работать в группах.

Предметные: умение моделировать схемы слов, читать их сравнивать слово и предложенные схемы.

Регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;

Физкультминут-ка

Цель: снять усталость с глаз.

СЛАЙДЫ 23-24

-Наши глаза уже успели устать. Давайте немного отдохнем.

Выполняют упражнения.

Выяснение лексического значения слова «МИР».

СЛАЙД 25

-Прочитайте предложения. Какое слово повторяется?

Москва – самый красивый город в мире.

Люди должны сохранять мир на Земле.

Что вы заметили? (Слово имеет разные значения.)

- Как это называется в русском языке? (многозначность)

- В каком же значении может использоваться это слово?

МИР – отдельная область Вселенной, планета

МИР – отсутствие вражды, ссоры, войны.

- Значений у этого слова очень много. О других вы узнаете чуть позже.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

СЛАЙД 26-27

-Символом мира является белый голубь.

Мне хочется пожелать, чтобы вы никогда не знали, что такое война, чтобы в вашем доме царила любовь, покой и понимание. Наше будущее в наших руках.

Личностные:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося

Работа над пословицами.

- Прочитайте пословицы в «Азбуке» на стр. 84. 

- Как вы понимаете их смысл?

Кто сеет мир, пожнет счастье.

Мир строит, а война разрушает.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Самостоятельное чтение текста в учебнике  

стр. 85

Откройте «Азбуку» на странице 85. прочитайте текст «На уроке».

- О каких еще важных словах упоминается в тексте?

- Почему они тоже важные? 

Самостоятельное чтение

Ответы учащихся.

Без мира нет счастья, без мамы нет жизни, без Москвы нет России

А сейчас я хочу вернуться к эпиграфу нашего урока:

«Мало уметь читать, надо уметь думать».

- Правы ли оказались мы в своих первоначальных рассуждениях?

 

- Удалось ли нам выполнить поставленные в начале урока задачи?

-Значит, вы поднялись еще выше на ступеньку «лестницы знаний».

Коммуникативные

-сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения;

-умение объяснять свои действия;

-вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы.

Личностные: 

-принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 Итог урока. Рефлексия.

Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

-Молодцы, ребята! Вы хоро-  рошо   потрудились   на

уроке.

 Я рада, что вы сегодня   стстарались   особенно внвнимательно выслушивать отответы друг друга, не поповторять ответы других, хохорошо анализировали.

- А вам понравилось, как мы се сегодня работали?

- Что особенно вам понравилось?

- Кого  вы хотели бы поблагодарить?

- Что нового узнали?

-Передайте свое настроение с помощью соответствующего смайлика.

(Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.)

Открытость учащихся в осмыслении своей деятельности.

Отвечают на вопросы.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Коммуникативные :умение оформлять свои мысли в устной форме .

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте 1 класс Согласная буква Н, звук [н, н\']

Сегодняшний урок мы проведем вместе с любимыми героями сказок и мультфильмов, кто это, вы узнаете, отгадав мои загадки:...

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф".

Презентация к уроку обучения грамоте п теме "Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф"....

урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"

Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...