Дж. Родари "Приезжает дядюшка Белый медведь"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Рудофилова Светлана Андреевна

Ход урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_d.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»

Цели урока: 

• продолжать учить детей ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место;

• обратить внимание детей на то, что в тексте разным цветом маркированы разные позиции, разные эмоциональные реакции;

• постараться, чтобы дети поняли: любой предмет сам по себе не является богатством, но МОЖЕТ им СТАТЬ! Богатством предметы и явления окружающего мира делает сам человек — своим отношением, любованием, любовью;

• постараться добиться того, чтобы детям захотелось написать письмо в клуб, и помочь им в этом.

Задачи урока: 

• после того как дети прочитают первую часть текста, создать у них с помощью системы вопросов мотив для внимательного перечитывания текста в поисках нужных строчек;

• после прочтения второго отрывка обратить внимание детей на то, что в нем разными цветами отмечено разное отношение к одному и тому же — к снегу, т.е. к подарку дядюшки Белого Мед- ведя: он сам очень доволен своим подарком, а Бурая Медведица и другие жители поселка недовольны;

 • обнаружить вместе с детьми, что в последней части текста также отмечены цветом разные позиции: то мнение, которого так боялись Бурые Медведи (осуждения со стороны жителей поселка), отмечено голубым; а то, что касается оценки подарка как настоящего богатства, с помощью которого можно сделать праздник для всех — и для малышей, и даже для взрослых, — отмечено желтым цветом;

 • выяснить вместе с детьми, что жители поселка разделились на тех, кто осуждал Белого Медведя и тех, кто столпился у фургона, чтобы заполучить снег для игры;

 • постараться, чтобы школьники поняли, что важнее сделать для всех праздник, чем подарить дорогие вещи;

• обсудить с детьми, опираясь на конкретные примеры (они есть в методических комментариях) очень сложный вопрос, завершающий главу и требующий обобщения: что же такое настоящее богатство? Попросить детей привести собственные примеры и поддержать их желание написать письмо в клуб.

I. Орг. момент

- Здравствуйте ребята, сегодня урок литературного чтения в вашем классе проведу я, Светлана Андреевна. Проверьте свою готовность к уроку. Присаживайтесь.

II. Определение темы и учебной задачи

- Откройте учебники на странице 138.

- Определите тему нашего урока (о.д.)

- Какая учебная задача будет на уроке? (познакомиться с этим произведением)

III. Открытие новых знаний

- Прочитайте автора произведения

- Ребята посмотрите какие книги Мальвина сняла с полки?

- Какие сказки Джанни Родари ты читал(а)?

- О каких только слышал(а)?

- Что вы знаете о жизни Дж. Родари?

(Рассказ учителем c помощью презентации)

Биография.  

        - Родился Джанни Родари 23 октября 1920 года в Северной Италии, в маленьком г. Оменья.

Рос он и его два брата, Чезаро и Марио, в семье булочника. Болезненный с детства мальчик изучал музыку и с удовольствием рисовал, мечтая стать великим музыкантом или художником.

В возрасте 17 лет Родари получил диплом учителя и стал работать в начальных классах. Он вместе с ребятами строил домики из букв и сочинял сказки. От таких занятий у детей было много радости. Одновременно он посещал лекции в Миланском университете и стал писать свои произведения.

За свою жизнь он написал множество веселых стихов, сказок и фантастических историй. Детям хорошо известны его книги: «Приключения Чиполлино», «Путешествие Голубой стрелы», « Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону».

Когда Джанни было всего 9 лет, его отец спас маленького котенка, который чуть не утонул в огромной  луже под проливным дождем. При этом добрый булочник заболел воспалением легких и умер.

Родари очень любил своего отца и перенял у него доброту, стремление к справедливости и его произведения так же учат детей только хорошему и доброму. 14 апреля 1980 года Родари не стало, но он продолжает жить в своих книгах. Каждый юный читатель может найти в его произведениях много нового и увлекательного. Вот такой был замечательный писатель!

  1. Работа с текстом до чтения

– Прочитайте ещё раз название произведения, рассмотрите иллюстрации.

– Как думаете, о чём пойдёт речь? Что произойдёт?

- Предлагаю вам прочитать текст и узнать, кто предугадал о чём пойдёт речь.

       2.    Работа с текстом во время чтения

Учитель читает первый отрывок (поясняя и объясняя слова).

- Докажите, что Бурые Медведи с нетерпением ждали в гости дядюшку Белого Медведя. Найдите и прочитайте нужные строчки. (Первые две строчки текста (с. 138), первое предложение абзаца, который начинается словами: «Вечером того же дня все семейство дядюшки Бурого Медведя…» (с. 139).)

А теперь подтвердите, что приезд дядюшки Белого Медведя – большое  событие  для  всех  жителей  селения.  Прочитайте  нужные строчки. (Второе предложение этого же абзаца: «Все жители поселка тоже ждали приезда заморского гостя с нетерпением…» (с. 139).) Можно найти фразы: «Все население высыпало на улицу» и «И все побежали к фургону».

Учитель читает второй отрывок.

    IV. Физминутка (видео)

– Прочитайте отрывки, выделенные желтым цветом; синим цветом. Что объединяет эти фрагменты? Чем они отличаются? (Разными цветами отмечено разное отношение к одному и тому же – к снегу, то есть к подарку дядюшки Белого Медведя. С одной стороны, он сам очень доволен своим подарком – он дважды называет снег настоящим. С другой стороны, и Бурая Медведица, и другие жители поселка недовольны подарком.) 

– Почему же Бурые Медведи и Белый Медведь обиделись друг на друга? (Бурые Медведи обиделись из-за того, что подарок показался им нелепым и позорящим их в глазах всех жителей поселка. Белый Медведь обиделся, потому что никто не оценил его стараний. Он собственными лапами собирал снег и набил им большой фургон, гнал этот фургон на большой скорости, чтобы снег не растаял, а в результате встретился с полным непониманием. Ему самому пришлось придумывать, что делать с этим снегом, но все его предложения были отвергнуты. Всем остальным жителям поселка (большинству) подарок тоже не понравился.)

– Найдите строчки, отмеченные голубым цветом, где объясняется причина этого. (Третий отрывок.) Прочитайте.

– На какие две группы разделились жители селения? Почему? (Жители разделились на тех, кто осуждал Белого Медведя, и тех, кто столпился у фургона, чтобы заполучить снег для игры.)

– Кто же стал на сторону дядюшки Белого Медведя? (Сторонниками Белого Медведя стали, прежде всего, малыши. А фраза «И увидели, что дядюшку Белого Медведя несут на руках по площади», доказывает, что сторонниками его стали не только малыши и козел Мастро Куччо, но и другие взрослые.)

– Прочитайте строки, выделенные голубым цветом. (Голубым цветом выделено мнение, которого так боялись Бурые Медведи. Это осуждение со стороны жителей поселка.)

– Прочитайте строчки, выделенные желтым цветом. (А желтым цветом выделены оценки подарка как настоящего богатства, с помощью которого можно сделать праздник для всех – и для малышей, и даже для взрослых.) Что оказалось важнее: подарить дорогие вещи или сделать для всех праздник? (Важнее сделать для всех праздник, чем подарить дорогие вещи. Это оказалось важным не только для малышей этого селения, но и для Бурых Медведей, которые тут же успокоились и даже возгордились, что у них такой замечательный родственник.)

– Прочитайте ту часть сказки, которая подтверждает мнение Барсука о том, что подарок Белого Медведя – настоящее богатство. (Последняя часть рассказа.) Что же это такое – настоящее богатство? (Любой предмет сам по себе не является богатством, но может им стать!)

– Вам удалось разгадать самый главный секрет Гостеприимного Барсука? Разве ракушки – богатство? Сами по себе – нет. Но если ты собираешь их с другом или с братом, если ты их рассматриваешь, ими любуешься, меняешься, они могут стать ценностью для тебя.

– Сам по себе снег – это богатство? (Нет. Но если этот снег сгребают собственными лапами, набивают им фургон, везут его за много километров, чтобы порадовать своих близких, значит, тем самым делают из него богатство.)

Богатством  предметы  и  явления  окружающего  мира  делает  сам  человек – своим отношением, любованием, любовью.

3.   Работа с текстом после чтения

- Ребята, какое настроение вам передалось во время прослушивания?

- Какие картины вы представили во время прослушивания?

V. Итог урок, рефлексия.

- С каким произведением мы сегодня знакомились?

- Как вы поняли, что в этом произведении является настоящим богатством?

- Кого вы сегодня можете похвалить среди своих одноклассников, кто активно работал на уроке?

VI. Домашнее задание.

Уч. с. 138-144 (чит. по ролям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по сказке Джанни Родари "Приезжает дядюшка Белый Медведь"

Тест по сказке Джанни Родари "Приезжает дядюшка Белый Медведь" для учащихся 2 класса по УМК"Перспективная начальная школа" можно провести с целью проверки осознанности прочитанного....

Занятие по сказке "Бурый медведь и белый медведь".

На занятии ребята совершили путешествие на север нашей страны, в места проживания белого медведя и в зону лесов в гости к бурому медведю, для знакомства с условиями их проживания. Затем ребята прослуш...

Урок литературного чтения. Ненецкая сказка "Белый медведь, бурый медведь"

Урок построен на работе исследовательских групп....