Урок литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА «НА ГОРКЕ»
презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему

Пыренко Галина Тимофеевна

Материал содержит конспект урока литературного чтения - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ   СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА  «НА ГОРКЕ», презентацию и приложения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение

Слайд 2

ВАСЬКА ТОЛЬКО ФЫРКАЛ И ЖМУРИЛСЯ ОТ СВЕТА

Слайд 3

Николай Николаевич Носов

Слайд 4

Николай Николаевич Носов На горке

Слайд 5

СГРЕ – БА – ЛИ – СГРЕБАЛИ СВА – ЛИ – ВА – ЛИ – СВАЛИВАЛИ ТРУ – ДЯТ – СЯ – ТРУДЯТСЯ СКОЛЬЗ – КА – Я - СКОЛЬЗКАЯ ВЗОБ – РАЛ – СЯ - ВЗОБРАЛСЯ ОТ – ТОЛК – НУЛ – СЯ - ОТТОЛКНУЛСЯ ФО – НЕР – КА - ФОНЕРКА ЧЕТ – ВЕ – РЕНЬ – КИ - ЧЕТВЕРЕНЬКИ ДВОР – НИЦ – КА – Я - ДВОРНИЦКАЯ Прочитай по слогам:

Слайд 6

Ф ИЗМИНУТКА

Слайд 7

ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, А ОДИН ОТРЕЖЬ УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ

Слайд 8

1 ряд - Каким Котька был в начале рассказа? 2 ряд - О ребятах 3 ряд – Каким Котька стал ? СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН

Слайд 9

РАЗВЕСЕЛИТЬ ЧИТАТЕЛЯ ? ПОДШУТИТЬ НАД КЕМ-НИБУДЬ? ПОМОЧЬ УВИДЕТЬ ПОСТУПКИ, ПОРАЗМЫШЛЯТЬ? РАЗБУДИТЬ ФАНТАЗИЮ? ПОМОЧЬ ЧИТАТЕЛЮ ОТЛИЧИТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ПОСТУПОК ОТ НЕКРАСИВОГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ НАПИСАН РАССКАЗ?

Слайд 10

НОСОВА?

Слайд 11

Молодцы!



Предварительный просмотр:

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК ПРИ   СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Н.НОСОВА  «НА ГОРКЕ»

Цели деятельности учителя

1)Познакомить  и  закрепить интерес к творчеству Н. Носова.

2) Формировать умение определять  главную мысль произведения

3) Учить детей выразительно читать; работать в группах; давать характеристику героев, используя пословицы и поговорки

4) Развивать в детях эмоционально-чувственное отношение к событиям в тексте;  развивать устную речь учащихся, образное мышление, коммуникативные умения, творческое воображение, умение анализировать, обобщать, прогнозировать события, отвечать на вопросы; воспитывать культуру общения

Тип урока

Изучение нового

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: научатся: воспринимать на слух художественный текст, прогнозировать содержание произведения; определять  основную мысль произведения; получат возможность научиться: сравнивать и характеризовать героев  и соотносить   смысл пословиц  с поступками героев, составлять план произведения.

Метапредметные: познавательные: научатся делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно, выбирают вид чтения в зависимости от цели; регулятивные: применяют установленные правила в планировании способа решения,  выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; коммуникативные: формулируют собственное мнение и позиции.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.                                                                                      Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование

Экран, компьютер, проектор, презентация, выставка книг Н.Н. Носова, карточки со словами и пословицами, иллюстрации, портрет, снежинки на рефлексию


Организационная структура урока

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Формируемые умения

Промежуточный контроль

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Здравствуйте!

Вот звенит звонок,                            Начинается урок!

Урок литературного чтения:

Погладьте себя по голове,

 Обнимите себя,

Пожмите соседу руку,

Улыбнитесь друг другу!

Пусть урок принесет нам радость общения, а помощниками  будут: внимание, дружба.

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронта-льная, индиви-дуаль-ная

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы, наблюдения учителя

II. Актуализация знаний

1. Речевая разминка

2. Проверка домашнего задания.

Работа с выставкой рисунков.

Васька только фыркал и жмурился от света.(слайд№2)

– Прочитайте предложение  спокойным голосом,  шепотом и медленно; грозно; радостно.
- Из какого произведения эти строчки?

 Каким мы  видим Ваську  в рассказе?

А вот таким вы его представили в своих рисунках?

Вывод:  Чему научил вас рассказ «Живая шляпа»?

Выполняют задание

Фронтальная, групповая  

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, синтез, сравнение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; умеют высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. 

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Регулятивные: принимают и сохраняют поставленную задачу

Личностные: имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, дружбы 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи, осуществляют поиск средств их решения

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Постановка темы, цели урока

Слово об авторе

- Чей портрет на доске?

- Что запомнили о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова?

(сообщения подготовленных  детей (Приложение №1) – д/з) (Слайд №3)

 - В 1976 году Н.Н.Носов умер, его вклад в детскую литературу очень велик. Дети и взрослые с удовольствием читают  его произведения.

- Почему дети любят читать произведения Н.Н.Носова?

Сообщает тему, цель урока

Принимают тему, цель урока, отвечают на вопросы, работа с выставкой книг Носова, сообщение(см. Приложение№1)

(они смешные, добрые, поучительные)

IV. Работа по теме урока

1. Прогнозирование по заголовку.

Словарная работа.

2. Первичное восприятие текста.

Эмоционально-оценочная работа

Физкультминутка

3.Восстановление содержания с исполь -

зованием рисунков

4.  Анализ поступков героя, составление характеристики и соотнесение с пословицами и поговорками.

5. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания

- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, прочитайте, как называется (Слайд№4) 

- О чем этот рассказ?

- Что такое «горка»?

У вас на карточках (Приложение № 2) написано значение этого слова, прочитайте.

- Где вы еще встречали слово «горка»?

- На какой горке предлагает побывать Н.Н.Носов? Что нужно для строительства горки? Кто из вас строил горку? Кто любит кататься с горки? Почему?

Вывод учителя: Строительство горки, нелегкая работа, требующая большой силы и терпения.

Чтение трудных слов на слайде: (Слайд№5)

Сгре-ба-ли, сва-ли-ва-ли, тру-дят-ся, скольз-ка-я, взоб-рал-ся, от-толк-нул-ся, фо-нер-ка(тонкая дощечка).

Двор – ниц-ка-я (на стр.214)

Текст начну читать я, а вы следите, потому что будете продолжать читать.

- Чьё чтение вам больше всего понравилось?

- Кому понравился рассказ?

- Какой эпизод рассердил?

Котька –это уменьшительное имя Константин

(см.Приложение№3)

На первых партах  каждого ряда лежат рисунки, которые помогут вам восстановить события рассказа.

(Приложение №4)

Составление картинного плана+характеристика героя+ пословица.

– Кто является главным героем рассказа?

– Что делали ребята? Прочитайте

– Прочитайте, как они строили горку.

Какая пословица  о работе ребят, зачитайте.(см.Приложение№2)

– А что делал Котька, когда ребята трудились?

– Почему же он не вышел?

– Какой он? (хитрый)Какая пословица подойдет к этому эпизоду?

– Что произошло, когда ребята ушли обедать?

– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

Каким он здесь оказался?(глупым)

– А зачем он посыпал горку песком?

– Что из этого вышло? Прочитайте.

Какой он?(несообразительный)

– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

– Котька сразу согласился это сделать? Какой Котька здесь?(недогадливый)Что ответили ребята?

– Понравилось ли Котьке работать?

– Подтвердите словами из текста.

– Как вы думаете, изменился ли Котька? Каким он стал?(работящим)

– Кто помог ему стать лучше?

Как бы вы поступили, чтобы такого не произошло?

– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.(слайд №6)

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

Мы  составили картинный план, он поможет вам дома разделить текст на части и озаглавить каждую часть  своими словами. Но я усложню д/з – вам нужно будет пересказать от лица Котьки, начиная со слов «Один раз зимой, я взял коньки и пошел во двор..»

Выполняют задание.

Предположение

детей.

(горка- возвышенность, поднимающая-ся над окружающей местностью или куча чего-нибудь)

Читают по слогам на слайде, объясняют значение новых слов

Дворницкая – помещение, где хранятся лопаты, ведра, песок.

Отвечают на вопросы

Выполняют упражнения

Групповая работа(по рядам)

Дети отвечают н вопросы, называют характеристику героя, соотносят с пословицей

 (Рабочие руки не знают скуки)

(Лентяй горазд на отговорки)

Зачитывают+рисунок+харктеристика+пословица (на доске)

(Глупая голова ногам покоя не даёт)

(Не руби сук на котором сидишь)

Трудом не наказывают, а исправляют)

(Будешь стараться – всё может удастся.)

Находят главную мысль

(Умел ошибиться, умей и поправиться)

На доске записано д/p –  уч.60-65,(озаглавить), з.№5.

Фронта-льная, индиви-дуаль-ная

Фронтальная

Фронтальная

Выполненные задания, устные ответы, работа

со словарной статьей

Выполнение движений

V. Закрепле-ние знаний и способов действий

Работа в парах.

Составление синквейна,

 

Проверка

Вам нужно сейчас составить синквейн – 1 ряд о Котьке в начале рассказа;

2 ряд – о ребятах

3 ряд – о Котьке  в конце рассказа.

 

Какая главная мысль произведения?

УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ, УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ.

– Чему учит нас это произведение?

Составляют синквейн (Приложение №2)

Ответы детей

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Познавательные: структурирование знаний, извлечение необходимой информации из текстов, подведение под понятие, выявление сущности, особенности объектов.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные: осуществляют учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Личностные: осуществляют оценивание содержания, осознание ответственности за общее дело

Устные ответы, выполненные задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке

сведений.

Заключительная

беседа.

Выставление оценок

– Подумайте, с какой целью Н. Носов написал рассказ «На горке»? (слайд№7)

Чтобы:

1. Развеселить читателя?

2. Подшутить над кем-нибудь?

3. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними?

4. Разбудить фантазию?

5. Помочь читателю отличить правильный поступок от поступка неправильного?

(слайд№8)

1.  Вывод:

Так почему дети любят читать произведения Николая Николаевича Носова? (смешные,добрые,поучительные)

 – Кто на уроке у нас был сегодня самым активным?(ОЦЕНКИ)

2.Строительство горки из снежинок.

У вас на партах лежат снежинки, напишите на них каким бы вы были ,если бы очутились на месте Котьки?

А сейчас постройте из снежинок горку на доске.

3.Мне бы хотелось проверить,  как  прошел  урок?

Приготовьте пальчики, загибаем :

1.Получилось на уроке составить синквейн  о Котьке и ребятах?

2. Кто не будет совершать плохие поступки?

3. Вы запомнили значения новых слов?

4.Домашнее задание записали?

5. Понравилось работать на уроке?

Урок окончен – МОЛОДЫ!(слайд№9)

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Устные ответы

Приложение №1: дополнение подготовленное дома с показом произведений.

Боротюк Егор: « Николай Николаевич Носов  один из любимых талантливых детских писателей. Много ребят выросло на юмористических , забавных, познавательных произведениях.  Первый рассказ «Затейники» появился  в журнале «Мурзилка», а первый сборник рассказов «Тук-тук-тук»  вышел в год окончания Великой Отечественной войны(показывает книги).

Ксюша Плевина: Заслуженную славу писателю принесла  роман-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» и два его  продолжения «Незнайка в Солнечном городе»  и «Незнайка на Луне»

Приложение №2( индивидуальная карточка)

Фамилия___________________________________________________________

Значение слов:

Горка – возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью или  куча чего-нибудь.

Четвереньки – стоять одновременно опираясь на обе руки (ладони) и обе ноги(колени).

Характеристика героев:

Умный, веселый, глупый, честный, злой, хитрый, терпеливый, трудолюбивый, ленивый, вредный, добрый, обманщик, смешной, сообразительный, работящий, недогадливый.

Пословицы:

  1. Лентяй горазд на отговорки.
  2. Рабочие руки не знают скуки.
  3. Будешь стараться – всё может удасться.
  4. Не руби сук на котором сидишь.
  5. Трудом не наказывают, а исправляют.
  6. Глупая голова ногам покоя не даёт.

Синквейн:

  1. (Кто?)_________________________________________________
  2. (Какой?)_______________________________________________
  3. (Что делает?)___________________________________________
  4. (Пословица, фраза)______________________________________
  5. (Кто? Синоним)_________________________________________

Приложение№ 3  (физкультминутка)

Учитель:        Ученики:

- На дворе мороз и ветер?                       -  На дворе гуляют  дети!

- Ручки, ручки согревают?                      - Ручки, ручки потирают!

- Чтоб не озябли ваши ножки?               - Мы потопаем немножко!

- Вам мороз не страшен?                        - Вот так мы попляшем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Как смотрят на мир писатель и читатель (по произведению Н. Носова "Клякса")"

Урок литературного чтения в 4 классе  по УМК "Гармония"Тема урока:«Как смотрят на мир писатель и читатель»Содержание урока:Н. Н. Носов «Клякса»Форма урока: Урок – мастерскаяЦели урока:...

Урок литературного чтения в 3-ем классе Тема: Отражение позиции героя. Д. Мамин- Сибиряк «Серая Шейка».

Продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием Iглавы сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»;   Развивать творческие способности, мышление, речь.  ...

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Фестиваль сказочных героев"

Обобщающий урок литературного чтения (обучения грамоте) проводится после знакомства с буквами "Рр", "Лл" и звуками [р], [р/], [л], [л/],  поэтому содержание урока акцентировано на  чтении сл...

Открытый урок по литературному чтению "А.И.Куприн "Барбос и Жулька". Характеристика героев"

Открытый урок по литературному чтению "А.И.Куприн "Барбос и Жулька". Характеристика героев". 4 класс. УМК "Школа России"....