Урок внеклассного чтения по произведениям К.Зиганшина
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Хасанова Татьяна Викторовна
Урок внеклассного чтения по произведениям К.Зиганшина для 3 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г.Туймазы муниципального образования

Туймазинский район Республики Башкортостан

Районный  конкурс для педагогов  и библиотекарей                                                                                                  по произведениям писателя Камиля  Зиганшина

Номинация конкурса

Урок внеклассного чтения по произведениям  К.Зиганшина

                           Урок внеклассного чтения для 3 класса

               по теме: «Природа в произведениях Камиля Зиганшина»

Автор работы Хасанова Татьяна Викторовна,

                         учитель  начальных классов

                              МБОУ гимназия №1г.Туймазы

                                       

Туймазы-2015

Урок внеклассного чтения в 3 классе

Тема : «Природа в произведениях Камиля  Зиганшина»

Цель:- способствовать воспитанию у  детей бережного отношения к природе на материале произведений  К.Зиганшина.

Задачи: - способствовать воспитанию вдумчивого читателя;

- формировать умение сжато пересказывать текст;

- развивать умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения,  развивать связную речь;

- воспитывать ответственное отношение к природе.

Оформление кабинета: выставка книг о животных, выставка детских рисунков по произведениям К.Зиганшина

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация

Ход урока

1.Организационный момент.

Вводная беседа.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке внеклассного чтения вы познакомитесь с творчеством нашего земляка Камиля  Фарухшиновича    Зиганшина. В этом году у писателя юбилей, ему исполняется 65 лет (слайд1).

- Кто такой Камиль    Зиганшин?(писатель)

-Почему я назвала его нашим земляком?

(он родился в Туймазинском районе в  с.Кандры)

- Какие его книги вы читали? («Маха, или история жизни  кунички», «Боцман, или история  жизни рыси»)

- О ком рассказывается в этих книгах? (о животных)

-Как вы думаете, благодаря чему Камиль  Зиганшин сумел так точно, подробно описать жизнь своих героев? (он сам за ними наблюдал)

- Как вы думаете, какими еще профессиями обладает Камиль    Фарухшинович    Зиганшин? ( ответы детей)

Учитель рассказывает биографию писателя.

     Зиганшин    Камиль    Фарухшинович родился 15 марта 1950 года в

с. Кандры Туймазинского  района. Детство и юность прошли на Дальнем Востоке в военных городках, разбросанных по самым глухим таежным местам Хабаровского и Приморского краев.(слайд 2)

      До возвращения на родину ему довелось потрудиться в геологических партиях, отходить матросом на китобойце «Вольный», несколько лет работал охотником в лесах Дальнего Востока, когда ему приходилось месяцами жить один на один с дикой природой.

По образованию – радиоинженер. Закончил  политехнический институт .
С 1975 г. постоянно живет в Уфе.

   В 2003 году, будучи директором Уфимского филиала ОАО «Вымпелком» участвовал в открытии и развитии сети сотовой связи «Билайн GSM» в Башкортостане. С 2004 года – учредитель и генеральный директор предприятия связи «ШОК», основными направлениями деятельности которого является проектирование, поставка и пуско-наладка сетей радио, радиотелефонной и спутниковой связи.

Наряду с бизнесом постоянно ведет благотворительную работу. Учредитель премий «Рыцарь леса» и «Уфимская куничка», «Юные дарования Туймазинского района». Являясь учредителем и председателем Фонда защиты диких животных РБ, занимается материальной поддержкой охотинспекторов, егерей, охотоведов, лесников, журналистов активно борющихся с браконьерством и занимающихся изучением и биологии диких животных, воспроизводством их численности.

  В 2004 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры РБ». Впервые опубликовался в журнале «Уральский следопыт» (1986г.) и коллективном сборнике «Всходы» (1988г.). Автор книг: «Маха, или история жизни кунички», «Боцман или история жизни рыси», «Таежные истории» (на башкирском языке), «Щедрый Буге», «Скитники» и «Золото Алдана», «Путевые    заметки»     и   другие       произведения (слайд  3).                                                                        
   Толчком к литературному творчеству Камиля   Зиганшина   послужили слова брата,  который,    прочитав охотничьи  дневники,   предложил   использовать материал  и   написать   книгу, потому что он  тонко  чувствует   и   понимает загадочную природу тайги.

    В своих произведениях автор с большой любовью и знанием рассказывает о повадках диких животных, о жизни удэгейцев и эвенков, нелегком труде охотника-промысловика, укладе жизни старообрядческой общины затерявшейся в дебрях Восточно-Сибирской тайги.

    КамильЗиганшин  - лауреат российских  и международных  литературных премий. Награжден памятной золотой медалью имени Антона Павловича Чехова. (слайд 4)Романом  «Золото Алдана» был восхищен сам  президент Республики Башкортостан  Р. Хамитов .Он подписал Указ о присуждении  писателю Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева (слайд 5 )

Просмотр слайдов.

Слайды  6- 9.

-Назовите увлечения писателя( путешествия,  фотоохота).

Слайд 10.

-О чем говорит эта фотография? (писатель любит животных)

Слайды 11,12.

-Что любит фотографировать К.Зиганшин?(природу)

Пересказ произведений писателя.

- Кто прочитал книги К.Зиганшина и  хочет пересказать текст?

Учащиеся пересказывают отрывки из книг.

Беседа по книге «Маха, или история жизни кунички» ( слайд 13)

-О чем повесть? Что вы узнали? ( Конечно, это рассказ о маме –кунице  и о ее маленьких детках.)

- Какой была Маха в детстве? (слайд 14)

-  Как бы вы   охарактеризовали  этого зверька?

(Маленький, слабенький, беззащитный, веселый, ловкий, смелый, озорной)

- Кто научил Маху охотится?

- Какие события произошли в ее жизни? (слайд 15)

- Какие чувства у вас вызывает куничка? (слайд 16)

Школьники  кратко пересказывают содержание книги  «Боцман,  или история рыси»  (слайд 17)

Беседа по книге «Боцман, или история рыси» 

-Почему рысь назвали Боцман?

- Что означает слово боцман?

- Какие испытания выпали на долю рыси?

- Какое настроение было у вас, когда вы читали эту книгу?

- Можно ли назвать это произведение сказкой?

- Подведем итоги урока. Все, что вы узнали на уроке пригодится , чтобы разгадать кроссворд.

Разгадывание кроссворда (слайды 18-24)

  1. Одна из профессий К.Зиганшина.
  2. Кем он работал в тайге?
  3. Кто такой Боцман?
  4. Кличка рыси.
  5. Родина писателя.
  6. Кличка куницы.

- Почему слово природа является главным?

-Как относится К.Зиганшин  к природе?

- Согласны ли вы с утверждением:

«Природа – это храм, а не фабрика по обслуживанию человека, люди – ее часть и наша задача не покорять природу, а только бережно использовать»? (слайд 25)

Прочтите пожелание К.Ф.Зиганшина  (слайд 26).

- Вам понравилось это пожелание? Выполните его?

- Ребята! Всем спасибо за работу на уроке. Любите и берегите природу так, как это делает  Камиль   Фарухшинович   Зиганшин.

Домашнее задание

Придумать продолжение книги «Маха, или история жизни кунички»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...