Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Белобородова Ирина Викторовна

Тема урока: "Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Н. Толстой "Какая бывает роса на траве", "Куда девается вода из моря»


Цель урока: ознакомить с новыми рассказами Л. Н. Толстого, учить различать типы текстов, дать представление о научном и художественном стиле текста.

Задачи: Расширить знания об отличиях разных типов текстов, развивать умение видеть изобразительные средства языка, развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания: чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого " Лев и собачка"

3. Речевая разминка.

Прочитайте пословицу:

Никакое искусство не достигнет природы.

- по слогам

- с ускорением

- с вопросительной интонацией

- с утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете.

4. Введение в тему. Новая тема.

Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.( Демонстрация слайдов с изображением природы)

Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться:

- Посмотрите на последний слайд. Что на нём изображено?( Капля воды или роса)

- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает? ( Выслушиваются ответы детей)

- Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст)

"Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями."

А теперь послушайте, как о росе написал Л. Н. Толстой ( Рассказ читает учитель)

- К какому типу текстов относятся эти произведения, докажите.( Это тексты- описания, к ним можно поставить вопросы: какой, какая, какое)

Учитель на доске вывешивает таблицу: " Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: какой, какая, какое, какие."

- Какой из этих текстов больше понравился и почему? ( Больше понравился текст Толстого. Когда читаешь рассказ, представляешь яркое солнечное утро.)

Словарная работа.

Прежде чем вы сами прочитаете этот текст, давайте, объясним слова

Алмазы - прозрачные драгоценные камни;

Бархат - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Дети повторно читают текст по "цепочке".

- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.( Да. Автор любуется росой, он восхищается ей, хочет поделиться своими чувствами с читателями: ":росинка эта вкуснее всякого напитка кажется"

- Прочитайте, как автор называет капли росы? ( Алмазы, как шарик светлый)

- С чем сравнивает листок? ( Листок, как бархат, чашечка.)

- Какие изобразительные средства использует автор? ( Сравнения, метафоры)

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

- Какие названия вы бы могли дать этим текстам- описаниям, к каким стилям они относятся? ( После обсуждения дети приходят к выводу, что текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а статья в энциклопедии это научный текст.)

5. Физкультминутка.

6. Продолжение изучения темы.

Чтение рассказа Л. Н. Толстого " Куда девается вода из моря" (Дети читают самостоятельно)

- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

- Скажите, автор рассказал нам, как выглядит вода, любуется ли он ею?

- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- К какому типу. текста относится это произведение? (Это текст-рассуждение)

- Вспомните признаки текста-рассуждения.

На доску вывешивается таблица: "Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: почему это так".

- К какому стилю вы отнесли бы этот текст? (Дети приводят доказательства, что это научный стиль)

- Какой ещё тип текста вы знаете? (Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица: "Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: кто, что, где, когда, как"

7. Обобщение.

- С текстами, каких типов мы работали на уроке? (Текст-описание и текст-рассуждение)

- Что нового узнали на уроке? (Узнали, что тексты могут быть разных стилей, например, научными, художественными)

8. Самостоятельная работа .

В сегодняшних текстах мы читали о росе, о воде. Я предлагаю вам сейчас превратиться в авторов. Придумайте свой текст-повествование, в котором главным героем будет вода.

Дети устно составляют рассказы, обсуждают их, приводят доказательства, что у них получились тексты- повествования.

9. Домашнее задание.

Подготовить чтение рассказов Л. Н. Толстого.

Литература.

1. Родная речь. 3 класс. Л. Ф. Климанова.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. С. В. Кутявина.

3. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов. Л. С. Саломатина.

4. Словарь русского языка. С.И. Ожегов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." ФГОС

Технологическая карта открытого урока по литературе в 4 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов." разработана в соответствии с ФГО...

Презентация к уроку по литературе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."

Презентация к открытому уроку по литературе в 3 классе на тему: "Л.Н. Толстой. Какая бывает роса на траве? Куда девается вода из моря? Сравнение текстов."  разработана в соответствии с техно...

Урок по литературному чтению. Тема: Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ?», «КУДА ДЕВАЕТСЯ ВОДА ИЗ МОРЯ?»

Изучение нового материала.– Знаете ли вы, отчего на небе бывают тучи, что такое туман, почему идет дождь, какой бывает роса?– На все эти вопросы нам помогут ответить рассказы Льва Толстого...