Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Игумнова Наталья Евгеньевна

Работа над развитием читательских умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya.docx24.24 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_akula_tolstoy.ppt1.27 МБ

Предварительный просмотр:

Исследуем

законы

рассказа.

Л. Толстой

«Акула».

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения.

Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения

Воспринимать на слух произведение, которое читает учитель.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Определять главную мысль произведения, находить части текста, доказывающие высказанное суждение.

Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях

Слайд 1

Прием «Корзина понятий».

Чтение без рассуждения - скучное развлечение.    - гласит китайская мудрость..

На уроке литературного чтения  продолжим работать над развитием читательских умений, значит, будем читать, рассуждать, анализировать.

-Рассмотрите выставку книг    Слайд 2.

- Что вы об этих книгах можете сказать?

Дети: На обложках не указан автор. Мы книги этого автора уже читали.  Это произведения Льва  Николаевича Толстого.                      

Слайд 3  Какие качества ценит автор и воспевает в своих произведениях?

Стадия вызова:
Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ  зубы треугольной формы?    (Это акула).  

Что вы знаете об акулах?   Хищные рыбы. (ответы детей)

Видеоролик 4

В водах Мирового океана насчитывается около 350 различных видов акул.

Учёные установили ,что появились они раньше динозавров.

Акулы очень прожорливы и вечно голодные. Это не удивительно - акулы вынуждены постоянно находиться в движении. А движение требует затрат энергии, которая восполняется  пищей.

Может ли акула стать темой нашего урока? (Да, если она будет героем литературного произведения).

Сформулируйте тему урока . (Тема урока – рассказ Л.Н. Толстого «Акула».)
С чем мы познакомимся на уроке?  (С новым рассказом «Акула», с героями рассказа.).
Чему будем учиться? (Будем учиться анализировать  произведение, размышлять над поступками и действиями героев).

Я приглашаю вас в путешествие к берегам материка  Африка . Представьте ,что мы плывём на этом корабле, по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло ,горячий пустынный ветер дует в паруса.

Прием «Чтение  обучающимися».

Прием «Мозговой штурм».
От чьего имени идет повествование? (От лица автора).
Что вас взволновало в рассказе? (Описание купания мальчиков в открытом море).
Было ли вам страшно? ( Да, когда акула поплыла к детям).

Музыкальная физкультминутка. 
Какое морское животное вызывает у людей чувство спокойствия и надежности? (Дельфин).
Я – дельфин, живу на море.

Никогда ни с кем не спорю.

Просто по волнам лечу,

И со всеми я дружу!

Анализ произведения, ответы на вопросы

Вспомните композицию литературного произведения.

Расскажите о  завязке сюжета? («Мальчики купались в открытом море, и кто – то крикнул:«Акула!»).

Как дальше развивались события?( Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков; они ее заметили, завизжали и поплыли в разные стороны; артиллерист побежал к пушке).

Кульминация рассказа. ( Выстрел из пушки).

Какова развязка сюжета? ( Акула была убита, а мальчиков доставили на корабль).

Лексическая работа

В рассказе есть незнакомые вам слова. Найдите правильное объяснение значения слов

Артиллерист – человек, состоящий на военной службе  в артиллерии.

Фитиль - горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.

-Какие у Вас возникли чувства?

- Что произойдет дальше?

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими

Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Объяснить, почему.

Душа в пятки ушла

Быть осмотрительным, осторожным, не доверять кому-либо. 

Лёгок на помине

Сильно взволнован, расстроен; потерял покой, спокойствие,

Сам не свой

подвергать опасности, стоит рискнуть, попробовать.

Риск – благородное дело

появление в момент разговора о нем.

Держать ухо востро

сильно испугался чего-либо .


Работа в парах
памятки с объяснением значения некоторых незнакомых слов. Прочитайте их самостоятельно, объясните друг другу.
сорвался с места - побежал что было сил; 
понатужься - собери силы; 
подле пушки - около пушки; 
взял фитиль – зажёг фитиль. 
пушка - длинноствольное орудие для стрельбы на дальнее расстояние 

Повторное аналитическое чтение по частям, составление плана

Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? («Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары»).

Как случилось, что мальчики оказались в открытом море? («Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море»). 

Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? («Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:- Не выдавай! Понатужься!»).

Когда артиллериста охватил страх? («Вдруг с палубы кто-то крикнул: "Акула!" - и все мы увидали в воде спину морского чудовища.  Акула плыла прямо на мальчиков»). 

Какие чувства испытывал отец мальчика? ( Испуг, страх за жизнь сына и его друга, чувствовал себя беспомощным.)

Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? («Матросы спустили лодку, бросились в неё и, сгибая вёсла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были ещё далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов»).

Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? («Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны»).

Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? 
( Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков).

Какие чувства он испытал в этот момент? (Чувство страха, горя).

Какие чувства испытали мальчики? (Страх, отчаяние).

Тема смелости, отваги, выносливости близка Льву Николаевичу, т.к. он сам служил в армии и участвовал в Крымской войне, командуя батареей в осажденном Севастополе, и отличался от других именно этими качествами.

Восстановление последовательности событий  рассказа и сопоставите с настроение героев рассказа

Название части

Настроение

1.Купальня в парусе.

Спокойное

2.Мальчики в открытом море.

Волнение

3.Акула.

Тревога, страх

4.Выстрел.

Ужас

5.Дети спасены.

Радость и облегчение

-Лев Толстой заставил пережить нас и тревогу, и беспокойство, и волнение, которое переходит в страх, а в конце рассказа – радость и облегчение.

Перекрестная дискуссия:   Аргументы за      Аргументы против    Вопросы для дискуссии:
1.Согласны ли вы с тем, что акула – главный герой рассказа?                                                                                                                                                                                                                  2. Согласны ли вы с тем, что купание в открытом море на парусе безопасно?
3. Согласны ли вы с тем, что ребята могли услышать крик артиллериста?
4. Согласны ли вы с тем, что матросы  могли спасти мальчиков?
5. Согласны ли вы с тем, что артиллерист поступил правильно?

  1. Творческая работа

- А сейчас поработаем в группах над составлением «синквейна» (опорные слова АКУЛА, АРТИЛЛЕРИСТ)

1. Написать имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.


Рефлексия.
Почему писатель назвал рассказ «Акула»? (События происходят из-за появления акулы).
О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?
(О том, как любят  родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности).
Чему учит рассказ? (Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация).
Какие чувства вы испытали за время слушания рассказа? (Волнение, тревогу, страх, радость, облегчение).

Домашнее задание: 
Задание по выбору: Творческий пересказ от лица мальчика;
Нарисовать иллюстрацию к рассказу.


Итоговая рефлексия.

 Выразите свои впечатления от работы на уроке. У вас на столе жетоны двух цветов: желтого и красного. На доске вы видите изображение  двух  парусников. Прикрепите жетоны желтого цвета к парусу первого парусника, если вы довольны своей работой на уроке, жетоны красного цвета на второй парусник, если своей работой на уроке вы не довольны. Оценивание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение без рассуждения-скучное развлечение. (китайская пословица)

Слайд 3

Лев Николаевич Толстой

Слайд 7

Спасибо за работу! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Изображение героев в рассказе Л. Н. Толстого "Акула"

1.                 Урок направлен на развитие речи, эмоциональной сферы, воображения, умения работать в группах, воспитания чувства сопереживания, умения ...

Тема: «Кульминационные моменты в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»

На уроке продолжается  знакомство с творчеством Л. Н. Толстого.  Обучающиеся учатся  находить опорные слова для пересказа, которые помогают описать эмоциональное состояние героя, его по...

Литературно - методический анализ и конспект урока по рассказу Л.Н. Толстого «Акула» УМК «Школа России»

Работа включает в себя литературно-методический анализ и конспект урока для 3 класса. Работа будет полезна учителям начальных классов....

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»...

Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула».

Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....

Конспект урока "Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»"

Исследуем законы рассказа. Л. Н. Толстой «Акула»....