Урок обучения грамоте по теме "Обозначение звука [й ] с помощью разделительного мягкого знака" по учебнику В.В. Репкина (система Эльконина- Давыдова).
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Яшкина Татьяна Борисовна

Конспект урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте. 1 класс . Учебник В. В. Репкина Тема : Обозначение звука [й*] с помощью разделительного ь. Цель: изучение способа обозначения звука [й*] в позиции - после согласного перед гласным.

Задачи: Формировать у учащихся умение находить орфограмму разделительного ь в словах на слух, учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [й*] в разных позициях, прививать интерес к учебной деятельности.

Ход урока

  1. Оргмомент.

К нам на урок сегодня пришли близнецы Маша и Алёша. Они будут учиться вместе с нами.

  1. 1) Составление звуковой модели слова ружья, появляется звуковая запись [ружй*а]

Устная характеристика каждого звука.

Записать слово буквами (Составление слова из разрезной азбуки) Зафиксировать все варианты . Вынести на доску.

Посмотреть варианты в учебнике Авосика и Небосика.

Почему появились разные варианты ?

Разные варианты написания слова возникли из-за того, что в них по- разному обозначен звук [ й*].

Вспомним, как мы обозначали звук [ й*]?

Дети называют:        ,

  1. Буквой Й, в случае, когда [ й*] не перед гласным.
  2. Если звук [ й*] перед гласными - его обозначали буквами Я,

Е, Е, Ю.

Одной буквы Я для обозначения звука [й*] в слове ружья недостаточно. Почему?


Дети ставят учебную задачу урока - научиться обозначать звук [й*] в новой позиции - после согласного перед гласным. Возможные варианты обозначения зафиксированы в букваре от имени Авосика и Небосика. Сравнив разные варианты записи , ученики задают вопросы: «А какой же вариант является правильным?» Как люди договорились обозначать звук [й*] в этой позиции. Давайте посмотрим в учебнике, правильная запись расположена на специальной табличке.

Вывод делают дети: буква ь в слове ружья выполняет совершенно новую работу . Она помогает гласной букве Я обозначить звук [й*]

  1. Чтение слов с доски:

1 группа

Коля, маяк, колья.

2группа лёд, ёжик, льёт

3 группа

салют, юг, польют 4группа

потеря, ель, курьер

5 группа

пули, иглы, ульи

В каждом столбике в словах есть одинаковая буква.

Какую работу выполняет эта буква в разных словах?


Сравните с моделями дядюшки Ага. Сравнить слова Коля и колья. Этот ь знак называется разделительным.

Какие орфограммы встретились в словах? Коля, ёжик, ель.

Какая работа у буквы ь в слове ель?

Работа над лексическим значением слов:

маяк-башня с сигнальными огнями на берегу моря

курьер - посыльный учреждения для разноски деловых бумаг

курьер - должностное лицо для разъездов со специальными

поручениями

Физкультминутка.

IY. Послушайте загадку и скажите о какой птичке идёт речь.

Мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет , крохи собирает.

По полям ночует, коноплю ворует.

Конечно о воробье.

У детей было задание понаблюдать за воробьями.

Что интересного вы заметили?

За этими незатейливыми пернатыми наблюдал и писатель Кочетов.

Послушайте, что написал о них.

И что нового вы узнали о воробьях?

Автор их называет осёдлой птичкой.

Осёдлая - постоянно проживающая на одном месте.

Лексическое значение слова примелькались, мелькать, являться, показываться на короткое время.

600м. - от школы до автостанции.

Найти слова в которых есть буква ь.

Дети находят слова: воробьи, только, примелькались, воробьиной, очень, сказать, пролетать, шестьсот, делать, дальше. Какую работу выполняет буква ь в этих словах?

Y. Итоговая рефлексия.

Какую работу выполняет буква ь?

Способы обозначения звука [й*]. Близнецы Маша и Алёша согласились с учениками нашего класса.

YI. Постановка учебной задачи на следующий урок:

Ну вот, наконец-то мы изучили все буквы, - сказал Авосик, - теперь можем записать любое слово.

- А мне кажется, одна буковка ещё осталась - возразил Небойсик, - я слышал, что их всего 33, а в наших домиках живут только 32 буквы. Какая же буква осталась?

Дети догадываются, что это буква ъ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме: Звуки [г], [г’], [д], [д’] и буквы Г, г, Д, д. Заклички. (Система Занкова)

Цель деятельности учителя: создать условия для успешного обучения грамоте; на основе фонетического анализа слов выделить звуки [г], [г’], [д], [д’] и познакомить с буквы Г, г, Д, д; способствова...

Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Звуки ж, ш всегда твердые согласные звуки"

Презентация подходит для уроков обучения грамоте в 1 классе....

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звуки [й‘э] [‘э]. Буквы Е, е" , "Звуки [й‘а] [‘а]. Буквы Я, я."

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обознача...

Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1

Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...

Технологическая карта урока обучению грамоте "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью э, е" 1 класс, УМК системы Эльконина - Давыдова

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв э, е.Задачи урока: Дидактические:1.Формировать умение ...