Урок литературного чтения в 3 классе по теме: "Жизнь сюжетов древних басен во времени"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по системе  развивающего обучения Л.В.Занкова. Карта урока составлена в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока (системно-деятельностный подход)

Предмет      литературное чтение      класс 3  

НРМОБУ «Сентябрьская СОШ», Кичигина Тамара  Федоровна

Тема урока

Место урока по теме

Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»)

7 урок из 12 в разделе «Набираемся житейской мудрости»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

                            Урок – исследование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Исследование;

фронтальная, групповая, парная;

конструирование логического рассуждения с использованием логических связок, объяснения учителя,   обращение к опыту учащихся; инсценирование, дикуссия

Цель урока

Задачи урока

Личностный результат – понимание моральных норм при оценке поступков героев басни; эмоциональное отношение к чертам характера поступкам людей на примере героев басни.

Метапредметный результат: умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе исследования текста, устанавливать логические связи.

Предметный результат –  получит возможность определять жанр литературного произведения (басня), характеризовать героев басни, сравнивать героев разных басен, выявлять авторское отношение к герою, соотносить главную мысль и название произведения 

 Воспитательные: оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями басни; осознавать  ответственность за результат совместного интеллектуального труда; взаимопомощь и поддержка.

Образовательные: учить определять  жанр басни по форме изложения; отработать навыки чтения басни с помощи инсценирования; уметь характеризовать героев басни в соответствии  предложенной автором моралью.

Развивающие: развивать познавательную активность учащихся;  развивать умение анализировать информацию.

Предполагаемый результат

Предметный результат

УУД

Определение басни как жанра литературы по характерным признакам, нахождение морали в произведении; бродячие басенные истории, сравнительный анализ двух басен.                                                                                                                                                      

познавательные: работа с маркированными в тексте словами и строчками; работа с дидактическими иллюстрациями; поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ разных уровней текстовой информации, построение логического рассуждения с установлением причинно-следственных связей;

личностные: самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям; формирование опыта переживаний, опыта примерок), оценка и самооценка процесса и результата деятельности; возникновение любви и уважения к родному языку, культуре, истории, культура восприятия художественного произведения.

регулятивные:  принятие учебной задачи, выбор способов работы с текстом в зависимости от его типа и стиля; соотносить внешнюю оценку и самооценку;  

коммуникативные:  проявление устойчивого к общению и групповой работе; участие в учебном диалоге; умение видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого

Педагогические технологии

Оборудование

Развивающее обучение по системе  Л.В.Занкова

компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку, наглядный  материал (иллюстрации);  портрет И.А.Крылова; учебник для 3 класса «Литературное  чтение» Н.А.Чуракова,2 часть М.Академкнига\учебник 2010

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I организационный – время 1 минута                                                                                                                                        

- настраивает на урок;

- предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке

- создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность (я «хочу» и я «могу»).

Слушают, предлагают свои варианты успеха

Приветствуют  учителя и выполняют самооценку готовности к уроку, настраиваются на предстоящую работу в классе.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные:  

-организовывать свою учебную деятельность

 -настраивать себя на продуктивную работу;

-формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах, используя оценочные листы;

Личностные: мотивация учения

самооценка готовности к уроку;

оценка эмоционального состояния;

визуальное наблюдение  степени включённости учеников в урок.

Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности;

оценочное суждение

I I  актуализация знаний - время 10 минут

Актуализирует опыт учащихся.

Выдает по одной карточке на парту. Работа в парах. (Приложение 1)

Предлагает проверку выполнения задания по карточке, подвести итог.

(слайд 1: обобщенный вывод работы в парах).

Определяют и формулируют проблему; осуществляют актуализацию личного жизненного опыта: читают задания, выбирают ответы; делают вывод: басня – краткий иносказательный рассказ поучительного характера.

Познавательные:

- овладеть приёмами отбора и систематизации материала;

-фиксация собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений.

Коммуникативные:

- развивать умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы;

- формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- искать пути решения учебной задачи;

- определять границу «знания – незнания».

Ответы на вопросы;

Оценочное суждение, коррекция ответов учащихся;

III– целеполагание, создание проблемной ситуации – время  5 минут

Стимулирует детей к формулированию целей и задач урока: (слайд 2: четверостишие)

«Нам сегодня предстоит басню прочитать. В какой форме изложенье-будем узнавать.Что за смысл таится в ней, нам дано понять, А потом попробуем басню разыграть»

Намечают цель исследования по ключевым словам четверостишия.

Познвательные: анализировать, сравнивать, делать выводы;

-устанавливать закономерности, строить рассуждения;

-выдвигать гипотезы и обосновывать их;

- формулировать проблему;

-выявлять сущность, особенности объектов, устанавливать аналогии;

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

-формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- строить монологическое высказывание;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

- планировать реализацию целей и задач;

-принимать и сохранять учебную цель и задачи;

-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- определять учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно

Сообщает о том, что урок посвящен великому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его творчеству (слайд 3: портрет И.А.Крылова).

Подготовленные ученики сообщают некоторые сведения о И.А.Крылове (Приложение №3)

Самооценка

 (слайд 4: ассоциации)

(Слайд 5: рисунки животных: лиса, ворона)

Читают слова на слайде, определяют их ассоциацию с животными (лиса, ворона)

Предлагает предположить название басни.

Отвечают на вопрос учителя, открывают учебник на с.19, читают название басни («Ворона и Лисица»)

Самоконтроль и самооценка

Рефлексия деятельности (оценка успешности)

IV  решение проблемы, исследование – 20 минут  (в том числе физминутка)

Читает басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Дети по ходу чтения отмечают слова с непонятным значением. Предлагает исследование текста в группах. Спрашивает о цели исследования. Намечает линии исследования для каждой группы: почему Крылов говорит, что лесть гнусна, вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? Почему на роль льстеца выбрана лисица?

Слушают. Намечают цель исследования: в какой форме излагается басня, в чем смысл (мораль).

Работают в группах, решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной  деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации;

Личностные: формировать представления о добре и зле, давать оценку поступкам; самоопределение, нравственно-этическая ориентация, возникновение любви и уважения к родному языку, культуре, истории, чувства сопричастности к родному народу; культура восприятия художественного произведения, художественный вкус.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; представление информации в соответствии с заданной формой, построение логического рассуждения с установлением причинно-следственных связей.

Регулятивные: искать пути решения учебной задачи;

самостоятельно решать предложенные учебные задачи;

Коммуникативные: представлять результат своей деятельности и деятельности группы; формировать умение работать в группе  учить представлять результат своей работы; формировать умение адекватно оценивать работу других учеников

Взаимоконтроль

Комментирует выступления, обращает внимание на детали, не замеченные учащимися, организует диалог.

Предлагает сформулировать результат исследования, сделать общий вывод.

Выступают представители групп по своим вопросам. Представляют результаты работы. Участвуют в диалоге с учителем и друг с другом.

Формулируют общий вывод по результатам исследования: приятно только когда о тебе говорят правду, а лесть – это ложь; лиса выбрана на роль льстеца, т.к. в сказках она чаще изображается как хитрая, ловкая, проворная

Взаимоконтроль

Участие в дискуссии, ответы на вопросы;

 

Оценка работы в группе (Приложение 2)

Предлагает выразительно прочитать басню и инсценировать ее.

Выразительно  читают и инсценируют басню.

Рефлексия деятельности (оценка успешности).

Обобщение. Предлагает ответить на вопрос: можно ли инсценировать басню с похожим сюжетом (изученную детьми на прошлом уроке)?

Отвечают, обосновывают ответ: сложно инсценировать басню Эзопа «Ворон и Лисица», потому что автор прибегает к прямой речи только один раз.

V  рефлексия, подведение итогов урока  – время 8 минут

1.Предлагает работу в группах по плану:

В чем сходство и различие этих двух басен?

- сюжет

- форма изложения

- герои

- их действия

2.Подводит итог по вопросам:

- что нового узнали на уроке?

- какая из басен нравится больше и почему?

- почему же и Крылов обратился к этому сюжету?

3.Слайд 6: пословицы

- Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.

- На зеркало нечего пенять, коль рожа крива.

- На языке лед, под языком мед

1.Создают в группах связное высказывание, используя логические цепочки, заполняют таблицу:

Эзоп

Крылов

- сюжет одинаковый

- в прозе

 -в стихотворной форме

- Ворон

- Ворона

- держит кусок мяса

- держит сыр

2.Отвечают на вопросы. (Басня Эзопа родилась раньше, примерно 2,5 тысячи лет назад. Крылова волновали те же проблемы, что и Эзопа и он по-своему хотел о них рассказать. Людям надо напоминать об их пороках, чтобы они от них избавлялись, но говорить об этом не прямо, а через образы)

3.Выбирают пословицу, которая подходит к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Доказывают свою точку зрения.

Личностные: обеспечить познавательную мотивацию к обучению

Коммуникативные: представлять результат своей деятельности и деятельности группы; формировать умение работать в группе

Познавательные: строить логическое рассуждение, делать выводы

Взаимоконтроль

Рефлексия деятельности (оценка успешности).

Предлагает поставить отметки внутри группы.

Осуществляют взаимооценивание. Конец работы в группах.

Личностные: подводить итог деятельности

Приложение 3

VI     информация о домашнем задании – 1 минута

Предлагает домашнее задание: выучить басню наизусть.

Осмысляют домашнее задание. Задают вопросы.

Личностные: давать оценку поступкам и самооценку. Коммуникативные:

слушать объяснения учителя, задавать уточняющие вопросы.

Регулятивные:

соотносить полученное домашнее задание с изученным учебным материалом;

способность организовать собственную деятельность.

 

Самооценка умения применять полученные знания

Приложение 2

Лист самооценки работы в паре

Оцени работу в паре. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +

Ученик (ца)

__________________________________________________________________________________________

Утверждение

Согласен

Затрудняюсь ответить

Да

Нет

В паре работать всегда интереснее, потому что можно:

1) разобраться с непонятным заданием;

2) найти и исправить ошибки

Мы сразу пришли к согласию, какие задания будем выполнять вместе

При выборе заданий мне пришлось уступать своему партнёру

Большинство решений предложено моим партнёром

Приложение 3

Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)

   Оцени, насколько хорошо ты (он) работал в группе: используй знаки:  «+ / –«   или оцени  работу на уроке (3, 2, 1,0 баллов)

Ученик (ца)

__________________________________________________________________________________________________________

 Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

 Я  всегда активно участвовал во

всех заданиях группы (пары).  

Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары).  

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу

Он брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу.  

 Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.  

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

Я подавал группе правильные ответы.  

 Он давал группе правильные ответы.  

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.  

 Он  работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы.  

 Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим.    

Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим.  

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басня

Жизнь сюжетов древних басен во времени (поэтическая басняИ.А.Крылова «Ворона и лисица»)...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Урок литературного чтения "Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. Сказки". 4 класс. УМК "Перспектива".

Цели урока:Знать:-отличие  авторской и литературной сказкиУметь:-различать положительных и отрицательных героев сказки- анализировать произведение- определять главную мысль-владеть техникой чтени...

Жизнь сюжетов старых басен во времени.

Технологическая карта урока литературного чтения...