Творчество М. М. Пришвина
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кузнецова Юлия Михайловна

Тема урока: Творчество М. М. Пришвина

Цели: на основе рассказа  М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных; обучать выразительному чтению и пересказу  текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль; закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ; воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.02.docx114.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Творчество М. М. Пришвина 

Цели: на основе рассказа  М.Пришвина «Глоток молока» показать возможность доброжелательных взаимоотношений человека и животных; обучать выразительному чтению и пересказу  текста с изменением лица рассказчика, находить главную мысль; закреплять знание особенностей литературного жанра – рассказ; воспитывать чуткое отношение к природе и умение высказывать свою точку зрения.

План урока

  1. Включение в учебную деятельность

1.Мотивационно-вступительная часть. 

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на Земле,

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно всё во мне.

2. Речевая разминка.

  1. Актуализация знаний
  1. Проверка навыков чтения

 Выразительное чтение стих. С.Я. Маршака «Угомон».

  1. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель читает стихотворение под музыку)

Как много в этом мире красоты, 
Которую порой не замечаем
Все потому, 
Что каждый день встречаем
Ее давно знакомые черты. 
Мы знаем, 
Что красивы облака, река, цветы, 
Лицо любимой мамы
Но есть еще другая красота, 
Которая не кажется красивой. 
К примеру, красота крота
- Крота?
Да, да, или пчелы трудолюбивой, 
Или змеи, лягушки и жука, 
Или другого “странного народа”
Не зря все бесконечные века
Его ваяла мудрая природа. 
Вглядись в ее лицо
И ты увидишь, как она права !

Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске “Мы в ответе за тех, кого приручили”

– Прочитайте фамилию писателя на с. 102.

– Вы знаете этого писателя, какие рассказы он написал? А узнать хотите? Тогда за дело!

- А почему мы в ответе за тех, кого приручили, ответим в конце урока.

Физкультминутка для глаз.

  1. Работа по теме урока
  1. Знакомство с жизнью и творчеством М. М. Пришвина.
  1. Чтение учителем пейзажной зарисовки «Предмайское утро»
  2. Самостоятельное чтение учащимися текста
  3. Разбор прочитанного по вопросам учителя с выборочным чтением
  1. Физкультминутка

Мы пришли сегодня в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

  1. Продолжение работы по теме урока

1.Чтение учителем рассказа «Глоток молока»

2.Вопросы учителя

3.Чтение рассказа учениками и разбор прочитанного

-Из чего видно, что собаке совсем было плохо?

-Что помогло Лиде?

-Как можно объяснить название рассказа?

-В каких предложениях заключена главная мысль рассказа?

Какие иллюстрации можно нарисовать к тексту? (утро)

Работа с пословицами.

Выберите пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.

  1. Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.
  2. Собаку палкой не учат.
  3. И собака помнит, кто ее кормит.
  1. Рефлексия

-Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили?

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания в жизни?

- Прежде, чем завести себе друга – животного, о чём вы должны хорошо подумать?

  1. Подведение итогов урока

Кто любит собак
Или прочих животных -
Серьезных котов
И щенков беззаботных, 
Кто может любить
И осла, и козла, 
Тот людям вовеки 
Не сделает зла

Родился М. М. Пришвин в 1873 г. в дворянской усадьбе маленького имения Елецкого уезда Орловской губернии. Мать его рано осталась вдовой с шестью малолетними детьми на руках. С ранних лет мальчик видел трудовую жизнь крестьян и решил, что все люди, как в нянькиных сказках, находятся в плену у Злого Кащея, и он, мальчик, призван разорвать эту цепь. (Свои романтические настроения детства он изобразил позже в произведении «Кащеева цепь».)

Пришвин получил специальность агронома. Он собирал и записывал народные сказки в Карелии и Беломорье. В своих книгах он рассказывал о жизни животных и растений: «В краю непуганых птиц», «Охотничьи рассказы», «Глаза земли». Наиболее известны сборники детских рассказов Пришвина «Лисичкин хлеб» и «Золотой луг».

В детских рассказах Пришвина подкупает их гуманистическое содержание – присутствие явное или скрытое доброго человека, любящего природу и помогающего ей.

Картинки по запросу М. М. Пришвин

М. М. Пришвин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству М.М.Пришвина в 3 классе

Урок содержит мультимедийную презентацию по биографии писателя и конспект урока....

Презентация по теме: "Художественно- познавательная литература 20-30-х годов. Творчество Михаила Михайловича Пришвина и Бориса Степановича Житкова".

Художественно- познавательная              литература 20-30-х годов. Презентация создана для педагогов образовательных учреж...

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»" Школа России

Учебно- методический комплект по литературному чтению на тему: "Творчество М.М.Пришвина «Предмайское утро»; «Глоток молока»"  Школа России...

презентация по чтению "Жизнь и творчество М.М. Пришвина"

презентация по чтению "Жизнь и творчество М.М. Пришвина"...

Творчество Михаила Михайловича Пришвина.Внеклассное чтение.

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайло...