Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Батурина Жанна Анатольевна

Данный конспект предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основные этапы урока построены в соответствии с разработками уроков литературного чтения во 2-м классе (Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.Я. Яковлева. Уроки литературного чтения во 2-м классе.  Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012. – 320 с.).

Конспект урока обеспечен разработкой презентации (автор презентации Батурина Ж.А.).

Каждый слайд создан с помощью анимационных картинок. Также использованы аудиофайлы (песни), которые запускаются путем нажатия на ссылку, которая выделена на слайде. Вывод информации на слайде происходит постепенно, с помощью дополнительного «клика» на мышь или клавишу «пробел». Важно: не удалять аудиофайлы из папки, в которой расположена презентация!

Данные анимационные слайды повышают интерес  у учащихся к изучению материала, позволяют сделать урок более занимательным, привлекательным, и, что немало важно, позволяют эффективно подготовиться педагогу к уроку, тем самым сэкономить время для подготовки к уроку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация и конспект к уроку литературного чтения по теме «Зачем поют колыбельные песни», 2 класс (Образовательная система «Школа 2100»).

Батурина Жанна Анатольевна

Учитель начальных классов

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия № 5», г. Норильск


Конспект разработки.

Тема «Зачем поют колыбельные песни»

I. Беседа «Что мы знаем о колыбельной песне»

- Слышали ли вы колыбельные песни?

- Где? Кто их исполнял? О чем эта песня?

- Уточним значение слова. Задание 1 в тетради на с.38

II. Рассказ учителя о колыбельных песнях.

Слайд 2 Народные колыбельные песни появились очень давно. Сначала их исполняли, чтобы оберегать ребёнка, позже - просто убаюкивать. Главный секрет народной колыбельной песни - её простота: песня умеет говорить простыми словами, соединёнными с несложной, легко запоминающейся мелодией. Колыбельные песни есть у каждого народа.

Слайд 3 Их придумывали матери, качающие в люльках, колыбельках своих детей. Пелись такие песни без музыкального сопровождения, «речитативом». Эти песни, как считали наши предки, не только убаюкивали, но и защищали спящего ребёнка от козней тёмных сил. Не случайно в колыбельных песнях исполнитель часто обращается к животным, призывая их защитить и уберечь ребёнка. Слайд 4

III. Работа с авторским текстом.

  1. Рассматривание иллюстрации в учебнике.

-        Чтение авторского текста.

  1. Вопросы после чтения:
  • Из каких слов песни видно, что это колыбельная?
  • Что вы узнали о быте норвежской семьи?

IV. Чтение колыбельных песен.

  1. Задание 2 в тетради на с. 38.
  2. Сравнение прозвучавших песен. Слайд 5
  • Чем похожи эти песни? (Напевностью, необычным ритмом, особыми словами и оборотами...)
  • В чём особенность ритма колыбельной песни? Объясните, как ритм этих песен связан с качанием детской колыбели.

V. Работа с текстами литературных колыбельных песен.

1.        Работа с текстом до чтения.

-        Литературные колыбельные песни появились позже. Давайте их послушаем и обсудим, о чём они, как построены, сравним с народными.

2.        Работа с текстом во время чтения.

1)        Самостоятельное чтение колыбельной песни Валерия Брюсова «Спи, мой мальчик! Птицы спят...»

2)        Обсуждение прочитанного:

  • Какие картины вы представили? Расскажите.
  • Почему так много картин?

3)        Чтение вслух по строфам.
1-я строфа.

  • Косули робкие, то есть какие? (Они всего боятся.)
  • Почему в песне называется столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать.)
  • В русском языке много синонимов к слову спать. Найдите их в тексте. Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почивает.)
  • Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми уважаемый.)

2-я строфа.

-        Почему мальчику не надо ничего бояться?
3-я строфа.

- Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых.) А что значит «звери, лёгкие на роздых...»? (Они легко засыпают.) Почему заканчивается многоточием?

-        О чём просит мама сына? (Заснуть.)
3. Работа с текстом после чтения.

1)        Вопросы после чтения.

-        Какие чувства надо постараться передать при чтении? {Любви, по
коя, тепла, готовности защитить.)

2)        Упражнение в выразительном чтении.

VI. Работа с текстом песни Яниса Балтвилкса «Где ночует дрёма?».

1.        Чтение стихотворения про себя.

  • Кого заинтересовал этот вопрос? (Ребёнка.)
  • Что ответила мама?
  • Почему дрёма днём обнимает совят? (Совы днём спят. Это ночная птица.)

2.        Чтение вслух.

  • Где живёт герой песни?
  • Как это в дверь стучится дрёма? (Хочется спать, человек начинает дремать.)

После 2-3-го четверостишия.

-        Почему ребёнок не хочет впускать дрёму? (Он хочет задать маме
вопрос. Он придумал живую дрёму.)

После 4-го четверостишия.

-        Почему мама дала такой ответ? (Она поддержала его выдумку.)

3.        Чтение по ролям.

VII. Сравнение авторских колыбельных песен.

  • Похожи ли в чем-то две прочитанные песни? (Да. Они добрые, наполнены любовью.)
  • Чем различаются песни? (Первая - песня матери, вторая - песенка-фантазия ребёнка.)

VIII. Итог урока.

  • Как появились колыбельные песни?
  • Почему они относятся к устному народному творчеству?
  • Для чего же и кого поются колыбельные песни?

IX. Домашнее задание.

Выучить наизусть народную или авторскую колыбельную песню, проиллюстрировать её. Можно предложить детям расспросить мам, бабушек, какие колыбельные песни они пели своим малышам, и выучить «домашнюю» колыбельную.

Краткие рекомендации к использованию

Данный конспект и презентация предназначен для урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100», авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) по теме «Зачем поют колыбельные песни». Основные этапы урока построены в соответствии с разработками уроков литературного чтения во 2-м классе (Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.Я. Яковлева. Уроки литературного чтения во 2-м классе.  Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012. – 320 с.).

Конспект урока обеспечен разработкой презентации (автор презентации Батурина Ж.А.).

Каждый слайд создан с помощью анимационных картинок. Также использованы аудиофайлы (песни), которые запускаются путем нажатия на ссылку, которая выделена на слайде. Вывод информации на слайде происходит постепенно, с помощью дополнительного «клика» на мышь или клавишу «пробел». Важно: не удалять аудиофайлы из папки, в которой расположена презентация!

Данные анимационные слайды повышают интерес  у учащихся к изучению материала, позволяют сделать урок более занимательным, привлекательным, и, что немало важно, позволяют эффективно подготовиться педагогу к уроку, тем самым сэкономить время для подготовки к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства" 3 класс по программе "Школа России" .

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс по произведению Виктора Драгунского " Друг детства " поможет учителю на уроке развивать у учащихся умение мыслить , предполагать , рассуждать , анализир...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»

Урок 4.  Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...

Урок литературного чтения по теме С. Есенин «Бабушкины сказки» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Тема:С. Есенин «Бабушкины сказки»Цель:   Создать условия для целостного восприятия  и осмысления стихотворения С. Есенина  «Бабушкины сказки».Задачи:Образовательные:  Формиров...

Разработка урока литературного чтения по теме «М.М.Пришвин «Выскочка» (3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Данный урок разработан с применением технологии продуктивного чтения (автор Н. Н. Светловская ), с целью формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализ...

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства " 3 класс по программе " Школа России ".

Презентация к уроку литературного чтения по теме : Виктор Драгунский "Друг детства " 3 класс поп программе " Школа России "....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...