Конспект урока для 4 класса "Бабушкины сказки"+презентация
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме

Ражабова Марина Данировна (Шакирьянова)

Цели урока: знакомство учащихся с произведением С.А. Есенина «Бабушкины сказки»

Планируемые результаты:

Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;

                      -развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;

                      -научиться выполнять анализ стихотворения

Личностные: -сформированность внутренней позиции школьника;

                                -выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4._s.a._esenin_babushkiny_skazki_-_kopiya.doc127.5 КБ
Файл babushkiny_skazki.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «С.А. Есенин «Бабушкины сказки»»

 (Программа: Школа России)

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: знакомство учащихся с произведением С.А. Есенина «Бабушкины сказки»

Планируемые результаты:

  • Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; 

                      -развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения;

                      -научиться выполнять анализ стихотворения

  • Личностные: -сформированность внутренней позиции школьника;

                                -выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Оборудование: учебник Литературное чтение, автор:  Л.Ф. Климанова, 4 класс- 2 ч., презентация.

Этапы, методы и приёмы.

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

1 мин

Здравствуйте, ребята!

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок!

Сядьте вы за парты тихо,

Руки- палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь!

Приветствовать  учителя.

Проверять готовность к уроку.

Регулятивные:

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Речевая разминка

Метод – словесный.

Приём- работа с четверостишием

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Приём – беседа.

Метод- практический,

Приём- прослушивание музыки.

3 мин

Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте предложение громко все вместе.

Какое чудесное утро!

Теперь читаем выделяя голосом по одному слову (по рядам).

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

И.З. Суриков

Читаем с радостью. Читаем с вопросительной интонацией. Читаем тихо.

 Кто из вас помнит, как называется стихотворение, отрывок из которого мы читали? («Детство»).

Звучит песня «Кабы не было зимы…»

О каком времени года вы слушали песню? Покажите, как вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Покажите, как дети лепят снежки, ставят снежные комки друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли домой веселые и довольные. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.

Читать четверостишие по заданию

Слушать музыкальный фрагмент.

Отвечать на вопросы.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Проверка домашнего задания.

Метод – словесный.

Приём – беседа.

Приём - монологические высказывания.

10мин

На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали?  (Валерия Яковлевича Брюсова)

Дома вы подготовились их читать выразительно.

Для этого Вам поможет небольшая памятка

Памятка

 1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт

2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни

3. Соблюдать знаки препинания

4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Откройте учебник. Прочитайте стихотворение. (Слушание нескольких учеников).

Ваши впечатления от чтения товарищей. За что можно похвалить? Какие замечания? Чтобы Вы хотели отметить?

Вспоминать прошлую тему урока, домашнее задание.

Показать свою готовность по домашнему заданию.

Оценивать своих одноклассников.

Отвечать на вопросы, показать свою готовность по домашнему заданию.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Коммуникативные: выражение своих  мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Коммуникативные:  аргументация своего мнения и позиции.

Постановка учебной задачи.

Метод- словесно-наглядный.

Приём- рассказ, просмотр портрета.

7мин

Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта. Послушайте стихотворение и вы узнаете, кого.

В этом имени – слово «осень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

Кто этот поэт? «Какой чистый и какой русский поэт» - так писали о нем. Посмотрите на портрет Есенина. Что вы можете о нем сказать? (Молодой, красивый, умный, мечтательный, добрый, задумчивый…). Вы очень верно всё подметили. Есенин – поэт Руси. Он взял у её природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных озёр и голубых небес; золото волос – у российских нив. «Душа моя – поле безбрежное», - так говорил о себе поэт.

"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю”

*Стих Есенина настолько красивые и мелодичные, что на них легко ложится музыка. Послушаем песню на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…».

Подумайте, что отражается в этой песне? (Отражается народная песенная мудрость, мастерство поэта, щемящая чистая простота, за которую его так любят люди.)

Отвечать на вопросы учителя.

Узнавать имя автора

Слушать  и воспринимать рассказ учителя.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Познавательные:

выделять существенную информацию из текста.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение учебной задачи.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа со словарём, выборочное чтение.

Метод- словесный

Приём- беседа.

По школьной программе, вы еще ни один раз встретитесь с произведениями С. Есенина, а сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Бабушкины рассказы». Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 71. Что вы видите? Можете ли вы предположить,  о чём это стихотворение? Хорошо! Спасибо.

Наверное, нет в классе такого человека, который не любил бы сказки. С.Есенин тоже их любил. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд.

Скажите, какие цели мы перед собой поставим на этот урок?

Ребята, в этом стихотворении нам встретятся некоторые интересные слова, значение которых вам может быть неизвестно. И для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, нужно выяснить значение этих слов. О том,  как Вы понимаете эти слова, Вы должны сказать самостоятельно, опираясь на собственный опыт. Для этого я бы хотела, чтобы Вы вначале обсудили эти слова в парах. Спасибо!

 

Задворки - часть крестьянского двора, глухое место, окраина.

Разухабистый – раскованный, вольный, задорный, свободный.

Гурьба – сплоченная толпа людей.

Опостылели – надоесть.

Загалдели – зашумели.

Физминутка

У Есенина много стихотворений о природе, о временах года.

Давайте  и мы с Вами перенесемся в лес и представим, что мы деревья.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно,

И кружит, и кружит их ветер осенний.

Сейчас Вы прослушаете чтение стихотворения Сергея Есенина «Бабушкины рассказы».  Вы- внимательно слушаете и следите по тексту в учебнике.

Предполагать о чем произведение.

Формулиро-вать  цель и задачи урока.

Отвечать на вопросы.

Повторять движения.

Слушать чтение учителя.

Познавательные:

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Регулятивные:

определять цель урока.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный.

Приём- слово учителя.

Метод- практический. Приём- выборочное чтение.

10мин

Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Какие картины вы представили?  (О детях, бабушка рассказывает сказки.

Кругом снег, темно, избы, дети идут домой и везут санки, деревенская изба, топится печка, сидит на лавке бабушка, а вокруг внуки.)

Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.) Какими вам показались дети? В какое время дети садились слушать сказки? (Зимний вечер.)

Прочитайте, какие сказки рассказывала бабушка? (Русские народные про Ивана.)

Почему дети притворялись, что не слышат, как их мама зовёт спать? (Сюжет сказки завораживает, и было жаль уйти, не узнав, чем закончиться сказка)

Как долго они могли слушать бабушкины сказки? Найдите подтверждение в тексте.

Что вы можете сказать об отношении бабушки к внукам? (Она любила внуков.)

Почему вы так решили? (Ей нравилось рассказывать сказки.)

О чем хотел рассказать автор? (О добрых, теплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком – бабушкой.)

*У многих из вас есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им, чем можете.

Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, то вы показываете зелёный цвет сигнальной карточки (да). Если на картинке дети ведут себя неверно, то показываете красный цвет  (нет).

Какие чувства нужно передать при чтении?

Первые четыре строки — дети устали, следующие девять — внимательно слушают, последние — обрадовались.

Подготовьте выразительное чтение в парах. Кто хочет прочитать? Спасибо! За что можно похвалить?

Какие замечания?

Отвечать на вопросы.

Подготавливать выразительное чтение

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Итог урока.

Рефлексия.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

5мин

Ребята, вспомните,  какие цели мы ставили перед собой. Как вы считаете, мы их достигли? Скажите, с каким стихотворением мы познакомились? Кто автор этого произведения? О чём он писал в этом стихотворении?

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем! Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Потому что в его стихах отражается душа России.

И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить строками С.А. Есенина, которые были написаны перед его смертью, когда ему было 30 лет

«До свиданья, друг мой, до свиданья…

Милый мой, ты у меня в груди

Предначертанное расставание

Обещает встречу впереди»

Ребята, а  теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

В анкетах, вы должны подчеркнуть подходящий вам вариант

Кто хочет прочитать что у него получилось?

Запишите домашнее задание.

Ребята, у которых на парте лежат красные карточки: выразительное чтение наизусть.

 Все остальные: нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Ребята, урок окончен.

Отвечать на вопросы.

Подводить итоги.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какое чудесное утро!

Слайд 2

Вот моя деревня, Вот мой дом родной, Вот качусь я в санках По горе крутой. И.З. Суриков

Слайд 3

Памятка 1 . Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт 2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни 3. Соблюдать знаки препинания 4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Слайд 5

Сергей Александрович Есенин (1895-1925)

Слайд 6

Сергей Александрович Есенин «Бабушкины рассказы»

Слайд 7

Цели :

Слайд 8

Задворки - Разухабистый – Гурьба – Опостылели – Загалдели –

Слайд 9

Задворки - часть крестьянского двора, глухое место, окраина. Разухабистый – Гурьба – Опостылели – Загалдели –

Слайд 10

Задворки - часть крестьянского двора, глухое место, окраина. Разухабистый – раскованный, вольный, задорный, свободный. Гурьба – Опостылели – Загалдели –

Слайд 11

Задворки - часть крестьянского двора, глухое место, окраина. Разухабистый – раскованный, вольный, задорный, свободный. Гурьба – сплоченная толпа людей. Опостылели – Загалдели –

Слайд 12

Задворки - часть крестьянского двора, глухое место, окраина. Разухабистый – раскованный, вольный, задорный, свободный. Гурьба – сплоченная толпа людей. Опостылели – надоесть. Загалдели –

Слайд 13

Задворки - часть крестьянского двора, глухое место, окраина. Разухабистый – раскованный, вольный, задорный, свободный. Гурьба – сплоченная толпа людей. Опостылели – надоесть. Загалдели – зашумели.

Слайд 14

Физминутка

Слайд 15

«До свиданья, друг мой, до свиданья… Милый мой, ты у меня в груди Предначертанное расставание Обещает встречу впереди»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Конспект урока во 2 классе  Русская народная сказка «Лиса и журавль»...

презентация и конспект урока по пьесе-сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев"

На уроке дети узнают о новом жанре литературного произведения, учатся работать над ним......

Конспект урока "Русские народные сказки"

План-конспект урока "Сказки водят хоровод"...

конспект урока-чтения по сказке "серая шейка", автор Мамин-Сибиряк.

конспект урока чтение в специальном 9 классе...

Конспект урока. Русская народная сказка "Рукавичка".

Методическая разработка урока  к русской народной сказке "Рукавичка"....

Конспект урока литературного чтения "Сказки Андерсена. "Дикие лебеди"

Данный урок является уроком-закрепления в теме "Творчество Ганса Христиана Андерсена"...

Конспект урока-викторины по сказкам К.И. Чуковского

Викторины по сказкам К.И. Чуковского....