К. Паустовский "Кот ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Лешкевич Татьяна Павловна
Цели: 
1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову.
2. Продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского, особенностями его произведений, наблюдение за тем, какими средствами удалось писателю подвести читателя к серьезной и важной идее. 
3. Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kot.doc936 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 3-а классе

учитель: Лешкевич Т.П.

Тема урока: Всепобеждающая сила доброты в произведении К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

Цели:

  1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову.
  2. Продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского, особенностями его произведений, наблюдение за тем, какими средствами удалось писателю подвести читателя к серьезной и важной идее.
  3. Развивать творческие способности детей, устную речь, расширять словарный запас;
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Формирование УУД:

Личностные результаты:

  • учебно - познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов;                    
  • умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.

Познавательные действия:                                                                

  • читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться в содержании учебника;
  • обобщать и классифицировать учебный материал;
  • формулировать несложные выводы;
  • осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
  • подбирать слова-определения для характеристики героев;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
  • сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Регулятивные действия:

  • менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
  • принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
  • участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
  • работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
  • корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
  • осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала;
  • оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;
  • соотносить внешнюю оценку и самооценку;
  • самостоятельно работать с учебником;
  • умение работать в группе.

Коммуникативные действия:

  • реализовывать потребность в общении со сверстниками;
  • проявлять интерес к общению и групповой работе;
  • участвовать в выразительном чтении по ролям;
  • эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
  • понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
  • уважать мнение собеседников;
  • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
  • следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
  • корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
  • ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемые  результаты:

  1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
  2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
  3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Ход урока:

Характеристика деятельности учителя

Характеристика деятельности учащихся

I. Орг. момент

- Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

Эмоциональный настрой «Сотвори                      

солнце»

          Прежде чем начать урок, закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро, здоровье, нежность, тепло, свет, радость. Ваша звездочка растет, растет, растет и становится огромной, как солнце. Теперь ваше внутреннее солнышко может поделиться с окружающими своим теплом, добром, светом, любовью, нежностью. Расставьте руки в стороны – это ваши лучики, поделитесь теплом своей души, своего внутреннего солнышка со своим соседом.

II. Актуализация знаний, мотивация, постановка цели.

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями К.Г. Паустовского.

- Дома вы должны были посмотреть  биографию Паустовского. Кто может рассказать нам об авторе?

- Есть ли у других дополнение?

Кривонос Елена:

-   Родился Паустовский 19 мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь, занимался репетиторством.

- После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском  и - Московском университетах. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью.

-   В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы.  Он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок. Много времени он проводил в маленьком городке Таруса. В Тарусе с 1991 года ежегодно в день рождения Паустовского проводятся праздники. Там же находиться и его могила.

- Молодцы.

- Ребята, угадайте, кто будет главным героем рассказа Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся на уроке?

Загадка:

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

- Кто же это?

- Да, это кот - самое загадочное животное, которое живет рядом с человеком.

- А что это за животное, о каких повадках кота мы знаем?

- Какие произведения вы читали, где главным героем является кот?

- Дома вы самостоятельно познакомились с содержанием рассказа Паустовского про кота. Как называется этот рассказ?

- Давайте подберем к слову «ворюга» родственные слова. Объясните значение этих слов.

- Почему автор выбрал именно слово «ворюга»?

- Можно ли по этому слову определить, какое отношение у автора к этому герою?

- Чем же мы будем сегодня заниматься на уроке?

- Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать… .

Определить….

Развивать….

- Это домашнее животное – кот.

- Орел Катя (выступление о котах)

- Кот Матроскин, кот Леапольд, кот Базилио, кот в сапогах.

- Кот – ворюга.

- вор, воришка

- Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.

- грубое, отрицательное

Узнать о коте.

Определить главную мысль произведения.

Развивать речь.

III. Открытие нового знания.

  1. Обмен впечатлениями о прочитанном.

- Сейчас я проверю, хорошо ли вы помните содержание рассказа?

- Я  покажу вам несколько картинок, а вы расскажите, что на них изображено.

- Молодцы, вы, верно, угадали иллюстрации к рассказу.

- Какие герои, кроме кота, есть еще в рассказе?

- Имя «Рувим» часто упоминается во многих рассказах Паустовского. Это друг писателя Рувим Фраерман, тоже писатель.

- А от чьего имени ведется рассказ? Кто такие – «мы»?

2) Художественный анализ текста.

1 часть – 1-9 абзац.

- Найдите в тексте, как автор описывает кота и соответствует ли это слову, которым писатель называет кота в заглавии. Как автор об этом говорит?

- Как он это делал?

- А что вы можете сказать о жизни кота, судя по его внешнему виду? Легко ли ему жилось?

- Что значит быть беспризорным?

- А людям легко было от его проделок?

- Найдите еще слова в этой части, которыми автор характеризует героя.

А каково отношение автора к своему герою?

- А какой абзац у вас вызвал улыбку?

- А что такое кукан?

- Прочитайте предложения 8 и 9 абзаца. Какими вам показались эти фразы: смешными или серьезными?

- Значит, мы с вами уже почувствовали знакомый стиль Паустовского – добрый, мягкий юмор вызывает улыбку, а вовсе не злость на «проделки» главного героя – кота.

2 часть

- А теперь прочитаем следующую часть рассказа. Найдите в ней предложения, которые являются главными для характеристики кота-ворюги.

- Как вы поняли выражение «о босяцких выходках»? Кого называют «босяками»?

- А как вы поняли слово «ужасающим»? Сравните его со словом «ужасный». Есть ли разница?

- Какое сравнение  автор нашел для удирающего кота? Как вы себе представили эту картину?

- Какие художественные средства использовал автор, описывая удирающего кота?

3 часть

- Как вел себя кот в ловушке? Как он там себя чувствовал?

- Почему поручили вытащить кота Леньке? Как об этом говорит Паустовский?

- А как ему это удалось?

- К уроку вы нарисовали рисунки кота таким, каким увидели его в рассказе вы.

- Расскажите, каким вы увидели внешний вид кота в своих рисунках? Какие чувства у вас вызвал внешний вид кота?

- Прочитайте абзац, где рассказывается, как решили поступить люди с котом. Как это их характеризует?

 

- Картинки по содержанию

- Деревенские мальчишки, Ленька, сын сапожника, Рувим

- Это дети, непосредственные участники и очевидцы описываемых в рассказе событий.

- Кот полностью соответствует слову «ворюга».

- Он воровал все….

- Ловко…

- Не легко. Он был ничейным котом, «беспризорным»

- Бездомный, лишенный присмотра.

- Нет, не легко «мы пришли в отчаяние»

- Это был кот, потерявший всякую совесть, - кот – бродяга и бандит

- Автор его осуждает, но рассказывает о нем с юмором и улыбкой.

- Это бечевка с нанизанной пойманной рыбой.

- Смешными (это уже грабеж средь бела дня)

- беспризорников, тех, у кого нет дома и живет на улице

- «Ужасный» - очень страшный, «ужасающий» - наводящий страх и ужас.

- Быстрый, проворный, ловкий, спасающий свою жизнь.

- Сравнение

- Выл и ругался под домом.

- Ленька был бесстрашным и ловким.

- Я ему очень сочувствую.

- Люди оказались добрыми, сердечными.

IV. Итог. Осмысление авторский идеи.

- Какова же идея этого произведения?

- Подходит ли эта  пословица  к этому тексту:

Добро всегда добром возвращается.

- Какова главная мысль этого произведения?

- Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

V. Индивидуальная работа. Тест

1. Кот был:    

а) серый;      

б) белый;    

 в) рыжий

2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо:

 а) через два дня;    

б) через неделю;    

 в) через две недели

3. Хвост у кота был:  

а) пушистый;      

б) облезлый;      

в) грязный

4. Объевшиеся куры:

а) стонали;      

б) кудахтали;      

в) молчали                            

5. Чтобы выследить кота потребовалось:  

 а) месяц;    

б) два месяца;    

в) две недели

6. В кукане жирных окуней было:

а) 5  

б) 10    

в) 7

7. Кот полез с колбасой:  

а) на дуб;    

б) на тополь;    

в) на берёзу

8. Кот свалился с берёзы:  

а) как камень;    

б) как футбольный мяч

9. Будил всех:

а) стук яблок;    

б) стон кота;    

в) ветер

10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил:    

а) окуня;      

б) карася;

 в) плотицу

11. Поесть давали коту:

а) сметану  

б) жареную свинину

в) рыбу      

г) молоко

д) творожники

12. Кот совершил «благородный и неожиданный поступок»

 а) на следующее утро

 б) через день

 в) через два дня.

VI. Домашнее задание.

- Дочитать рассказ до конца и проанализировать его: проследить изменения в характере главного героя и подумать, почему это произошло.

VII. Рефлексия

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни ..

Трудно было ..

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …

самоанализ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-презентация и конспект урока К.Паустовский Кот ворюга.

Данное произведение изучается в 3 классе на уроках литературного чтения по программе УМК "Школа 2100"...

К.Паустовский "Кот-ворюга"

Презентацию можно использовать при работе над произведением....

К. Паустовский "Кот-ворюга" 3 класс

Автор конспекта: Анисимова С.А. , учитель начальных классовПредлагаемый конспект позволяет при минимальной подготовке провести глубокий анализ изучаемого произведения....

К.Паустовский "Кот-ворюга" презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК "2100"

Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом,звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном са...

Знакомство с рассказом К.Паустовского "Кот Ворюга"

План-конспект урока по литературному чтению в 3классе. Базовый учебник: УМК "Планета знаний" Э.Э.Кац....

Комбинированный урок с использованием ИКТ по рассказу К.Г. Паустовского "Кот-ворюга"

Тема урока: К. Г. Паустовский « Кот-ворюга» (2 урок) Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать характеристику главного героя, найти  его положительн...

Презентация к уроку литературного чтения Паустовского "Кот-ворюга"

Презентация по рассказу "Кот -ворюга", представлены разные приемы работы с текстом, с загадками, пословицами. Групповая работа с текстом. Предназначена для 2-3 класса....