ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 3 класс К.Г. Паустовский "Кот - ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Полятыкина  Людмила Николаевна

Использование современных технологий, методов и приемов работы на уроках и во внеурочное время для достижения метапредметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Государственное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  средняя общеобразовательная  школа №589 Колпинского района  Санкт-Петербурга

Районный  семинар-практикумhttp://veol.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2012/05/model-uspeha-229x300.png

для  учителей  начальных  классов  

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ   ДЛЯ  ДОСТИЖЕНИЯ  МЕТАПРЕДМЕТНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ»

 

ВИЗИТНАЯ   КАРТОЧКА  УРОКА  ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

3 класс, программа «Школа 2100»

Учитель: Полятыкина Людмила Николаевна

Тема урока: «Превращение кота Ворюги в кота Милиционера». 2часа.

Тип урока: открытие новых знаний

Дидактическая цель:

  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

Планируемые результаты:

Предметные:

  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  •  высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста;
  •  осознанно, правильно и выразительно читать вслух;
  • находить в тексте материал для характеристики героев.

Метапредметные:

  • Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Познавательные:  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
  • Коммуникативные:  развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать; оформлять свои мысли в устной форме. 
  • Личностные:  развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Используемые технологии:

  • Технология критического мышления
  • Технология продуктивного чтения
  • Технология оценивания учебных успехов

Приёмы:

  • Прием “Ключевые слова”.
  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание).
  • Создание проблемной ситуации.
  • Диалог с автором (через текст, комментирование чтение, беседу по прочитанному)

Методы обучения:

по степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебной деятельности учащихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Логика развития урока:

1 урок

Первая стадия – вызов.

I этап. Работа с текстом до чтения 

Антиципация

Постановка целей урока

Вторая стадия – осмысление.

II этап. Работа с текстом во время чтения 

Первичное чтение текста.
Перечитывание текста.
Выявление первичного восприятия

Беседа по содержанию текста.

 2 урок
Выразительное чтение.

Третья стадия – рефлексия.

III этап. Работа с текстом после чтения 

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Знакомство с писателем.

Работа с заглавием, иллюстрациями.

Творческие задания

Описание используемых технологий  и приёмов.

  1. Технология критического мышления

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер.

 Особенность технологии.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

  • умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
  • пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • решать проблемы;
  • вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в совместном принятии решения;
  • выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • умение сотрудничать и работать в группе и др.

Отличительные черты технологии РКМЧП:

  • надпредметный характер;
  • технологичность;
  • усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;
  • сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;
  • применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

Базовая модель технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по объявленной теме, т.е. еще до знакомства с текстом (под текстом понимается и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал) ученик начинает размышлять по поводу конкретного материала. На первом этапе включаются механизмы мотивации, определяется цель.

Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию, осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями;
  • искать ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

На стадии рефлексии происходит обобщение информации, возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

Прием “Ключевые слова”. Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

  1. Технология продуктивного чтения

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.

Цель: учим самостоятельно понимать текст.

Традиционный урок

Продуктивное чтение

До чтения. Учитель готовит к восприятию текста («Я расскажу о писателе» иди «Сегодня узнаем о…»)

До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста. («Предположите, о чем этот текст по его названию… А иллюстрация это подтверждает?») Возникает мотивация к чтению.

Во время чтения. Учитель читает сам новый текст. Дети слушают.

Во время чтения. «Читаем и ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту» Возникает читательская интерпретация.

После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.

После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.

Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения, после чтения.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения 

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения 

  1. Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию текста.
    Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  4. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения 

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Прием “Антиципация” (предвосхищение, предугадывание).

По названию произведения (высказывание предположений о героях, теме,  главной мысли произведения)

По имени автора ( что знаю об авторе, читал или не читал его произведения,  предположение о жанре, теме произведения).

По иллюстрации (предположение о героях,  анализ изображения (положение в пространстве, цветовое решение, соответствие названию произведения)).

  1. Технология  оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Цель : развиваем контрольно-оценочную самостоятельность.

Средство - коренное изменение школьных правил оценивания.

Традиционный урок

Технология оценивания учебных успехов.

Что оцениваем? Наличие знаний –отметкой («У меня 5, но за что?»).

Кто  оценивает? Учитель ставит - ученик получает. Сам ребенок не может.

Что оцениваем? Умение применять знания- качественной оценкой,  переводимой в отметку. Кто  оценивает? Ученик в диалоге с учителем («Какое было задание? Выполнил? Верно? Сам? На каком уровне? Что ты себе поставишь?

Правила технологии оценивания образовательных достижений  (учебных успехов)  (краткий перечень) .

http://w.school2100.ru/img/tech/oc03.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот - ворюга" 3 класс

На уроке используются  приемы работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, формируются навыки работы в группах. Через учебно - дидактические игры идет развитие познавате...

Чтение рассказа Константина Паустовского "Кот-ворюга"

Тема урока: рассказ Константина Паустовского "Кот-ворюга". Ход урока спланирован с применением технологии развития критического мышления и с использованием ИКТ. Урок был успешно апрбирован....

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...

Открытый урок литературного чтения. Тема: К. Паустовский "Кот - ворюга"

Обучающиеся 3 класса познакомятся с произведением К. Паустовского "Кот - ворюга". Паустовский - писатель, без которого невозможно полноценное воспитание любви к родному краю, природе, животным. Они об...

Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)

Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....