Стартовая диагностика в 4 классе по литературному чтению
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Поленникова Елена Алексеенва

Стартовая диагностика в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл startovaya_diagnostika.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностическая работа по литературному чтению (работа с текстом) для 4 класса

Диагностическая работа по литературному чтению

(работа с текстом)

для 4 класса

Цель: проверить умение читать текст «про себя», делить его на смысловые части, составлять план, определять жанры предложенных текстов, выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.

Эта работа ориентирована на государственный образовательный стандарт. Работа не выходит за рамки традиционных требований, предъявляемых к учащимся начальной школы. В основу тестовых заданий, кроме требований стандарта, положены представления о желательном уровне подготовки учащихся, обеспечивающим им возможность успешного обучения в дальнейшем. Эти задания позволяют оценить уровень подготовки школьников.

В тесте два варианта, эквивалентных по структуре и сложности для учащихся.

Предварительно по данному тексту делается замер чтения «про себя».

На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок. Каждый вариант теста состоит из трёх блоков. В основном, задания теста имеют форму вопроса с вариантами ответа.

Правильность выполнения каждого из заданий теста или способ его выполнения отмечается баллами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Замер чтения «про себя»:

менее 90 слов оценка «2»;

от 90 до 100 слов оценка «3»;

от 100 до110 слов оценка «4»;

от 110 и более слов оценка «5».

Тест

1 – 8 задание

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Максимальное количество – 8 баллов.

задание. Озаглавливание частей

(по 1 баллу за каждую часть)

не более 3 баллов.

10 – 14 задания

(по 3 балла за полный ответ, 1-2 балла за неполный ответ)

25 - 26 баллов оценка «5»;

24 - 19 балла оценка «4»;

19 – 12 баллов оценка «3»;

менее 12 баллов оценка «2».

1вариант

Илья Муромец.

У князя Владимира пир идёт, за столами сидят богатыри русские. Вошёл Илья, поклонился, стал у порога.

Спрашивает его Владимир Красное Солнышко:

- Ты откуда, добрый молодец, как тебя зовут? Какого роду-племени?

- Зовут меня Ильёй. Я из-под Мурома. Крестьянский сын из села Карачарова. Ехал я из Чернигова дорогой прямоезжей.

Тут как вскочит из-за стола Алёшка Попович:

- Князь Владимир, ласковое наше солнышко, в глаза мужик над тобой насмехается. Нельзя ехать дорогой прямой из Чернигова. Там уж тридцать лет сидит Соловей-разбойник, не пропускает ни конного, ни пешего.

Не взглянул Илья на Алёшку Поповича, поклонился князю Владимиру:

- Я привёз тебе, князь, Соловья-разбойника. Ты не хочешь ли поглядеть на него?

Поспешили князь с княгинею и все богатыри на княжеский двор.

А разбойник висит у стремени, по рукам-ногам ремнями связан. Левым глазом глядит на Киев и на князя Владимира. Говорит ему князь Владимир:

- Ну-ка, засвищи по-соловьиному, зарычи по-звериному.

Не глядит на него Соловей-разбойник, не слушает:

- Не ты меня с бою брал, не тебе мне приказывать.

Просит тогда Владимир-князь Илью Муромца:

- Прикажи ты ему, Илья Иванович.

- Хорошо, только ты на меня, князь, не гневайся. А ты, Соловей Рахманович, делай, что тебе приказано! Только смотри, Соловей, не смей свистать во весь голос, а свистни ты полусвистом, зырычи полурыком, а то будет худо тебе.

Не послушал Соловей наказа Ильи Муромца, захотел разорить он Киев-град, захотел убить князя с княгиней, всех русских богатырей. Засвистел он во весь соловьиный свист, заревел во всю мочь. Что тут сделалось!

Маковки на теремах покривились, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали. Сам князь Владимир еле живой стоит, у Ильи под кафтаном прячется.

Рассердился Илья на разбойника:

- Я велел тебе князя потешить, а ты столько бед натворил! Ну, теперь я с тобой за всё рассчитаюсь! Полно тебе слезить отцов-матерей, сиротить детей, полно разбойничать!

Взял Илья саблю острую, отрубил Соловью голову.

- Спасибо тебе, Илья Муромец, - говорит Владимир-князь. – Оставайся в моей дружине, будешь старшим богатырём, над другими богатырями начальником. И живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до смерти.

И пошли они пир пировать.

Часть 1

1.Элементы, какого жанра присутствуют в тексте?

1)Сказки

2)Былины

3)Басни

2.Где происходят события, описанные в тексте?

1)В селе Карачарове

2)В городе Чернигове

3)В Киеве-граде

3.Кто такой богатырь?

1)Богатый человек

2)Могучий человек

3)Защитник Родины, наделённый необычайной силой

4.Как называют князя Владимира в этом произведении?

1)Великий князь

2)Красное Солнышко

4)Львиное сердце

5.Как относится Алёшка Попович к Илье Муромцу?

1)С уважением

2)С недоверием

3)С ненавистью

6. Какой запрет был дан Соловью-разбойнику Ильёй Муромцем?

1)Не свистать и не рычать во весь голос

2)Не глядеть на князя и княгиню

3)Не разговаривать с князем

7.Как Илья Муромец победил Соловья-разбойника?

1)С помощью волшебного предмета

2)Самостоятельно

3)С помощью других богатырей

8.Как ты понимаешь словосочетание  пир пировать

1)Приём пищи в середине дня

2)Обильное угощение с приглашением многих гостей

3)Собрание богатырей

Часть 2

9.Составь план к тексту и запиши его.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

 

10.Найди и выпиши из текста сочетания слов, которые показывают мощь свиста Соловья-разбойника.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

11.Подтверди словами из текста то, что Соловей-разбойник – и получеловек, и чудо-юдо, и полуптица.

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

12.Какие черты характера Ильи Муромца проявились в этой былине? Отметьте их. (Ответов может быть несколько.)

Смелый

Жадный

Грубый

Сдержанный

Злой

Безвольный

Могучий

13.Каких ещё богатырей ты знаешь? Перечисли их имена.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Выбери пословицу, которая подходит к произведению. Объясни её смысл.

1)Кто духом пал, тот пропал.

2)Русский в словах горд, в делах тверд.

3)Если народ един, он непобедим.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2 вариант

Рыбы-следопыты

А как ты думаешь – могут ли рыбы различать запахи?

Есть такая рыба – лосось. Взрослые лососи живут в океане, а когда у них созревает икра, они плывут в реки. Удивительны упорство и сила этих рыб, которые пробиваются вверх по течению. Через пороги и водопады до прохладных и чистых горных ручьёв. Но самое замечательное то, что каждый лосось плывёт для метания икры в тот самый ручей, в котором когда-то вывелся из икринки он сам. Как находит лосось дорогу? Ведь в океаны впадают десятки рек, а в каждую реку – сотни ручьёв.

И вот учёные поставили опыт. В верховьях реки выловили несколько сотен лососей, чуть-чуть не доплывших до своих родных ручьёв, а затем в цистерне с водой отвезли обратно, вниз по реке. Там их пометили особыми метками и выпустили. Но прежде у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты. Что же получилось? Рыбы с заткнутыми ноздрями так и остались там, где их выпустили. Они кружились на одном месте и никак не могли отыскать дорогу обратно. А все остальные снова поплыли вверх по реке, в тот самый ручей, в котором они родились. Значит, лососи отыскивают дорогу по запаху!

И вообще оказалось, что у рыб очень тонкое обоняние. Например, форель по запаху определяет места, где вода хоть чуточку загрязнена, и уходит подальше, в чистую воду. А сомы и другие рыбы по запаху могут узнавать друг друга. Соседа, к которому привыкли, не тронут – а чужака будут прогонять.


Часть 1

1.К какому стилю текста относится данное произведение?

1)художественному

2)научному

3)деловому

2.Какое значение в данном тексте имеет слово  пороги?

1)Брусок между дверью и полом

2)Граница чего-либо

3)Каменистое возвышение речного дна

3.Куда отправляется лосось для метания икры?

1) в океан         3) в реки

2) в море          4) в ручьи

4. Какие препятствия встречаются на пути лосося?

1) загрязнение воды

2) течение реки

3) плотины

5. Какой метод использовали учёные для получения информации о нересте лосося?

1) измерение

2) опыт

3) наблюдение

6. Какой из органов чувств помог лососю найти дорогу в родной ручей?

1) осязание       3) слух

2) обоняние      4) зрение  

7. Какая рыба не водится в загрязнённой воде?

1) форель         3) щука

2) сом             4) окунь

8. В какой книжный сборник можно поместить это произведение?

1) сказки

2) рассказы

3) всё обо всём

Часть 2

9.Составь план к тексту и запиши его.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.Что помогает рыбам преодолевать препятствия на пути к нересту?

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

11.Напиши кратко, какие действия учёные выполнили для проведения эксперимента над рыбами?

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

12.Напиши о том, что получилось в результате действий учёных.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.А что сом определяет по запаху?

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Почему текст назвали «Рыбы-следопыты»?

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ответы

Часть 1

Задания

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант 1

 

2

3

3

2

2

1

2

2

Вариант 2

 

2

3

4

2

2

2

1

3

 

Часть 2

Вариант 1

Задание

 

9

Свободный ответ.

10

Маковки на теремах покривились, разбежались кони из конюшен, все богатыри на землю упали, князь Владимир еле живой стоит, прячется.

11

Свистит по-соловьиному, рычит по-звериному, имеет облик человека, говорит.

12

1, 4, 7.

13

Алёша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка.

14

2      +   Свободный ответ.

Часть 2

Вариант 2

Задание

 

9

Свободный ответ.

10

Упорство и сила.

11

Выловили лососей, пометили метками, у половины рыб ноздри заткнули комочками ваты и выпустили рыб.

12

Рыбы с заткнутыми ноздрями остались там, где их выпустили, остальные нашли дорогу в родной ручей.

13

Сомы по запаху узнают друг друга и чужих.

14

Рыбы по запаху, как следопыты по признакам, могут находить нужное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая диагностика 1 класс

Стартовая диагностика первоклассников (методика И.И. Аргинской)...

"Стартовая диагностика 1 класс"

материалы диагностик...

Стартовая диагностика 1 класс

Задания и оценка заданий стартовой диагностики....

Стартовая диагностика 1 класс

Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курс...

Стартовая диагностика. 1 класс.

Стартовая диагностика. 1 класс....

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ И СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА 1 КЛАСС

Стартовая диагностика поможет учителю 1 класса проверить уровень готовности первоклассников к обучению в школе. Рабочие программы по предметам помогут учителю в полном объеме изучить программный матер...