Открытый урок
план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Татьяна Николаевна Богачева

 

Технологическая карта урока ФГОС Учебный предмет: литературное чтение

Класс:

2 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Л. Ф. Климанова

Тема урока:

Стихи Ф. Тютчева о весне.

Тип урока:

изучение нового материала.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1 2 3 4 5 6 7 I. этап - Речевая разминка.

Постановка целей урока

1. Просит прочитать стихотворение с удивлением, выразительно. Задает вопрос: «Как, по –вашему, оно называется? »

2. Просит выдвинуть предположение о теме урока: «Почему мы начали урок с этого стихотворения? Чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться?»

3. организует беседу, выявляющую представление детей о весне.

4. подводит итог беседы

5.

1. загадывает загадку 2Что здесь написано?» Читают стихотворение по заданию учителя. Выдвигают предположения о названии стихотворения и теме урока. Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя в ходе беседы. Читают справа на лево и тем самым отгадывают фамилию поэта Выделять существенную информацию из стихотворения. И загадки.Выдвигать гипотезу . осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Взаимодействуют с учителем во время беседы. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Контролируют правильность ответов обучающихся. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. принимать и сохранять учебную цель и задачу. Высказывать свое мнение.

II. Этап – работа по теме урока 1. настраивает детей на разговор о Ф. Тютчеве

2. настраивает на прослушивание произведения автора (на фоне музыки читает стихотворение Ф. Тютчева « Зима недаром злится…»)

3. организует беседу по произведению - Какой прием используется в этом стихотворении? - ----- Найдите и прочитайте строки, где поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. - как названа в стихотворении весна? - какое настроение у поэта?

3. организует чтение и обсуждение степени выразительности обучающимися стихотворения в парах : «прочитайте друг другу так, как вы чувствуете это стихотворение». Несколько обучающихся, заранее подготовленных , рассказывают о жизни поэта Участвуют в беседе по сюжету стихотворения Читают выразительно стихотворение друг другу. Извлекать информацию из сказанного Строить речевое высказывание в устной форме Осуществлять анализ объектов поэтического произведения. Весь класс слушает сообщение об автобиографии поэта. Участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме. Умение работать в группе. Слушать друг друга . Понимать на слух сказанное. Уметь формулировать свое мнение. Выразительно читать . Понимать на слух прочитанное. В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста произведения. Самоконтроль выполнения задания Принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль. Физкультминутка Продолжение работы по теме урока

1Организует чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды»

2. организует работу по тексту: «подберите близкие по значению слова к данным словам и выражениям Брег - …Гласят - … молодая весна - …

3. организует беседу по произведению по вопросам 6 – Можно ли услышать шум весенней воды при чтении? Кого называет поэт гонцами? О каком хороводе он говорит? Каким настроением проникнуто стихотворение?

4. организует работу по составлению небольшого рассказа «Я рад(а) весне». Запись его в рабочую тетрадь. Читают выразительно стихотворение Участвуют в беседе по обсуждению Делают обобщающий вывод о смысле стихотворения. Составляют рассказ о весне. Осуществлять анализ объектов поэтического произведения . Участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме. Понимать на слух сказанное. Уметь формулировать свое мнение. Оценивать правильность художественных приемов. Прослушивают свои .рассказы . Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания . Удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений. Принимать и сохранять учебную задачу . Обнаруживать отклонения от эталона. Осуществлять взаимоконтроль. Адекватно воспринимать оценку учителя. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, выделение и осмысление основной идеи текста III. Рефлексия . Итог урока. Вопросы классу: - Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось? Высказывают своё отношение к произведениям. Слушают друг друга. Умение аргументировать своё предложение, находить общее решение. IV. Этап – домашнее задание Объясняет сущность домашнего задания: - Выучить любое стихотворение Ф. Тютчева.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока

Предмет:    Литературное чтение

Класс:2 класс

Тема урока:  Ф. Тютчев  «Зима недаром злится…»

Тип урока:урок открытия нового знания

Цель урока:  формирование образовательных компетенций учащихся (коммуникативных, информационных, рефлексивных) через реализацию работы с художественным словом.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:
  • Воспитание ценностного отношения к учебной деятельности;
  • Воспитания чувства гордости за родной язык;
  • Ориентация на понимания условий успешности учебной деятельности;
  • Воспитание чуткого и бережного отношения к художественному слову.
  1. Метапредметные:

а) регулятивные:

  • Развитие умения работать с информацией;
  • Развитие умения осуществлять поиск, подбор, анализ и синтез информации;
  • Формирование способности подбора доказательств к информации;
  • Развитие операций мышления, сравнения, сопоставления, выделения главного и обобщения информации;
  • Формирование способности формулировать тему и цели урока;
  • Формирование умения строить речевое высказывание.

б) коммуникативные:

  • Формирование умения слушать собеседника;

  • Формировать умение оформлять монологическую и диалогическую речь;
  • Формирование умения активного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • Формирование умения излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

в) предметные:

  • Развитие мышления, памяти, внимания;
  • Развитие умения выбирать средства работы соразмерно целям и задачам урока;
  • Развитие умения анализировать текст;
  • Совершенствование навыка правильного выразительного чтения;
  • Развитие внешней речи.

Оборудование:  иллюстрации по теме «Весна» разного настроения, карточки со знаками-символами «Улыбающееся лицо» и «Грустное лицо», портрет Ф.Тютчева,учебник «Литературное чтение» авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, 2 класс (УМК «Школа России»).

Этапы урока

Цели

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД (универсальные учебные действия)

Оргмомент

  • Проверить готовность к восприятию нового знания

Приветствие. Проверка рабочего места. Посадка.

  • Организует создание рабочей атмосферы
  • Входят в рабочее состояние

Мотивацион-

ный

  • Создать эмоциональный настрой на восприятие нового знания;
  • Провести подготовку к актуализации учебной деятельности и получению нового знания;
  • Стимулировать внутреннюю потребность в получении нового знания (технология «хочу»)
  • Поставить цель урока.

Наглядный метод:

- Рассмотрите выставку иллюстраций

- Какое время года изображено на этих иллюстрациях? (весна)

Словесный метод:

- Что общего в этих изображениях? (одно время года)

- Чем отличаются эти изображения? (разное настроение)

- Подберите карточку со знаком-символом к каждой иллюстрации.

- Почему вы так распределили эти символы? Какие признаки вам помогли понять настроение картины?

- Эти картины помогут нам понять, о чем сегодня мы будем читать.

  • Организует анализ визуальной информации;
  • Организует выделение главного в информации;
  • Подводит к алгоритму оценки информации и подбору доказательств.
  • Воспринимают визуальную информацию;
  • Анализируют и выделяют главное;
  • Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее.

Личностные:

мотивация, осознание смысла (смыслообразование), понимание ценности учебной деятельности.

Регулятивные:

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата), выделение и осознание проблемы, целеполагание.

Коммуникативные:

оформление своей точки зрения в соответствии с задачами в устной форме, планирование учебного сотрудничества с учителем.

Познавательные:

Анализ визуальной информации, выделение главного в информации.

Актуализация и фиксирова-

ниеиндивидуаль-

ногозатруд-

нения в проб-

ном действии

  • Актуализировать знания;
  • Зафиксировать индивидуальное затруднение (технология «надо» и «могу»);
  • Организовать понимание следующих шагов к расширению темы урока;
  • Спланировать логическую цепочку дальнейших учебных действий.

Словесный метод:

- Вспомните стихи о весне, которые мы читали.

- Назовите авторов.

- Прочитайте стихи, которые мы учили.

- По вашему мнению, у кого стихи звучали более выразительно?

- Послушайте стихотворение в лучшем исполнении.

- Какой знак-символ можно присвоить этому стихотворению? Почему вы так считаете?

  • Организует подачу разноуровневого материала;
  • Организует обсуждение информации;
  • Организует выполнение пробного действия;

  • Определяет уровень успешности действия и выявляет типичные ошибки;
  • Организует актуализацию знаний в достижении учебных целей.
  • Демонстрирует уровень знаний;
  • Высказывает свой взгляд на учебную проблему;
  • Обсуждают качества пробного действия;

  • Дают оценку учебной деятельности.

Личностные:

Построение смысла учебной деятельности, мотивация учебной деятельности, смыслообразование, личностная самооценка.

Регулятивные:

контроль в форме соотнесения действия и его результата с эталоном, обнаружение отклонений и отличий от эталона, осознание ранее полученного знания.

Коммуникативные:

организация сотрудничества с учителем и со сверстниками, оформление аргументации и подтверждение своей точки зрения, оценка речевого высказывания.

Познавательные:

смысловой анализ информации, извлечение необходимой информации, структурирование знаний, рефлексия эффективных учебных действий.

Выявление места и причин затруднения

  • Сформулировать затруднение;
  • Зафиксировать затруднение и его причины во внешней речи;
  • Организовать плавное вхождение в тему урока;
  • Организовать дальнейшие учебные действия.

- Эти стихи сейчас звучали о весне. Но сегодня в нашем стихотворении будут звучать слова не только о весне. Догадайтесь, о чем еще?

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.  (зима)

- По каким признакам вы догадались, что это зима?

Словесный метод:

- Да, сегодня мы читаем стихотворение Ф.Тютчева(портрет поэта на доске) о встрече зимы и весны. Много прекрасных стихов написано этим великим поэтом. Он тонко чувствует, понимает природу. Она для него живая и интересная. Всю свою любовь к природе он пытается донести до читателя в своих стихах.

  • Организует фиксацию места затруднения;
  • Выявляет причины затруднения и организует их перевод во внешнюю речь;
  • Организует уточнение темы урока;
  • Ставит проблемный вопрос.
  • Определяют место затруднения;
  • Проговаривают причину затруднения;
  • Формулируют более полное и точное определение темы урока;
  • Отвечают на проблемный вопрос;
  • Приводят доказательства для подтверждения своей точки зрения.

Личностные:

актуализация смысловой ценности темы в учебной деятельности, интерес к художественному слову, эстетическая ориентация.

Регулятивные:

целеполагание, определение последовательности целей соразмерно результату.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой слушать и слышать, разрешение проблемной ситуации и поиск ее решения в сотрудничестве с учителем, построение аргументации своей точки зрения на проблему.

Познавательные:

самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и анализ необходимой информации, преобразование информации в систему аргументов, связывание процесса и результатов учебной деятельности.

Построение проекта выхода из затруднения и открытия нового знания

  • Сформулировать пути достижения цели урока;
  • Выстроить цепь совместных учебных действий;
  • Определить возможные пути выхода из затруднения.

Первичное восприятие стихотворения (эталонное чтение учителя).

- Определите знак-символ этого стихотворения. Почему вы выбрали именно этот символ? Какие слова и выражения помогли вам это понять?

- Понравилось ли вам стихотворение? Что понравилось больше всего?

  • Организует выход из затруднения;
  • Определяет логическую цепь учебных действий;
  • Выдвигает эталон прочтения;
  • Создает эмоциональное восприятие текста.
  • Формирует для себя эталон прочтения;
  • Воспринимает эмоциональное настроение стихотворения;
  • Осуществляет первичный анализ содержания нового знания;
  • Высказывает свой взгляд на проблему.

Личностные:

эмоциональная основа усвоения содержания учебной деятельности, нравственно-оценочное восприятие информации.

Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование результата учебной деятельности, коррекция учебных действий согласно целям, саморегуляция.

Коммуникативные:

активное взаимодействие с учителем в овладении информацией, разделение функций участников взаимодействия, выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выявления их признаков, сравнение признаков, выделение существенного в объекте.

Реализация проекта

  • Организовать осуществление проекта согласно плану;
  • Ввести новое знание во внешнюю речь;
  • Устранить затруднение;
  • Организовать анализ информации и поиск существенных признаков объекта.

Работа с текстом (выборочное чтение):

- Прочитайте первые два четверостишия.

- Почему злится Зима? Докажи это.

- Прочитаем дальше.

- Что делает Зима?

- Что делает Весна?

- Найдите слова, которые описывают действия Зимы…Весны. Сравните эти слова. Какие они?

- Как автор называет Зиму?

- Какая Весна?

- Для поэта Зима и Весна живые. Подтвердите это словами из текста.

  • Организует анализ информации;
  • Организует поиск существенных признаков объекта;
  • Подводит к осознанию главного в информации;
  • Организует выдвижение и доказательство гипотез.
  • Осуществляет анализ текста;
  • Проводит подбор информации согласно поставленным задачам;
  • Высказывает свою гипотезу и доказывает ее;
  • Отрабатывает алгоритм работы с текстом.

Личностные:

Соотнесение событий со своей точкой зрения, выделение эстетических аспектов событий, восприятие содержания объекта исходя из личностных ценностей.

Регулятивные:

составление плана и последовательности учебных действий, прогнозирование результата, смыслообразование, осознание качества усвоения информации.

Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформление своей точки зрения во внешней речи, выдвижение аргумента, организация диалогической речи, постановка вопросов.

Познавательные:

поиск, выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, выбор наиболее эффективного способа решения проблемы, контроль и оценка процесса и результатов учебной деятельности, установление причинно-следственных связей.

Первичное закрепление

  • Организовать усвоение учащимися нового знания;
  • Сформировать логическую цепь учебных действий по оформлению нового знания во внешней речи;
  • Создать алгоритм учебных действий.

Работа с текстом:

- Прочитаем четверостишие. Где надо сделать паузу?

- Какие строки надо читать без остановки в конце строки?

(аналогично разбираем другие четверостишия)

  • Организует постановку проблемы;
  • Задает алгоритм преодоления индивидуального затруднения;
  • Создает условия нахождения путей решения проблемной ситуации;
  • Подводит к глубокому пониманию текста.
  • Осуществляет поиск путей решения проблемы;
  • Определяет главное в информации;
  • Совершенствует технику выразительного чтения.

Личностные:

смыслообразование, осознание значимости результата учебной деятельности, эстетическая ориентация усваиваемой информации.

Регулятивные:

целеполагание, планирование последовательности действий, прогнозирование результата учебной деятельности, контроль корректировка учебных действий, саморегуляция.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, принятие решения и его реализация, постановка вопросов, оформление аргументированного высказывания.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения их признаков, поиск и выделение информации в зависимости от задачи.

Самостоя-

тельная работа

  • Построить логическую цепь учебных действий по усвоению нового знания;
  • Задать алгоритм самостоятельной работы;
  • Организовать проверку и самопроверку.

- Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения, расставляя верно паузы и логические ударения.

- Прочитайте друг другу.

- Понравилось ли чтение? Чем?

  • Организует самостоятельную работу учащихся;
  • Задает алгоритм учебных действий;
  • Ставит проблемный вопрос;
  • Подводит к применению нового знания во внешней речи;
  • Организует проверку и самопроверку.
  • Осуществляет самостоятельную работу по овладению новым знанием;
  • Работает над аспектами выразительности чтения;
  • Решает проблемную ситуацию;
  • Осуществляет проверку и самопроверку.

Личностные:

личностное самоопределение, мотивация учебной деятельности, самооценка.

Регулятивные:

саморегуляция, осознание уже усвоенного и нового знания, контроль и самоконтроль, смысловое чтение как осмысление цели чтения, выбор вида чтения, аргументация выбора, поиск альтернативных способов решения проблемы.

Коммуникативные:

Активное сотрудничество с партнером по учебной деятельности, контроль и коррекция своих действий и действий партнера,

Оформление диалогической речи.

Познавательные:

самостоятельное достижение цели, анализ информации, выявление существенных признаков в объекте, сравнение с эталоном, выявление отклонений от пути достижения конечного результата.

Закрепление нового знания

  • Организовать условия достижения результата;
  • Организовать устранение отклонений от заданного пути достижения результата;
  • Повысить степень усвоения нового знания;
  • Обеспечить включение нового знания в систему знаний.

- Прошу прочитать выразительно тебя…(опрос нескольких учеников).

- Кому лучше удалось передать настроение автора?

- Чье прочтение стало более выразительным и точным?

- Почему вы так считаете?

  • Организует работу для более глубокого усвоения нового знания;
  • Проводит анализ информации;
  • Подводит к выдвижению аргументов;
  • Проводит работу над ошибками и устраняет отклонения от эталона.
  • Осуществляет многократное прочтение стихотворения;
  • Воспринимает текст во внутренней и внешней речи;
  • Проводит сравнительный анализ информации;
  • Устраняет ошибки и отклонения от эталона.

Личностные:

смыслообразование, установка связи мотива и результата учебной деятельности, ориентация на ценностную значимость учебной деятельности.

Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование уровня усвоения знаний, контроль и коррекция реализации плана, сопоставление и определение способа действия в случае возникновения отклонений от эталона,

Коммуникативные:

активное учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия, принятие решения и его реализация, оформление аргументированного высказывания, владение монологической и диалогической речью, произвольное построение речевого высказывания.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов достижения конечного результата, выбор оснований и критериев для сравнения объектов знания, осознанное смысловое чтение в зависимости от цели, синтез и встраивание частей в целое.

Рефлексия учебной деятельности

  • Зафиксировать результата учебной деятельности;
  • Оценить степень успешности овладения новым знанием;
  • Организовать проведение самооценки учащимися.

- Назовите автора, стихотворение которого мы сегодня читали.

- О чем это стихотворение?

- Чем понравилось и запомнилось это стихотворение?

- Какие другие стихи этого автора мы читали?

- Какие стихи о природе вы помните и любите?

- Для вас это стихотворение может стать любимым? Почему?

  • Организует фиксацию нового знания с помощью итоговых вопросов;
  • Встраивает новое знание в систему знаний;
  • Организует самооценку учебной деятельности и конечного результата.
  • Показывает уровень усвоения нового знания;
  • Дает самооценку своей деятельности;
  • Сопоставляет цели и результаты учебной деятельности.

Личностные:

установление связи цели и результата деятельности, личностное самоопределение.

Регулятивные:

Коррекция результатов учебной деятельности, соотнесение способа действия и его результата, саморегуляция в преодолении препятствий.

Коммуникативные:

активное сотрудничество с учителем, аргументирование высказываний, оформления мысли во внешней речи.

Познавательные:

Рефлексия способов учебных действий и их соотнесение познавательным целям, контроль и оценка результатов учебной деятельности, построение логической цепи рассуждений.

МКОУ "Клишинская средняя общеобразовательная школа "

Открытый урок литературного чтения во 2 классе

Тема: «Ф. Тютчев  «Зима недаром злится…»

Учитель: Богачева Т.Н.

2014-2015 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...