3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Грачева Мария Геннадьевна

В.И. Белов "Малька провинилась"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malka_provinilas.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «а»

Тема урока: В.И. Белов «Малька провинилась».

Цели урока: познакомить с произведением В.И. Белова «Малька провинилась»; развивать память, мышление, речь, творческие способности, умения понимать поступки героев;

Планируемые результаты:

         предметные:

  • воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.  
  • продолжать знакомить учащихся с произведениями о природе;
  • учить работать с текстом произведения, читать сказку выразительно.

         личностные: 

  • воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу;
  • расширять кругозор учеников;
  • развивать наблюдательность, внимание, речь детей.

Тип урока: открытие нового знания;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России») 3 класс 2 часть, презентация, раздаточный материал.

Этапы, методы и приёмы

Хронометраж

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Метод – словесный

5 мин.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.


- Ребята, вспомните, что вам было задано? Давайте проведем проверку.

Приветствуют учителя

Воспринимают вопрос, обдумывают, формулируют ответ.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Постановка и решение  учебной задачи

Словесный:

Ответы на вопросы

Актуализация знаний об авторе, его рассказов

Наглядный: рассматривание иллюстрации;

Словесный: Анализируют

Формулируют мысли

Отвечают на вопросы

5 мин.

-Сегодня мы с вами на уроке чтения постараемся перенестись в мир рассказа, который будем читать, при этом мы будем думать, размышлять, слушать и слышать друг друга.

Нам живется легко и просто

Оттого, что своим теплом

Наши бабушки, наши мамы

Согревают наш милый дом.

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

- Что вы цените в своих мамах?

- Да, ребята, именно материнское сердце способно обладать самыми лучшими качествами.

- Давайте с вами вместе назовем качества материнского сердца.

Любовь      Уважение        Нежность

Доброта     Забота              Внимание

Тревога      Ласка               Сочувствие

   

-Каждая мама хочет видеть своего ребенка и добрым, и внимательным, и заботливым, и чутким. А помогают нам стать такими хорошие книги.

-Сегодня мы будем читать рассказ Василия Ивановича Белова «Малька провинилась».

Цель:

  • расширить знания о Ж и Т …  …;
  • познакомиться с произведением …  …  « …  …»;
  • учиться ???  …   «  …      …».

Учащиеся отвечают:

  • расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова;
  • познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;
  • учиться анализировать произведение «Малька провинилась».

Слушают учителя

Анализируют информацию

Анализируют Формулируют ответ

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Анализируют задание

Личностные:

- проявлять интерес  к литературным сказкам;

- желание читать литературные произведения.

Коммуникативные:

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

3. Решение частных учебных задач

Практический, ответы на вопросы по тексту, выборочное чтение, деление текста на части, ответы на вопросы по содержанию частей, деятельностный метод, чтение в парах.

Физ.минутка

 25 мин.

Знакомство с автором В.И.Беловым.

- Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая, матери поднимать четверых младших детей. Из детства, ему запомнились, прежде всего, постоянный голод – и любовь к чтению. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей.

Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81-м году жизни.

- В произведении встретятся новые слова, значение которых нужно уточнить.

Кутенок - щенок собаки

Шельма - мошенник, плут, обманщик.

Блудня - ушедший из родного дома, и вернувшийся после долгих скитаний.

Батявка - от слова тявкать

Шаромыжник - это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

-Рассказ называется «Малька провинилась». Настройте свои сердца на восприятие этого рассказа и, опираясь на название, подумайте, о чем, о ком пойдет речь?  

- Малька, кто это?

- В чем она могла провиниться?

- Сейчас мы прочитаем этот рассказ и посмотрим, удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она могла провиниться.

Дети повторяют за движениями на видео.

Первичное чтение учителем.

- Какие были наши предположения?    

- Подтвердились ли они?

- Кто такая Малька?

- В чем она провинилась? (Малька провинилась в том, что принесла кутят,  и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать)

- Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

- Где стали жить кутята? (Одного кутенка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню)

- Найдите этот отрывок в тексте. Зачитаем его.  

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (Малька испытала чувства огорчения, печали, разочарования, тревоги, страха, отчаяния, волнения, любви, тоски и др.)

- Куда и зачем бегала Малька через день? (Малька бегала в заречную деревню кормить своего щенка)

- Какие препятствия встречались на её пути?

(Первым препятствием была её хозяйка, которая её запирала, не пускала к щенку и ругала её. Второе препятствие - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, Малька пробегала два  километра в деревню и столько же обратно)

- Какой увидел автор Мальву при встрече с ней?

(Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь)

- Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его.  

- Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться  о нем.

- Какое открытие сделал автор? (Он открыл для себя то, что Малька очень хорошая мама)

- Докажите это открытие словами из текста.  

- Как нужно читать эти строки?

- Какие чувства испытал автор? (Автор испытал чувства восхищения, удивления, уважения, восторга, радости за Мальку)

- Чему можно научиться у Мальки? (У собаки Мальки можно научиться  преданности, верности, смелости, упорству и др.)

- Я хочу вернуться к стихотворным строкам, прочитанным в начале урока:

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

-Эти строки перекликаются с главной мыслью рассказа В.Белова?

 Слушают учителя

Анализируют текст

Отвечают на вопросы

Ищут информацию в тексте



Слушают аудиокнигу

Анализируют текст

Отвечают на вопросы

Ищут информацию в тексте

Читают по абзацам

Анализируют текст

Отвечают на вопросы

Ищут информацию в тексте

Слушают

Анализируют текст

Отвечают на вопросы

Ищут информацию в текст

Читают текст

Личностные:

-соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями;

-делать свой нравственный выбор;

-проявлять желание читать сказки.

Познавательные:

- определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение;

Регулятивные:

-выполнять учебное задание.

Коммуникативные:

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

Познавательные:

-работать с текстом произведения:

-описывать героя, его характер и поступки;

-читать сказку выразительно по ролям. 

4. Итог урока.
Рефлексия

Словесный: подводят итоги, вспоминают, анализируют

3 мин.

- С каким рассказом мы познакомились?

- У вас на партах лежат сердечки. Только они бесцветные. Раскрасьте каждый свое сердечко.

- Поднимите раскрашенные вами сердца.

- Почему преобладает красный цвет? Что он означает?  (Это цвет крови, цвет жизни, цвет тепла, цвет солнца)

- Ребята, у меня случайно оказалось сердце…(учитель показывает сердце, раскрашенное черным цветом.)

- О каком человеке говорят, что у него черное сердце? (О злом человеке, у которого в сердце нет места ни любви, ни заботе, ни сочувствию.)

- С какими людьми вам приходилось чаще встречаться в жизни?

Домашнее задание: с. 68-70, читать, отвечать на вопросы.

Подводят итоги, формулируют свои мысли, отвечают на вопросы

Оценивают свою работу на уроке, оценивают свои знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" 3 класс...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Малька провинилась" Школа России

Технологическая карта урока по литературному чтениюЦель: познакомить учащихся с писателем В. И. Беловым и его произведением «Малька провинилась».Планируемые результаты:предметные: научатся выделять в ...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Мышонок Пик" Школа России

Технологическая карта урокаЦель: познакомить с творчеством В.В. Бианки и с его произведением «Мышонок Пик»,  развивать навыки беглого,  выразительного чтения, учить ориентироваться в тексте,...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ещё про Мальку" Школа России

Технологическая карта урокаЦель урока: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; развивать воображение, связную речь, навыки вы...

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Листопадничек" Школа России

Технологическая карта урокаТема: И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Цели деятельности учителя: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе из...