Конспект урока литературное чтение. Драгунский. Он живой и светится. 3 класс . УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению на тему

Павликова Елизавета Алексеевна

Конспект урока литературное чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dragunskiy_-_on_zhivoy_i_svetitsya_-_kopiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3а

Тема: В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»;учить понимать ценность человеческих отношений; осознавать любовь к матери; учить объяснять смысл названия рассказа.

Планируемые результаты:

-предметные: объяснять смысл названия рассказа; понимать смысл поступков героя произведения.

-личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; понимать ценность человеческих отношений, осознавать любовь к матери.

Тип урока: изучение нового материала;

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» (УМК «Школа России»), презентация, вопросы.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин.

Приготовьтесь к уроку,садитесь.

 Повернитесь к соседу лицом и улыбнитесь ему, пожелав хорошей работы.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Словесный:

Слово учителя.

Практический:

Артикуляционное упражнение

9 мин.

1)        Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. (“Люби живое").

– О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей  и животных, о бережном отношении к живой природе.)

– Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Капалуха”).

- Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).

-Кто может вспомнить о чём это произведение? ( О ребятах которые нашли гнездо ).

2) Ребята сейчас на слайде вы увидите буквы, из этих букв нужно составить фамилию писателя, с которым мы сегодня познакомимся.

-Кто догадается, поднимет руку и скажет мне на ушко.

Учитель проходит по ученикам, выслушивая их варианты.

-Прочитаем хором, что получилось.

Дети читают «Драгунский»

-Молодцы! Сегодня мы познакомимся с произведением Виктора Юзефовича Драгунского.

На слайде открывается запись Драгунский Виктор Юзефович, 1913 – 1972гг.

-Но прежде давайте послушаем не большой рассказ.

Один человек, увидев светлячка, погнался за ним в надежде обладать ярким его светом. Однако чем быстрее он бежал, тем дальше становился от него светлячок.

Наконец он поймал его, но светлячок погас.

А человек оказался во тьме, которая ,словно тяжелое бремя, раздавила и сокрушила его. И он , словно слепой, лежал на черной земле и не знал куда податься.

Другой человек, имея яркого светлячка , хотел понять причину его света. И для этого он произвел множество разысканий и исследований.

А про светлячка забыл.

Когда он стал искать его на том месте, где он его уже много лет назад оставил, светлячка не было. Светлячок ушел, оставив человека , а человек остался без света навсегда.

Был еще один , у которого ничего не было . Даже ума. И все смеялись над ним . И указывали пальцами. И он , зная о своем абсолютном незнании, был сокрушен и раздавлен .

И когда ему было особенно страшно и грустно и мрачно , маленький светлячок тихо и незримо осиял его сердце невыразимым сиянием.

И ему вдруг стало весело и безмятежно. Наслаждаясь невидимым присутствием светлячка , он сам уже светился радостным и добрым светом, и , разливаясь вокруг , раздаривал себя налево и направо, совершенно безвозмездно , ликующе, без всякого основания.

- Как вы думаете, ребята, о каком животном мы сегодня будем с вами говорить?  ( светлячке ).

- Правильно, ребята, тема нашего урока: «Он живой и светится» .

Слушать учителя; отвечать на вопросы;

Вопросы;

Смотрят на доску; выполнять задание учителя;

Слушать учителя;

Определять цели и пути их достижения.

Отвечать на вопросы;

Р: принимать и сохранять уч. задачу

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Практический:

Комбинированное чтение;

Практический:

Беседа по тексту;

12 мин.

- Ребята, сейчас мы с вами прочитаем этот рассказ. Он большой по объему. Я начну, а вы следите и внимательно слушаете. Я могу спросить любого. Откройте учебники на стр.102                           Начинаем читать.                                                

(Чтение рассказа хорошо читающими учениками)

-Можно ли назвать Дениску и Мишку друзьями? (да).

-Возможны ли между ними дружеские отношения? ( да или нет).

-Каким был святлечек?

-Как светлячок оказался у Дениски?

-Чем этот светлячок понравился Дениске?

-Как Дениска объяснил маме, что светлячок лучше, чем самосвал?

-Как Мишка уговаривал друга, чтоб он отдал самосвал?

Отвечать на вопросы.

Читать бегло, правильно и выразительно .

Анализировать рассказ.

П: строят речевое высказывания

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников;

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка

1-2 мин.

Выполняйте за мной движения.

Повторять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Комбинированное чтение

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Работа над характеристикой

героя

12 мин.

-Ребята кому из вас встретились не знакомые слова в тексте?

-Ребята давайте разделим текст на части.

Сейчас поработаем в группах. Делимся 1-ый ряд, 2-ой ряд, 3-ий ряд.

1-ый ряд слушает своё задание. У вас на столе лежат вопросы, на которые нужно ответить и выбрать отвечающего.

-Как чувствовал себя Дениска? Как относился к опозданию мамы?

-Какое чувство испытывали, когда читали эту часть? Что узнали о Дениске?

-Как можно озаглавить эту часть?  Что в ней главное?

2-ой ряд слушает своё задание. На столе лежат вопросы, на которые нужно ответить и выбрать 2-ух отвечающих.

-О чём рассказывается в этой части?

-Почему Дениска не хотел меняться? Он жадный?

-Найти описание душевного состояние Дениски.

-Какой характер у Мишки?

-Озаглавьте эту часть.

3-ий ряд слушает своё задание. На столе лежат вопросы, на которые нужно ответить и выбрать отвечающих.

-Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка?

-Равноценен ли обмен?

-Найти описание чувств Дениски, когда он получил подарок.

-Почему автор рассказывает историю от имени героя?

-Озаглавьте эту часть.

Ребята у нас с вами осталась ещё одна часть, давайте вместе ответим на вопросы.  Смотрим на слайд и читаем вопросы.

-Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал?  Как это характеризует маму?

-Считала ли мама этот обмен равноценным? Найдите в тексте.

-Как теперь можно объяснить смысл заглавия рассказала?

Давайте запишем план рассказа в тетрадь.

Итак, все молодцы все справились с заданием. Можно поставить 5.                                    

– А зачем Виктор Юзефович сочинил этот рассказ? (Показать на примере этого героя – что живой предмет гораздо важней не живого.)

Отвечать на вопросы.

Делить текст на части; доказывать свою точку зрения.

Работать в группах;

Отвечать на вопросы и анализировать свой ответ.

Анализировать рассказ.

Работа в группах;

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

- За что вы сегодня можете себя похвалить?

-Возможна ли дружба между такими ребятами?

-Итак, ребята, вы молодцы, спасибо за работу!

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание,осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения А.Л. Барто «Веревочка» 2 класс Школа России

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2Тема урока: А.Л. Барто «Веревочка»Цели урока:- ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто;- развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения;П...

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Волшебное слово" В. Осеева. 2 класс "Школа России"...

Конспект урока "В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока литературного чтения Н.Носов "Федина задача" 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Федина задача», совершенствование навыка выразительного чтения. Планируемые р...

Конспект урока литературного чтения Н. Н. Носов «Телефон» 3 класс Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя Н.Н. Носова и с рассказом «Телефон», формирование умения анализировать текст Планируемые результат...