урок литературного чтения во 2 классе по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Пашина Наталья Александровна

Структура урока соответствует жанру изучаемого произведения, его размерам, теме читаемого произведения. На уроке реализовывался познавательно – образовательный аспект. Дети знакомились с нравственными представлениями русского народа, воплощёнными в сказке А.С.Пушкина. У детей формировалось  умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения. Для характеристики главных героев сказки использовался  прием  сравнения, сопоставления, где сравнивались старик и старуха, поведение рыбки, а также был рассмотрен момент влияния природной стихии (моря) на поведение героев, их основные черты характера. На уроке ребята также учились сопоставлять народную сказку с литературной, вычленяя основные составляющие народной сказки и отыскивая их в сказке А.С.Пушкина. Давая характеристику героям, дети используют в своей речи изобразительные средства  создания образов в сказке – эпитеты, олицетворения. Во время урока также реализовывался развивающий  аспект. Развитие речи учащихся прослеживалось, начиная с самого первого этапа урока, дети высказывали свои мнения при сравнении героя с другими героями, при определении настроения  рыбки, моря. Речь учащихся пополнялась  за счет знакомства  с устаревшей лексикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Система образов в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

          (2 урок)

Цели: Познакомить с нравственными представлениями русского народа, воплощёнными в сказке А.С.Пушкина; развивать умение анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения; обогащать и развивать устную речь учащихся; воспитывать доброту, благородство, умение держать данное слово.

 

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, высказывание поэта «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»,  главные образы сказки и их типичные черты, презентация, компьютер, иллюстрации к сказке, выполненные ребятами, карточки-опоры «Основные черты народной сказки»

                                                             

                                                          Ход урока.

1.Организационный момент.

А) речевая разминка:

- произнесите звуки О, И, ОУ…

- упражнение на постановку дыхания:

       Как пыхтит тесто?  «Пых-пых-пых»

       Как шипит гусь?     «Ш-Ш-ш…»

       Как жужжат насекомые?  «Ж-Ж-Ж…»

       Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.   «Ф-Ф-ф…»

2.Сообщение цели урока.

       Сегодня наш класс превратился в картинную галерею, и я думаю, наши гости догадались, с каким произведением мы познакомились на уроке чтения. Давайте напомним, как оно называется,  и кто его написал. («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин)                                                                                   Слайд 2.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.С.Пушкина:

                     «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»

                                     Попробуем вместе секрет разгадать,

                                     Что автор сей сказкой стремился сказать.

- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Сегодня мы поговорим о героях сказки и о том, чему учит нас эта сказка)

3. Подготовка к восприятию.

Но сначала мне бы хотелось проверить, как внимательно вы читали сказку дома. Проведём игру.

В игре принимают участие 3 команды.

1 ряд  - команда Старика

2 ряд – команда Старухи

3 ряд – команда Рыбки

Каждая команда по очереди «вылавливает» золотую рыбку («рыбки» размещены на доске) и отвечает на вопрос, который записан на обороте рыбки.                       Слайд 3-4

- Где жили старик и старуха? (у самого синего моря…)

- Что забрасывал старик в море? (невод)

- С чем пришёл невод в первый раз?

- С чем пришёл невод во 2 раз?

- Сколько лет рыбачил старик?

- Как обращается к старику рыбка? (старче)

- В чём стояла старуха-дворянка на крыльце? (душегрейка, кичка)

- Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей?

- Что ела за столом старуха-царица? (пряник печатный)

-  Куда отправила старуха-дворянка старика работать?

- Как встретила старика старуха-царица?

Молодцы, вы внимательно читали сказку.

«Сказка о рыбаке и рыбке» - народная или литературная? (Литературная, т.к.  у неё есть автор А.С.Пушкин)

Но мы знаем, что Пушкин записывал  народные песни и сказки со слов няни Арины Родионовны и во время поездок по России.

 - Есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (докажите свой ответ).

 Дети, пользуясь памяткой, работают в парах: Зачин, концовка…

                             - Какие волшебные превращения происходят в сказке?

                             - Есть ли в сказке повторения ?

                              -Кто в сказке волшебный помощник?

                               -А вот кто главные герои в нашей сказке и какие они- положительные или отрицательные- и какой у каждого характер попробуем разобраться.

4. Работа над новым материалом по теме урока.

Дома вы внимательно перечитывали сказку и должны были понаблюдать, как на протяжении всей сказки меняется характер и поведение героя или не меняется.

Работа над образом «старухи».

Образ Старухи                                                                                       Слайд 5

- Какой в начале сказки мы видим старуху?

- А что случилось потом? ( с каждой новой просьбой она менялась, становилась более капризной, своенравной.)

- Можно ли назвать её жадной? (докажите)

 Выберите, какие слова наиболее точно определяют характер старухи?

Сварливый  неуживчивый  злобный  жадный   властный  

 

Работа над образом «старика»

Образ Старика

- Каким мы видим старика в начале сказки?(трудолюбивый, добрый, честный, покладистый, скромный, вежливый)

- Почему старик ничего не попросил у рыбки взамен? (добрый, бескорыстный)

- Зачем он обо всём рассказал старухе? (исполнительный, покладистый, покорный)

- Почему старик не отказался ходить к морю и не загадал желание для себя? (он был покорный, привык подчиняться старухе, не любил ссориться, ругаться.)

Кроткий  добрый   покорный  бескорыстный  мягкий  податливый  безропотный

Работа с учебником.

- Сколько раз забрасывал старик невод?                                             Слайд 6

Найдите фрагменты общения старика с рыбкой. Что вы заметили?(Выделены жёлтым цветом) Как вы думаете почему? (это разговор старика с рыбкой)

Сколько их ? (6) Давайте их прочитаем (Выразительное чтение)

- Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи? (Стыд, вина, растерянность)

- Чем эти отрывки похожи и чем отличаются? (Слова и действия старика и рыбки одни и те же, а просьбы разные)

Работа над образом «рыбки»

Рыбка.                                                                                                      Слайд 7

-Что вы можете сказать о рыбке, какая она? (золотая, непростая, добрая,

 отзывчивая)

- Почему рыбка выполняла все просьбы старика? (жалела старика, была ему благодарна за своё спасение)

- Почему рыбка не выполнила последнюю просьбу? (Милость небезгранична, ушла, положив тем самым конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море)

                      Физкультминутка:  Рыбки плавали, ныряли

                                                        В чистой, тёпленькой воде.

                                                        То согнутся,  разогнутся

                                                        То зароются в песке.

- Назовите главных героев сказки. Но в сказке есть и ещё один главный герой. Вы не догадываетесь, кто это? Его вы узнаете, разгадав кроссворд устаревших слов русского языка, которые использовал Пушкин в своей сказке.

А) крытое углубление в земле, вырытое для жилья, в котором жили старик и старуха

Б) что хотела заплатить рыбка, чтобы старик освободил её?

В) Как называли на Руси глупого, несообразительного человека?

Г) Ядовитое растение с лилово-жёлтыми цветами и дурманящим запахом?

                                                      МОРЕ

- Почему море можно назвать героем сказки?  (  Выражает эмоции, показывает характер, своё отношение к происходящему, реагирует, как живое существо, море выражает настроение рыбки)

- Как море показывает своё отношение к происходящему? (меняется цвет моря)

(Работа в парах с кружочками ( у детей конверты с кружочками 4 цветов: голубого, синего, фиолетового, чёрного) – показать, как меняется цвет моря)

5. Выборочное чтение.                                                                         Слайд 8

- Что попросила старуха в первый раз? (корыто)      (  Кому трудно ориентироваться в тексте - пользуются памяткой)

-Прочитайте, как Пушкин описал море, к которому пришёл старик.

- что во 2 раз захотелось старухе? (избу)

- Как изменилось море? (помутилось синее море. Но красоту свою природную не изменило, осталось синим)

- Не успокоилась старуха. Что теперь ей надо?

  (чтение по ролям: автор, старуха, старик, рыбка) Стр.118-119.

- Не спокойно  встретило море старика в 3 раз. Знать ведало оно, что речь пойдёт о том, с чем нельзя согласиться. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле раскололось, или изба вместо землянки – это одно, но быть старухе столбовой дворянкой  - нельзя. И море даёт об этом знак старику.

- Кем теперь захотела стать старуха? (вольной царицей)

-Как старик пытается усовестить старуху? (с.120 зачитайте)

- Как встретило старика море? (почернело)

- всё беспокойнее становится море. И вот старуха хочет быть владычицей морскою, а золотая рыбка должна быть у неё на посылках. Что увидел старик на море? (Море превратилось в грозную стихию, от которой нет пощады никому)

Сдержанная, спокойная рыбка ничего не сказала, лишь хвостом  по воде плеснула и и ушла в глубокое море. Как закончилась сказка?

- Почему старуха осталась у разбитого корыта?                              Слайд 9

(Как бы высоко не вознеслась старуха, но как во всех сказках «добро побеждает зло», так и здесь сказка завершается поучительной картиной- превращает старуху из царицы в крестьянку. Это наказание за жадность.

6. Итог урока.

Вновь возвращаемся к словам поэта «Сказка….»

Какой же урок преподал нам  А.С.Пушкин?  (Как плохо быть жадным, если ты жадный, ты можешь потерять всё)

Как вы понимаете значение этих пословиц?                                    Слайд 10

7. Рефлексия. Кто чувствовал себя на уроке комфортно и уверенно, кто понял, чем мы сегодня занимались, кому это было интересно, поднимите кружок голубого цвета, а кто чувствовал себя неуверенно – фиолетовый кружок.

8.Домашнее задание (дети выбирают то задание, которое им по силам и нравится)

   Почему Пушкин назвал сказку « Сказка о рыбаке и рыбке»?

   Подобрать пословицы, характеризующие поведение героев.

   Нарисовать свою волшебную рыбку и написать на ней своё  желание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...

Урок литературного чтения 2 класс Тема: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Данный урок является первым уроком в теме «Сказки зарубежных писателей». Он относится к урокам изучающего чтения и направлен на полноценное восприятие произведения на уровне усвоения его главной мысли...

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация

Конспект урока литературного чтения по теме : "Авторская сказка А.С. Пушкин. «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»" + презентация...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" Характеристика положительных и отрицательных героев.

Презентация к уроку литературного чтения 4 класс ШР "Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкин. Характеристика положительных и отрицательных героев....

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....