Конспект урока "Матушка - Весна всем людям красна"
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему
Конспект интегрированного урока по внеклассному чтению и ИЗО 4 класс + презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bahareva_urok.docx | 28.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Матушка – Весна всем людям красна».
Интегрированный урок по внеклассному чтению и ИЗО.
Цели: раскрыть богатство русского фольклора;
закрепить имеющиеся знания о жанрах устного народного творчества, расширить представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства;
обогатить речь учащихся;
прививать любовь к народно-поэтическому творчеству и истории русской народной культуры.
Ход урока.
Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них и поздоровайтесь. Теперь садитесь на свои места.
Мотивация
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
-Сегодня наш урок проходит в очень интересном месте – в музее. Мы с вами здесь были на экскурсии. Как этот музей называется? (Музей крестьянского быта).
(Слайд весна)
Сейчас я вам загадаю загадку, отгадайте ее.
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это что за время года?
(Весна)
- Верно. Скоро наступит весна. Какие изменения произойдут в природе?
(Слайд изменения в природе)
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить?
(О весне)
- Правильно, о весне.
-Я начала урок с загадки. К какому жанру относятся загадки?
(Устное народное творчество)
- Кто является создателем загадок?
(Народ)
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?
(Сказки, пословицы, поговорки, народные песни, скороговорки, частушки)
(Слайд устное народно творчество)
(Слайд Чернышевский)
- А вот русский писатель Николай Гаврилович Чернышевский устное народное творчество назвал еще более емким понятием – народная поэзия и утверждал: «Народная поэзия мила для всякого, кто любит свой народ. А не любить своего родного невозможно. И мне хочется сказать, что великая любовь к народным песням, сказкам, былинным богатырям заполняет наши сердца с детских лет, проходя через всю жизнь до самой глубокой старости».
- Как вы понимаете эти слова?
- Вам на дом было задано задание найти пословицы о весне. Какие же пословицы о весне вы знаете?
(Смысл пословиц)
- А теперь давайте с вами попробуем составить пословицы, работая в группах. Та группа, которая быстрее справится с заданием, поднимает цветочек.
- Работаем дружно, помним о правилах работы в группах.
Увидел грача - … … весну встречай.
На шесте скворец, … …он весне гонец.
Увидел скворца - … …весна у крыльца.
Сколько проталинок - … …столько и жаворонков.
Грач на горе, … …так и весна на дворе.
(Дети выходят к доске и прикрепляют полученные пословицы)
- Ребята, вы много назвали жанров у устного народного творчества. Но есть еще один вид. Может кто-то знает о нем? Раньше с помощью этого люди уговаривали природу, упрашивали сделать так, как надо человеку.
(Слайд со стихом)
-Давайте прочитаем с вами хором стихотворение:
Весна, Весна красная!
Приди к нам с радостью, с радостью
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
- На что похоже это стихотворение, которое зовет и приглашает весну?
-Какое название вы дали бы этому жанру устного народного творчества?
- А теперь давайте с вами послушаем, как закликивают весну.
(Прослушивание голосовое заклички)
(Слайд с птицами)
- Какие птицы прилетают весной?
- Вспомните пословицы, которые вы сегодня собирали в группах.
- Но больше всего люди любили звонкого певца, который своим переливистыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Что это за птичка? Отгадайте загадку:
(Слайд с жаворонком)
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
(Жаворонок)
- Послушайте, как поет жаворонок.
(Запись пения жаворонка)
Учитель ИЗО:
- 22 марта на Руси отмечался праздник «Жаворонки». Еще этот праздник имеет другое название «Сороки».
(Слайд жаворонки печеные)
- Накануне женщины месят тесто, пекут сорок шариков и печенье «жаворонков». С «жаворонками» бежали на улицу на возвышенное место и начинали закликать жаворонков, а с ними весну. «Птичек» обычно съедали, а головки отдавали матери с пожеланиями богатого урожая. Обязательно надо было покормить жаворонков, поэтому часть испеченных жаворонков крошили на дорожки.
(Слайд дети)
- Деревня в этот день была полна песен, криков, смеха. Ребятишки бегали, закликали весну, свистели в свистульки.
Учитель начальных классов:
(Слайд экскурсия)
- Мы с вами во 2 классе ездили на экскурсию в село Романово. Там мы с вами изготавливали из глины птичек – свистульки. Помните? Может у вас даже дома, и сохранились эти птички. Посмотрите на свистульки, которые есть в нашем музее. Такие же свистульки мы делали с вами в Романово.
(Слайд глиняные свистульки)
Учитель ИЗО:
(Слайд образы птиц)
-Образ птицы всегда привлекал людей и находил отражение в разных видах народного творчества.
(Слайд щепная птица)
- Посмотрите! Какая красивая - эта щепная птица народного мастера А. Петухова из с. Волошки Архангельской области.
- В народе издавна считали, что своим громким щебетом птицы прогоняли с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье.
(Слайд Хохломских птиц)
-Народные умельцы Хохломы
(Слайд птиц гжели)
и Гжели расписывали предметы быта, изображая на них сказочных птиц.
Учитель ИЗО:
Объяснение задания.
- Как говорит нам одна пословица — «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Пока мы с вами ждём настоящих птиц, давайте смастерим своих бумажных! Сделаем, их мы из бумаги и украсим ими наше весеннее панно. А кто из вас знает, что такое панно?
(Панно - это картина, предназначенная для украшения стены).
- Значит, наша работа сможет украсить наш класс. А чтобы не стыдно было повесить на стену это панно, мы украсим его красивыми, яркими птицами.
- Для выполнения этой работы нам понадобится цветная бумага и ножницы.
Физкультминутка:
Птицы летят
Крыльями шумят
Прогнулись над землей,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
И очень бесшумно
На место садятся.
(Слайд с правилами)
Инструктаж по технике безопасности.
- Давайте перед выполнением работы вспомним:
- как правильно обращаться с ножницами;
- как правильно держать бумагу при вырезании;
- для чего нам нужны лоточки.
(Слайд с этапами)
Этапы практической работы:
- Лист цветной бумаги складываем пополам вдоль.
- На нём прорисовываем очертания головы, туловища и хвоста птицы.
- Вырезаем половинку птички из сложенного листа. Линия сгиба попадает на центральную ось. При разворачивании птичка оказывается целой.
- Из второго куска бумаги делаем крылья птички. Сворачиваем лист бумаги гармошкой.
- Делаем горизонтальную прорезь в туловище птички и вставляем в нее гармошку.
- Нарисовать глазик.
- Вы можете пофантазировать и украсить завитыми полосками цветной бумаги и сделать разных птиц.
Практическая работа.
(Слайд поэтапное выполнение птицы из бумаги)
Учитель демонстрирует приёмы вырезания птицы из бумаги, совмещая приёмы складывания и вырезания. Дети смотрят, внимательно слушают и выполняют за ним. Детали учащиеся приклеивают самостоятельно.
Во время выполнения работы звучит приглушённая музыка.
- Работа по изготовления птичек окончена, а теперь что бы весна пришла и в наш класс, что по древнему обычаю мы должны сейчас сделать?
(Произнести заклички)
- Правильно мы должны звать-закликать весну!
Дети выходят к доске с птичками на руках и произносят заклички.
Заклички:
1 ученик:
Жаворонки,
Жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое,
Унесите от нас
Зиму холодную;
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги
Отморозила.
2ученик:
Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье.
Второе — овечье,
Третье — человечье.
3 ученик:
Жавороночки,
Прилетите к нам!
Принесите нам
Теплу лётушку!
Нам зима-то надоела,
Весь хлебушек поела,
И соломку подбрала,
И мякину подмела.
(Слайд с перелетными птицами)
- А теперь посмотрите, как птицы после закличек слетаются в наше панно.
Учащиеся сами вывешивают своих птиц на панно.
Подведение итогов.
-Вот и к нам прилетели птички. Послушайте их пение
( Звучит пение птиц)
Рефлексия и итоги урока.
- Ребята, какое замечательное панно у нас получились! Замечательные птицы – яркие, нежные, красивые! Как настоящие — невероятно сильные, способные выдержать тысячи километров перелёта, и в то же время очень хрупкие и ранимые, нуждающиеся в нашей с вами помощи и заботе.
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
- О чем вы расскажите родителям, друзьям?
- Ребята, а можно ли такую красоту увидеть в окружающем мире по - настоящему?
- А что нужно делать, чтобы сохранить её?
- Верно, если всё это мы будем выполнять, то окружающий нас мир будет прекрасным.
Закончить наш урок я хочу стихотворением В. Викулова.
(Слайд стих)
О, человек! Природа - мать ни рек и ни морей
От глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых небес.
Цени её доверие, природы!
Не обмани его!
И в тёмный лес входи, как в храм под мраморные своды.
-Урок окончен, уборка рабочего места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Доброта нужна всем людям"
Цель: привитие любви к ближнему; уважения к старшему поколению. Оборудование: плакаты: «Доброта нужна всем людям».«Щедрое д...
Устный журнал "Пословица всем людям помощница"
Пословица-это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам....
Презентация к уроку чтения для учащихся 2 - 4 классов VIII вида "Матушка весна всем красна". Загадки.
Презентация к урокам чтения "Матушка весна всем красна. Загадки" для 2 - 4 класса коррекционной школы VIII вида разработана для учащихся,обучающихся на индивидуальном обучении по индивидуальному ...
Конспект урока "Весна-красна" (предмет "Развитие речи и окружающий мир")
Цель урока - обобщить и систематизировать знания о весне....
Конспект урока "Весна-красна" (предмет "Развитие речи и окружающий мир")
Цель урока - дать знания на уровне представлений о весне....
Конспект урока "Весна-красна" (предмет "Развитие речи и окружающий мир")
Цель урока - дать знания на уровне представлений о весне...
Весна.Труд людей весной.
Труд людей весной....