План-конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кравченко Наталья Витальевна

В.Осеева "Сыновья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.oseeva_synovya.docx46.39 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект по литературному чтению

Программа: «Начальная школа 21 века», 2 класс, Ефросинина Л.А.

Тема урока: В.Осеева «Сыновья».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с творчеством В.Осеевой, рассказом «Сыновья»

Задачи:

Предметные – способствовать развитию умения выделять главную мысль произведения, давать  полную характеристику персонажам расширению представления об особенностях  данного литературного жанра; обучению анализу художественного произведения с эстетических позиций; усвоению литературоведческих знаний;  развитию речевой культуры учащихся; связной речи; выразительности чтения; творческих способностей; эмоционально – ценностному отношению к действительности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД – содействовать проявлению своего отношения к произведению, оцениванию своей  учебной деятельности;  эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев;

осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала, ценности совместной деятельности; способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.

Метапредметные задачи – содействовать формированию УУД

  1. Регулятивных - принимать и сохранять учебную задачу; принимать установленные правила  с текстом, работать со словарём учебника; проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий; выполнять самостоятельную работу в тетрадях по литературному чтению.
  2. Коммуникативных - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
  3. Познавательных – совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения; умение подробно пересказывать.

Оборудование: учебник и учебная хрестоматия: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 2 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012 г. Рабочие тетради: Ефросиниа, Л.А, презентация к уроку.

Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы работы

1.Орг.момент

2мин

1.Проверяет готовность к уроку

-Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на серьёзную работу. Повторяйте за мной слова:

Я спокойный и собранный.
Я буду внимательно читать и слушать.
Я буду активным на уроке.

2.Речевая разминка

– Чтобы хорошо и правильно читать, приготовим наш речевой аппарат.

1) Чтение гласных на правильном дыхании:

______ вдох  
а о у ы и           
______ выдох

2) очень часто встречается звук «с» отрабатываем его на скороговорке:

Вез Сеня Саню с Соней на санках.
Санки скок Сеню с ног, Саню в бок.
Слайд 2
(учитель, хором медленно, быстрее, 1 ученик).

Сообщают о готовности

2.Проверка домашнего задания

8мин

-Ребята, кто подскажет какое было домашнее задание?

- Верно, дома вы готовили подробный пересказ двух текстов: Е.Пермяка «Случай с кошельком» и С.Аксакова «Моя сестра».

- Рассказывайте так, как написал автор. Старайтесь не пропускать слова. Голосом передавайте отношение сестры к брату и во втором тексте – отношение брата к сестре.

- Какова основная мысль рассказа «Случай с кошельком»? Найдите и прочитайте предложение в тексте («Так ведь быть честным – это твоя обязанность, а не заслуга».)

- Молодцы! Справились с домашним заданием.

Подробно

пересказывают

Ответ учащегося

3. Подготовительная работа перед чтением художественного текста

12мин

Название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, вы узнаете, если разгадаете ребус Слайд 3

                       ,       ,

http://arstyle.org/uploads/posts/2009-08/1249369693_cheese07.jpg           http://www.illustrationsof.com/royalty-free-nose-clipart-illustration-11414.jpg [ в, й, а](Сыновья)

- Пользуясь содержанием в конце учебной книги, определите кто автор произведения и найдите это произведение в учебнике. Какая страница? (79) Кто знает, как зовут этого автора? Знаком ли он вам?

1) Задачи урока

Давайте определим задачи нашего урока. Посмотрите на доску, на ней вы видите опорные слова, опираясь на них, давайте определим задачи.

1. Узнать о творчестве …(В.Осеевой)

2. Познакомиться с содержанием текста … (Сыновья)

3. Научиться …(правильно и выразительно читать текст, научиться понимать содержание текста, определять тему произведения, определять идею или основную мысль, отвечать на вопросы по содержанию - стр. 80, работать с пословицей) Слайд 4

2) Рассказ о творчестве автора

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, но эта мечта её не осуществилась, она 16 лет работала воспитателем в детской коммуне для беспризорников. В свободное время она сочиняла стихи, сказки, короткие рассказы. Все произведения Осеевой имеют поучительный характер. Они учат детей доброте, смелости, чувству справедливости, любви к Родине и уважению к семье, показывают как правильно поступить.

Работа с текстом 1 этап до чтения

1.Работа с заголовком.
– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто герои рассказа?
2.
 Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию к тексту. Предположите, о чём будет рассказ?

3. Словарная работа( слайд 5) 

- В тексте встретятся слова, которые требуют нашего внимания. Прочитайте их шёпотом орфографически. А потом прочитаем вслух орфоэпически, с нужным ударением.

Формулируют тему, цель,

задачи урока

от – дох – нуть

ку – выр – ка – ет – ся

спра – ши – ва – ют

о-ста–нав–ли–ва-ют-ся

Работа с содержани ем учебника

Парная работа

Рассказ учителя

Учебник с.79-80

Фронтальная

Групповая

4. Первичное чтение текста

5мин

- Мы предположили, о чём пойдёт речь, теперь давайте проверим, правильно ли мы догадались. Примите позу читателя и помните, что, когда читаешь, надо думать, представлять, переживать, понимать, запоминать.

- Чтение рассказа учителем и учащимися до слов : «Ну что? Каковы наши сыновья?»

- Как вы думаете, что ответил старик?

Учитель дочитывает рассказ.

Словарная работа (выполняется по ходу чтения).   

(Что значит: ловок да силен, никто с ним не сладит?)

(Что обозначают эти слова: поёт, как соловей?)

Работа с учебником с.79-80

5.Беседа после первичного чтения

2мин

- Какие чувства вызывало у вас это произведение?

-  Кто главные герои рассказа?

- Кто понравился больше и почему?

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

6.Работа с текстом произведения (аналитическое чтение).

5мин

Вы хорошо поняли, о чем произведение. Будем ли  его перечитывать?

- Если будем, то зачем? (Вдруг мы упустили что-то важное, будем искать ключевые слова, отрабатывать выразительность).

- Прочитайте рассказ самостоятельно, подумайте над характером каждого героя, над тем с какой интонацией будете читать их слова. 

Задание перед чтением: Подумайте, на какие части можно разделить этот рассказ.

План.

Разговор у колодца.

Встреча с детьми.

Мудрый старик.

Составление плана

7.Физминутка

Выполняется учащимся(Мозговая гимнастика)

8.Анализ произведения

8мин

1.Выборочное чтение.

-Что говорила о своём сыне первая женщина? Прочитайте.

-Видим ли мы заботу о маме первого сына?

-Что говорила о своём сыне вторая женщина? Прочитайте.

-Заботится ли о маме второй сын?

- А третья мама что сказала? Прочитайте.

- О чём говорит поступок третьего сына?

- Почему старичок увидел одного сына? Кто, по его мнению, настоящий сын?

2. Работа над иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию на стр.76. Прочитайте отрывок, который изобразил художник.

 3. Беседа о прочитанном.

- А что же самого главного не сделали 2 первых мальчика?  Почему же мамы их так хвалят?

- Ребята, мамы все очень добры к своим детям, они гордятся успехами своих детей, даже тогда, когда им самим тяжело, они этого не замечают, потому что в этот момент не думают о себе.

- А о ком думали 2 первых мальчика?

Может быть, 3-й мальчик тоже умеет петь ли даже играть на музыкальном инструменте.

Но он просто не показывает это всем.

4.Работа в РТ: Обсуждение образов героев (работа в парах)

1. Как говорили две матери о своих сыновьях? Отметь ответ или запиши свой.

С гордостью

Хвастливо

С любовью

2.Подумай, которая из матерей самая счастливая. Отметь ответ.

Первая

Вторая

Третья

3.Допиши пословицу.

Землю солнце красит, а человека - …(труд).

5.Работа с рубрикой (Слайд 6)

– Собери пословицу из слов «мило», «дитя», «своё», «матери», «Всякой».

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Как вы  понимаете смысл пословицы?

- Какие пословицы вы знаете о семье?

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос (обсужде ние)

Работа в парах.Тренировочные упражнения

Фронтальный опрос

9.Обобщающая беседа

2мин

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

- Что хотел сказать нам автор?

 - Кому бы вы могли рассказать это произведение?

-Кто захотел прочитать и другие рассказы В. А. Осеевой?

- Где можно найти произведения В. Осевой?

Желающим познакомиться с её творчеством я советую взять в библиотеке и прочитать  и остальные её книги. (Слайд 7)

Отвечают на вопрос

Фронтальный опрос

9.Информация о домашнем задании

1мин

Стр.79-80 подробный пересказ (Слайд 8)

Записывают в дневник

10.Рефлексия

1мин

-Что было самым важным на уроке?

-За что ты хочешь похвалить себя или своего соседа по парте?

-Ребята, вы довольны своей работой?

Оценивают свою деятельность

11.Итог урока

1мин

- Ребята, как называется произведение? Кто автор?

- Чему учит нас это произведение?

- Что мы должны запомнить?(родителям необходимо помогать)

Выставление отметок.

обсуждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов

План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов . Презентация прилагается....

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...