Произведения о животных. М.М. Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик»
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Лемзякова Альбина Николаевна

План-конспект урока по литературному чтению (программа «Начальная школа 21 века», 1 класс, Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по литературному чтению

(программа «Начальная школа 21 века», 1 класс, Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.)

Тема урока: «Произведения о животных. М.М. Пришвин «Ёжик», Ю. Могутин «Убежал», Б. Заходер «Ёжик».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Цель: создание условий на уроке для целостного восприятия произведений М.М. Пришвина «Ёжик», Ю. Могутина «Убежал», Б. Заходера «Ёжик».

Задачи: предметные – способствовать развитию умения анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;  выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной и групповой деятельности;

Планируемые результаты: личностные УУД – содействовать проявлению своего отношения к произведению, оцениванию своей  учебной деятельности;  эмоционального восприятия художественного произведения и поступков литературных героев; осознанию социальной, практической и личностной значимости учебного материала, ценности совместной деятельности; способности к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.

метапредметные задачи – способствовать формированию универсальных учебных действий:

а) регулятивных –   принимать и сохранять учебную задачу; принимать установленные правила  с текстом; проявлять инициативу при ответе на вопросы и при выполнении заданий; выполнять самостоятельную работу в тетрадях по литературному чтению;

б) познавательных – совершенствование навыка выразительного чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить вопросы с содержанием произведения; умение подробно пересказывать;

в) коммуникативных – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.

Оборудование урока: учебник Ефросинина, Л.А., 1 класс; рабочая тетрадь, Ефросинина Л.А, 1 класс;  презентация к уроку.



Ход урока:

Этапы урока

Вре-мя

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы

1.Орг. момент

2-3 мин.

1.Проверяет готовность к уроку.

2. Речевая разминка

а) Постановка правильного речевого дыхания

- Представьте, что вы оказались на лугу. Перед вами полянка с уже белыми одуванчиками. Вы сорвали одуванчик. Теперь подуйте на него так, чтобы его семена-парашютики разлетелись далеко-далеко.

б) Развитие интонационной выразительности речи

Обратите внимание на доску. На ней написано стихотворение, я прочитаю его вам. Прочитала ли я с интонацией? А как нужно прочитать стихотворение? Какие строчки надо прочитать с вопросом, а какие с восклицанием? Подготовьтесь читать, изменяя громкость своего голоса и настроение.

Колкий с головы до ножек - 
Кто же это? 
Это 
ежик!
«Что несёте вы, сосед?»
«Две салфетки и обед!»

Радостно, грустно, удивленно.

Просит прочитать по ролям.

Показывают готовность к уроку.

Показывают правильную посадку.

Каждая строка читается разной интонацией.

Громкость речи помогает  передать наши чувства, выразить наше настроение, основную мысль высказывания.

Эмоц-ое вхождение в урок.

Работа над выр-тью речи

Слайд

Чтение по ролям

2. Повторение пройденного

материала

1-2 мин.

Предлагает вспомнить, что изучали на прошлом уроке (В.В. Чаплина «Мушка»).

- О чем это произведения?

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальный опрос.

3Самоопределение к деятельности: постановка цели и задач урока. Моти-вация учеб.
д-ти уч-ся

5 мин.

- Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать? Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчёлы собирают сладкий нектар и многое, многое другое. Давайте представим, что мы в лесу. Итак, приготовились.

Кто, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады отважный … (ёж).

- Ребята, вы наверно уже догадались, кто будет героем нашего урока?

- Кто мне подскажет тему нашего урока?

- Кто сформулирует цель нашего урока?

- Откройте учебник на стр.54, посмотрите, кто автор?

Портрет автора на слайде.

Формулируют тему, цель урока. (М.М. Пришвин «Ёжик»)

- Познакомиться с  новым   произведением Пришвина «Ёжик».

Слайд

Фронтальный опрос

4. Словар. раб.

1 мин.

ПРИКОСНУЛСЯ – дотронулся.

Отвечают, слушают учителя

Работа над трудными словами

5. Первичное чтение текста учителем

5 мин.

- Сейчас я прочу вам это произведение, а вы внимательно следите пальчиком за мной.

- Когда будете слушать, постарайтесь себе представить, что всё, о чём говорится, случилось с вами.

Выполняют поставленную задачу.

Слушание

6.Физ. минутка

1 мин

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри — это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре», 
С силой их к плечам прижать — это «пятя». 
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть». 

Выполняют физкульт. минутку.

7. Работа над произведением

20 мин.

1.Первичное  восприятие.

Рассмотрите иллюстрацию

− Чем понравился отрывок? Какую картинку нарисовало ваше воображение? Что удивило?

2.Чтение рассказа уч-ся.

Предлагает учащимся различные виды чтения. Организует работу по проверке понимания прочитанного. Упражняет учащихся в выразительном чтении. Предлагает  задания творческого характера.

– Кого автор встретил в лесу?

– Как произошла встреча?

– В чём автор принёс ежа домой? Зачем?

− Найдите в тексте ответы на них и прочитайте.

− Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это закончилось? Следовало ли это делать? Почему?

Вопросы по учебнику 1-3.

Работа в тетради, без  рисования и раскрашивания, стр. 30-31 (задание 1, 2).

Выразительное чтение рассказа.

− Прочитайте название (фамилию автора и заглавие).

Юрий Николаевич Могутин (род. 1 декабря 1937) — российский поэт и прозаик. Прославился благодаря сборникам стихотворений для детей. Писал и для взрослых.

Первичное  восприятие, учебник на стр. 55, самостоятельно читают

Вопросы  учебника: 1,2

- Какое это стихотворение? Объясните свой ответ.

Задание: (в паре)  Прочитать стихотворение друг другу, передавая настроение.

− Как автор относится к ёжику? Вызывает ли это стихотворение грусть? В каких словах слышится сожаление?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Работа в печатной тетради на стр. 31, упр. 1

- Что узнали о еже?

Борис Заходер «Ёж»,  учебник, стр. 56

Борис Владимирович Заходер –  советский и российский детский писатель, свои стихи Борис Заходер сочинял так, что любой, кто брал его книжку, не отложил её после одной сказки, а продолжал дальше и дальше. 

Просит прочитать произведение самостоятельно.

Вопросы  в учебнике 1,2, стр.56.

Выполнение заданий в тетради 1коллективно и  самостоятельно2,3, стр. 32-33.

Самопроверка заданий 2, 3 по образцу.

Подготовить чтение по ролям.

- Всё ли мы узнали про ёжика?

- Сейчас ребята нам прочитают.

1.Упражняются в четкости произношения и интонировании, разбирают значение непонятных слов.

2.Дети слушают выразительное чтение учителя, отвечают на вопросы для восприятия, высказывают отношение к услышанному. 

Учащиеся читают произведение, используют  предложенные учителем виды деятельности , работают над выразительностью чтения ,паузами, интонацией.

Выполняют задания творческого характера.

- Грустное.

Работа в паре.

Подчеркивают повторяющиеся слова, объясняя необходимость их использования.

- Ёж – дикое животное, которое не любит жить дома, ему нужна свобода.

Чтение у доски (попарно)

Уч.1 – о внешнем виде ежей

Уч.2 – о питании

Уч.3 –о жилище

Работа в парах

Фронтальный опрос

Слайд

Работа в паре

Самостоятельное чтение

Слайд

Слайд

Карточки

- По желанию, нарисуйте дома иллюстрацию к любому из произведений.

8.Итог урока. Рефлексия

5 мин.

- Скажите, с творчеством, каких писателей  сегодня познакомились?

- С каким произведением познакомились?

- Что вам понравилось на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- А что показалось трудным?

- Удалось вам сохранить хорошее настроение?

Оцените свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою д-ть на уроке.

СК: зеленая – у со всем справился, желтая – у меня возникали трудности, красная – мне было сложно справиться с заданиями.

Фронтальный опрос.

Самооценка.


О внешнем виде ежей

Ёж — животное небольших размеров. Его тело около  20—30 см, хвост — около 3 см,весит меньше килограмма.  Ушки небольшие. Морда вытянутая. Нос острый и влажный. У ежей острые зубки. Иглы у ежа короткие, не более 3 см. Голова и брюхо покрыты тёмными волосами.

О питании

Ёж — это всеядное животное. В основном питается насекомыеми, гусеницами, дождевыми червями, иногда мышами. Из растений может поедать ягоды и фрукты.

О жилище

Живут ежи в гнезде или других укрытиях.

Гнёзда строят в кустах, ямах, пещерах, заброшенных норах грызунов или в корнях деревьев. Обычно гнездо около 20 см, в нём находится подстилка изо мха, сухой травы или листьев.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Колкий с головы до ножек - Кто же это? Это ежик! «Что несёте вы, сосед?» «Две салфетки и обед !»

Слайд 3

Михаил Михайлович Пришвин

Слайд 4

Юрий Николаевич Могутин

Слайд 5

Борис Владимирович Заходер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения о животных Прочитай самостоятельно

"Лиса и журавль". Русская народная сказка.Б. Житков. Рассказы о животных.В. Дуров. "Мои звери"....

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

М. ПРИШВИН «ЁЖИК», Ю. МОГУТИН «УБЕЖАЛ», Б. ЗАХОДЕР «ЁЖИК».

Учить определять жанры и темы произведений, давать сравнительную характеристику героям, воссоздавать образы героев....

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

М.Пришвин "Ежик". Ю.Могутин "Убежал", Б.Заходер "Ежик", 1 класс

Конспект и презентация урока по чтению М.Пришвин "Ежик". Ю.Могутин "Убежал", Б.Заходер "Ежик", 1 класс...

Технологическая карта урока по литературному чтению "И.Жуков «Нападение на зоопарк».М.Пришвин «»Ежик». Ю.Моргутин «Убежал» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о животных, развития умений выражать свое отношение к героям произведения и произведению в...

Тема: Осознание понятий друг, дружба на примере произведений о животных. Произведения по выбору, например, удмуртская народная сказка «Мышь и воробей»

Цель: ознакомление учащихся с удмуртской сказкой.Задачи: развивать умение выразительно читать произведение; учить отвечать на вопросы;  обогащать словарный запас, воспитывать доброту; учить детей...