Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести "Детство"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Радостева Наталья Алексеевна

На уроке представлены приемы  работы с художественным текстом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Радостева Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ Курагинская СОШ № 7

Педагогический стаж – 14 лет

Высшая квалификационная категория

Урок литературного чтения. 4 класс

Тема урока: Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести «Детство»

Тип урока: освоение новых знаний и способов действий

Цель: расширение знаний обучающихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка  автобиографической повести «Детство».

Задачи:

Обеспечить  формирование навыка выразительного чтения прозаического произведения;

Развивать эмоции обучающихся, создавая ситуации удивления, радости;

Содействовать воспитанию ценностного отношения к семье и её традициям.

Планируемый  результат предметных умений:   обучающиеся получат возможность упражняться в выразительном чтении текста, получат  опыт драматизации, работы в малых группах.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Эмоциональный настрой.

Учитель: Ребята, посмотрите, какая сегодня замечательная погода! Какие вы сегодня нарядные! Я уверена, что многие из вас пришли на урок с необычным настроением. С каким? Скажите мне на ушко. (Подхожу к нескольким детям)

А к кому я не успела подойти – скажите свое необычное настроение в свою ладошку и спрячьте в кулаке. В конце урока мы о вашем настроении обязательно вспомним.

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

 На доске слова и понятия:

90 томов, Ясная Поляна, «Азбука», 1828 год, граф, школа, литература.

Задание: опираясь на оформление доски, определите о ком идет речь?

(о  Л.Н.Толстом).

Учитель: Кто из вас может рассказать о творчестве этого писателя?

(ответы детей).

Работа с текстом до чтения

Учитель: У Л.Н.Толстого есть замечательное произведение «Детство»

 А с чем у вас ассоциируется это слово?

Работа в малых группах

Задание: записать ассоциативный ряд к слову «детство»

Примеры ответов детей:

детство – папа, мама, я, братик, бабушка, дедушка, семья, вместе

детство – давно, тепло, родители, игрушки, воспоминания

детство – возраст, маленький, мама, сказки на ночь и т.д.

Каждая группа зачитывает получившийся ассоциативный ряд.

Учитель: А как Л.Н.Толстой понимал это слово – «детство»?

3. Построение проекта выхода из затруднения?

Учитель: Что нам нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Составление обучающимися плана

  1. Прочитать отрывок повести «Детство»
  2. Составить ассоциативный ряд к слову «детство» по произведению
  3. Обсудить личные мнения

Первичное чтение отрывка повести «Детство»

По ходу чтения осуществляется словарная работа (Данные слова могут быть представлены учителем, найдены детьми в процессе работы со словарями).

Maman – обращение к матери на французский манер

Дремота – полусонное состояние, в котором хочется спать, и глаза закрываются сами собой.

Лелеять – ласкать, нежить, холить.

Грёзы – мечты и сновидения, порожденные фантазией

Взоры – взгляды

Учитель: Какие эмоции вызвало у вас это произведение?

(ответы детей)

Задание: составление ассоциативного ряда к слову «детство» по данному произведению (выделение опорных слов)

Детство – невозвратимая пора, источник наслаждений, сон по вечерам, мамин шепот, щекотка, молитва перед сном, мечты.

Сравним наши ассоциации и то, что написал Толстой?

Почему получились разные понятия? От чего это зависит?

(ответы детей)

Учитель: Мы живем в другую эпоху, отличную от той, в которой жил Лев Николаевич. У нас может быть свое представление о детстве и семье, но ценности остаются те же самые – родители для ребенка во все времена являлись и являются главной ценностью и главной ассоциацией с детством.

4. Первичное закрепление

Учитель: Хотелось ли вам когда-нибудь попасть в прошлое?  Вы не поверите, но мы можем совершить такое путешествие!

Работа в малых группах

Задание: инсценировать отрывок повести Л.Н.Толстого «Детство» (Приложение 1)

Выступление групп детей с инсценировкой отрывков повести.

(Данный вид работы часто используется на уроках, поэтому после представления драматического опыта дети «награждают» своих одноклассников аплодисментами, что улучшает эмоциональный фон урока и снимает напряжение в процессе публичного выступления).

5. Самостоятельная работа

Учитель: Самым близким для нас является мама, папа, для кого-то бабушка или дедушка. А часто ли мы говорим им слова признательности и любви?  

Давайте сделаем для них подарок: напишем  письма  для самых любимых

( Впоследствии, эти письма были переданы родителям на классном родительском собрании, тема которого была посвящена семейным ценностям и традициям)

6. Рефлексия деятельности

А) Домашнее задание

Ответить на вопросы к тексту произведения, выучить наизусть отрывок прозаического текста.

Б) Итог урока

Учитель: Подведем итог урока с помощью предложений-подсказок:

Продолжите одну из фраз

Сегодня на уроке я узнал…

Меня сегодня удивило…

Я не знал, что…

Учитель: Теперь вспомните, какое настроение у вас было в начале урока? У кого оно осталось таким же? А у кого изменилось?  (Подхожу к нескольким детям и выслушиваю их варианты).

Кто хочет поделиться своим настроением со всем классом? («Выпускаем» эмоцию в виде воздушного поцелуя)

Урок оканчивается торжественным опусканием писем в почтовый ящик класса.

Приложение

Детство

(В сокращении)

           Счастливая,  счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить,  не  лелеять  воспоминаний  о  ней?  Воспоминания  эти освежают,  возвышают мою  душу  и  служат для  меня источником лучших наслаждений.

           Набегавшись  досыта,  сидишь,  бывало, за чайным столом, на своем  высоком  креслице;  уже  поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь   и  слушаешь.  И  как  не  слушать?  Maman  говорит  с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки   эти  так  много  говорят  моему  сердцу!  Отуманенными дремотой  глазами  я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась  вся  маленькая,  маленькая  -  лицо  ее  не  больше пуговки;  но  оно  мне  все  так  же ясно видно: вижу, как она взглянула  на  меня  и  как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не  больше  тех  мальчиков,  которые  бывают  в  зрачках; но я пошевелился  -  и  очарование  разрушилось;  я  суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

   - Ты опять заснешь,  Николенька,  - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх.

   - Я не хочу спать,  мамаша,  -  ответишь ей,  и неясные, но сладкие  грезы  наполняют воображение,  здоровый  детский  сон смыкает веки,  и  через минуту забудешься и  спишь до тех пор, пока не разбудят.  Чувствуешь,  бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще  во  сне  невольно  схватишь эту  руку  и  крепко,  крепко прижмешь ее к губам.

   Все  уже  разошлись;  одна  свеча  горит  в гостиной; maman сказала,  что  она  сама  разбудит  меня;  это  она присела на кресло,  на  котором  я  сплю,  своей  чудесной  нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!

   - Вставай,  моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не  стесняют ее:  она не  боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.

   - Вставай же, мой ангел.

   Она другой рукой берет меня за  шею,  и  пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением;  мамаша сидит подле самого меня;  она трогает меня;  я  слышу ее запах и  голос.  Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:

   -  Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей  грустной,  очаровательной  улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.

   - Так ты меня очень любишь?  -  Она молчит с минуту,  потом говорит:  - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не  будет  твоей  мамаши,  ты  не  забудешь ее?  не  забудешь, Николенька?

   Она еще нежнее целует меня.

   - Полно!  и не говори этого,  голубчик мой,  душечка моя! - вскрикиваю я,  целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз - слезы любви и восторга.

   После этого,  как,  бывало, придешь на верх и станешь перед иконами,  в  своем  ваточном халатце,  какое  чудесное чувство испытываешь,  говоря:  "Спаси,  господи, папеньку и маменьку". Повторяя молитвы,  которые в  первый раз лепетали детские уста

мои за любимой матерью,  любовь к  ней и  любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.

   После  молитвы  завернешься,  бывало,  в  одеяльце; на душе легко,  светло  и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое  счастие… Потом  любимую фарфоровую игрушку - зайчика  или  собачку  -  уткнешь  в  угол  пуховой  подушки и любуешься,  как  хорошо,  тепло  и  уютно  ей  там лежать. Еще помолишься  о  том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны  и  чтобы  завтра  была  хорошая  погода для гулянья, повернешься   на  другой  бок,  мысли  и  мечты  перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.

Фрагменты для инсценирования

1 группа

        Набегавшись  досыта,  сидишь,  бывало, за чайным столом, на своем  высоком  креслице;  уже  поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь   и  слушаешь.  И  как  не  слушать?  Maman  говорит  с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки   эти  так  много  говорят  моему  сердцу!  Отуманенными дремотой  глазами  я пристально смотрю на ее лицо, и вдруг она сделалась  вся  маленькая,  маленькая  -  лицо  ее  не  больше пуговки;  но  оно  мне  все  так  же ясно видно: вижу, как она взглянула  на  меня  и  как улыбнулась. Мне нравится видеть ее такой крошечной. Я прищуриваю глаза еще больше, и она делается не  больше  тех  мальчиков,  которые  бывают  в  зрачках; но я пошевелился  -  и  очарование  разрушилось;  я  суживаю глаза, поворачиваюсь, всячески стараюсь возобновить его, но напрасно. Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

2 группа

   - Ты опять заснешь,  Николенька,  - говорит мне maman, - ты бы лучше шел на верх.

   - Я не хочу спать,  мамаша,  -  ответишь ей,  и неясные, но сладкие  грезы  наполняют воображение,  здоровый  детский  сон смыкает веки,  и  через минуту забудешься и  спишь до тех пор, пока не разбудят.  Чувствуешь,  бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще  во  сне  невольно  схватишь эту  руку  и  крепко,  крепко прижмешь ее к губам.

3 группа

   - Вставай,  моя душечка: пора идти спать. Ничьи равнодушные взоры не  стесняют ее:  она не  боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.

   - Вставай же, мой ангел.

   Она другой рукой берет меня за  шею,  и  пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением;  мамаша сидит подле самого меня;  она трогает меня;  я  слышу ее запах и  голос.  Все это заставляет меня вскочить, обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать:

   -  Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю! Она улыбается своей  грустной,  очаровательной  улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.

   - Так ты меня очень любишь?  -  Она молчит с минуту,  потом говорит:  - Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не  будет  твоей  мамаши,  ты  не  забудешь ее?  не  забудешь, Николенька?

   Она еще нежнее целует меня.

   - Полно!  и не говори этого,  голубчик мой,  душечка моя! - вскрикиваю я,  целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз - слезы любви и восторга.

4 группа

   После этого,  как,  бывало, придешь на верх и станешь перед иконами,  в  своем  ваточном халатце,  какое  чудесное чувство испытываешь,  говоря:  "Спаси,  господи, папеньку и маменьку". Повторяя молитвы,  которые в  первый раз лепетали детские уста

мои за любимой матерью,  любовь к  ней и  любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Этот урок является итоговым по теме:  "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

конспект урока "Тема семьи в творчестве Л.Н.Толстого на примере отрывка повести "Детства"

Конспект урока представлен в технологической карте с указанием формируемых УУД...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 1 часть». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 2 часть». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 2 частью.Планируемые резьутатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова «...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 3 часть». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 3 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...