Открытый урок по литературному чтение "А.С. Пушкин "Зимний вечер"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пустовая Виктория Сергеевна

Метолическая разработка,открытого урока по литературному чтению для 3 класса по теме А.С. Пушкин "Зимний вечер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.rar1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимний вечер».

Вид урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: проблемно-поисковая.

Система обучения: развивающая.

Цель урока: 

  • добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.

Задачи:  

образовательные: 

  • продолжить знакомство учеников с творчеством писателя;
  • познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;
  • показать своеобразие пейзажной лирики А.С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;

развивающие: 

  • содействовать развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, навыков самоконтроля и самооценки;
  • развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
  • развивать познавательные  интересы детей; 
  • отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;

воспитательные: 

  • формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа;
  • воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;
  • воспитывать ответственность за выполненную работу.

УУД:

Предметные результаты

Ученик научится:

  • понимать смысл стихотворения;
  • понимать настроение лирического героя.
  • Ученик получит возможность научиться:
    навыкам выразительного чтения лирического текста;
    сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • знания основных моральных норм поведения,
  • представления о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа.
  • Ученик получит возможность для формирования:
    первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
    представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Регулятивные результаты

Ученик научится:

  • оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
  • первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.

Познавательные результаты

Ученик научится:

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
    анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
  • осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • воспринимать смысл небольшого текста;
  • соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:

  • иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Ученик получит возможность научиться:

  • принимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить понятные высказывания;
  • задавать вопросы.

Методы и приемы:

  • методы словесной передачи информации и слухового восприятия (приемы: информационный рассказ, беседа);
  • методы передачи информации с помощью практической деятельности учащихся (выполнение практической работы);
  • методы наглядной  передачи информации и зрительное восприятие (приемы: показ компьютерной презентации);
  • метод музыкального обобщения и систематизации.

Формы организации на уроке: групповая, работа в парах, индивидуальная.

Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, ИЗО.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Дидактический материал: карточки, выставка книг произведений А.С. Пушкина, картина Н.Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина».  

2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, аудиозапись пьесы П.И. Чайковского «Январь. У камелька» (из альбома «Времена года»), аудиозапись романса Яковлева «Зимний вечер»

I. Организационный момент

- Ребята! Для того, чтобы всё у нас получилось на уроке, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу.

II. Психологический настрой

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

III. Начало урока

1. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё на этом уроке получится.

- Вы готовы начать урок?

2. Актуализация опорных знаний

Слайд 2 Портрет Пушкина.

-Вы узнали этого поэта?     ( Пушкин)

- С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные  сказки, стихи, созданные Пушкиным.

III. этап.    Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения. (Цель: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа)  

- А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был  Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой? И первое свое стихотворение он написал в 6 лет на французском языке, которое в переводе звучит так:

Скажите мне, почему "Похититель"
Освистан партером?
Увы, потому что бедный автор
Похитил его у Мольера.

Слайд 3. Портрет Пушкина-ребенка.

-Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни.

- Кто знает, как звали няню поэта?     (Арина Родионовна)

- Верно. Это- Арина Родионовна.

Слайд 4. Портрет няни.

-Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Александра Сергеевича Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её  своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. (Слайд 5.)

Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время.

Слайд 6. Картина Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина» 

-        На этой картине художник Николай Николаевич  Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском.

-        Кого вы видите на картине?       (Пушкина, няню и друга)

-        Согласна с вами. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья  общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу.

-        Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной   собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. Русский писатель Иван Сергеевич Аксаков так пишет про няню Пушкина:

           Слайд 7.              Так вот кто первая вдохновительница,

                                        первая муза первого истинно русского

                                        поэта, это – няня…

                                        Да будет же ей, этой няне, от лица

                                        русского общества вечная благодарность.

                                                                                               И.С.Аксаков.

  • Кто такая муза? В греческой мифологии богиня – покровительница искусств и наук. В данном случае – это источник поэтического вдохновения, или само- вдохновение, творчество.
  • Почему Аксаков назвал няню музой и вдохновительницей поэта?  (Потому что она показала путь к творчеству и сама рассказывала стихи, сказки). 

-     А за что он благодарит няню?    (ответы учащихся)

  • Действительно: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки;
  • для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей;
  • она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту;
  • няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа;
  • от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.

В одном из стихотворений Пушкин писал:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы, и  былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

- Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки (Слайд 9).    Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер».

IV. Восприятие новых знаний. (Цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.)    

Чтение стихотворения учителем «Зимний вечер».

«Зимний вечер» Александр Пушкин Слайд 10

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей.

  1.  Проверка первичного восприятия стихотворения.
  • Понравилось ли вам стихотворение?       (Понравилась)
  • Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?    (Чувство грусти, печали)
  • От чьего имени ведется рассказ?     (от имени автора)
  • Какое настроение у рассказчика?    (грустное)
  • Сегодня мы попробуем открыть для себя секреты, которые помогут нам выразительно читать стихотворение. Но мы знаем, прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя,  определить ритм, рассмотреть рифму.

Слайд 11.       Словарно- лексическая работа. Записаны слова и словосочетания:

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы.

Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.

Кровля обветшалая – очень плохая крыша.

Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.

Веретено – приспособление для прядения.

  4. Слушание романса «Зимний вечер» Слайд 12

  • Лицейский друг Пушкина Михаил Лукьянович Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился красивый романс. (Звучит запись романса)
  • Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?    (да)
  1. Чтение текста  стихотворения с анализом

В данном стихотворении 4 строфы. Кто знает что такое строфа?

Строфа (от греч. strophe — кружение, оборот) — сочетание двух или нескольких стихотворных строк, объединённых или системой рифм и общей интонацией, или только общей интонацией, обычно повторяющееся в стихотворении.

Подумайте на сколько частей можно его разделить.

Д. Стихотворение можно разделить на 4 части.

В каждую строфу вошло 8 строк. Это восьмистишье.- строфа с 8-ю стихотворными строками.

- 1 часть Слайд 13

  • С чем автор сравнивает бурю. (Со зверем: «То, как зверь она завоет…»; С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»;  С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит»)
  • Автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы. Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства. Такое описание зимнего вечера не случайно       (Природа тоже, как живое  существо, сочувствует героям произведения)

-2 часть. Слайд 14

  • О ком говорит автор в этой части? К кому обращается?            (О няне)
  • Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.     («Моя старушка», «Мой друг»)
  • Какое настроение у автора?         (Грустное)
  • Какими словами в тексте автор передаёт это настроение?       («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»).

-3 часть. Слайд 15

  • Найдите слова, которыми поэт обращается к няне.        («Добрая подружка»)
  • Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?          (Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей»)

4 часть. Слайд 16

  • Обратите внимание на 4 строфу стихотворения во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые

В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении, в ссылке, вдали  от друзей и родных.

5. Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка. Занимай свои места!

Шаг на месте левой, правой! Раз-два, раз-два!

Прямо спину все держите и под ноги не смотрите!

Раз-два, раз-два!

Руки дружно разведите - раз-два, раз-два!

Друг на друга посмотрите  - раз-два, раз-два!

Опустите руки вниз - и за парту все садись!

V этап.   Формирование умений и отработка навыков  (Цель: Обобщить и закрепить полученные знания)      

  1. Обобщающая беседа.
  • Итак, автор написал данное произведение, чтобы рассказать о своих чувствах,  поделиться с читателем своими переживаниями. Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.
  • Стихотворение написанное о чувствах человека называется лирическим.
  1. Пишим о доме! Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного поработать, и почувствовать себя поэтами, творцами. Ведь каждый из нас, я глубоко в этом уверена талантлив по своему. Дети работают, затем зачитывают 2-3 работы.

 3.    Но ведь не только словами можно выразить, передать, свои чувства, мысли, переживания, тоску о ком или о чем либо, но и при помощи музыки. Ведь музыка это великая вещь, сейчас вы прослушаете   отрывок из музыкального альбома великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «У камелька».

Словарная работа: Слайд 12.     Камелёк – это небольшой камин, очаг для обогревания.

Слушание произведения с закрытыми глазами.

-Представьте холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, идет сильный снег, который стучит в окно, а в помещении горит огонёк и согревает  своим теплом душу человека, который сидит у камелька и думает о самом дорогом, родном и близком своему сердцу.

  3.   Прослушав пьесу, дети обмениваются впечатлениями о характере музыкального произведения и делают вывод, что рассказать о своём настроении и чувствах можно передать и при помощи музыки.

 4.   Выразительное чтение стихотворения учениками.

VI этап.  Оценка учебных достижений, подведение итогов урока.  Рефлексия. (Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке)      

Вывод.

2. Обобщающая беседа по вопросам

- С каким произведением поэта познакомились? («Зимний вечер»)

- Что же нового мы сегодня узнали о жизни и творчестве Пушкина?

- С какими музыкальными произведениями мы познакомились?

-Какие новые слова узнали на уроке? (буря,мгла, вихрь, кровля обветшалая, ветхая лачужка, веретено)

        2.  Оценки.

   3.  Домашнее задание:

      1)  выучить стихотворение «Зимний вечер».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

Учебные материалы (конспект урока, презентация к уроку, приложение) к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин "Лебёдушка"".

В предоставленном материале содержатся: конспект урока, презентация, приложение к открытому уроку по литературному чтению в 4 классе на тему: "Сергей Есенин. Лебёдушка"....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...

Зимний вечер А.С.Пушкин (открытый урок по литературному чтению)

Зимний вечер А.С.Пушкин  (открытый урок по литературному чтению)...