Рабочая программа по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс.
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Бедная Людмила Викторовна

Рабочая программа  по предмету "Чтение и развитие речи " 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_chtenie_i_razvitie_rechi.docx58.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказа Министерства образования Российской Федерации от 19декабря 2014 г. №1599 и на основе  примерной  адаптированной  основной  общеобразовательной программы  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

 Цели:

1. научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

2.повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

3. научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

Задачи:

•        Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

•        Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова;

•        Воспитание интереса к чтению и книге,  обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Общая характеристика учебного предмета.

   Уроки чтения  и развития  чтения имеют большое  значение во всей системе учебно - воспитательной работы школы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями .

   Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения и развития речи последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения.

    На уроках чтения и развития речи в младших классах школы  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями дети  получают элементарные сведения о природе и обществе, которые служат основой формирования у них материалистического мировоззрения.

    Чтение  и развитие речи является могучим средством общественно - политического , нравственного и эстетического воспитания.

       Предмет « чтение и развитие речи» дает богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку.

           Уроки чтения и развития речи  в младших классах – это база, на которой строится все обучение, это основа для дальнейшего развития ученика.

             Уроки чтения и развития речи  в младших классах для обучающихся с интеллектуальными нарушениями организуются как объяснительное чтение и ставят перед собой задачи развития у учащихся навыков сознательного,  правильного, беглого и выразительного чтения, сообщения первоначальных сведений о природе и обществе, а также нравственного и эстетического воспитания учащихся. Объяснительное чтение предполагает обучение умению соблюдать паузы в интонации, логическое ударение, интонацию прямой речи. Уделяется  большое внимание разбору содержания текста, раскрываются и уточняются понятия, выясняется значение отдельных слов. Обращается  внимание на характер и речь персонажей. При разборе содержания , объяснении незнакомых слов  демонстрируются картины, предметы, муляжи, макеты, кинофильмы и другие средства наглядности.

   Значительное место на уроках объяснительного чтения занимает неоднократное перечитывание текста и его частей. Обучение чтению школьников младших классов с интеллектуальными нарушениями является наиболее  трудным разделом обучения языку.

  Уроки чтения и развития речи  проводятся по – разному во втором и третьем - четвертом классах. Рассказы в учебнике для второго класса значительно проще по языку, построению, содержанию, но даже короткие и простые рассказы учитель нередко должен делить на части, так как обучающимся второго класса бывает трудно охватить все содержание рассказа. После разбора каждой части  рассказ прочитывается в целом, проводится обобщающаяся беседа по содержанию, учащиеся подводятся к пониманию основной мысли прочитанного. Перед чтением каждой новой части учитель ставит вопрос, направляющий их внимание на ее содержание и главную мысль. В третьем - четвертом классах, где учащиеся читают художественные произведения больших размеров,  с более серьезным содержанием , методика работы приближена к методике работы разбора художественных произведений в начальной школе.

       Наряду с художественными произведениями в круг чтения младших школьников  входят и научно- популярные статьи, которые не только читаются и разбираются, но и изучаются, в результате чего учащиеся получают определенные знания и умения, полезные советы, инструкции.

        После завершения работы над очередной темой проводится обобщение пройденного к каждой теме. Учитель, заранее, подбирает произведения для дополнительного внеклассного чтения. Обобщению и повторению прочитанного помогают вопросы, имеющиеся в учебнике.

     В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение,  объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.

    В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ. Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.  Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание

содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.

Исходя из особенностей обучающихся в рамках предмета решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:

       -развитие артикуляционной моторики;

-формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;

-развитие высших психических функций;

-коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

-развитие речи, владение техникой речи;

      -расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

       -коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

            Реализация программы осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями . Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровневого обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода, а также  присутствие  эмоционально- благоприятного климата в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные виды помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.

При реализации программы используются следующие технологии обучения:

  • Технология проблемного диалога;
  • Технология оценивания образовательных достижений;
  • Здоровьесберегающие технологии обучения;
  • Игровые технологии;
  • Технологии дифференцированного и индивидуального подхода;
  • Технология развития критического мышления.

    Используемые типы уроков: урок-открытия нового знания, урок-исследование, урок комплексного применения общеучебных умений, актуализация общеучебных умений, урок систематизации и обобщения, комбинированный урок.

  Осуществление возможной внеурочной деятельности по предмету достигается за счет участия в предметных неделях, участия в олимпиадах, предметных викторинах и конкурсах.

Основными формами и видами контроля являются:

  • Текущий и тематический  в форме устного, фронтального опроса, творческие задания.
  • Итоговый контроль - за четверть и по итогам года.

Место учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно учебному  плану КОУ ВО «Бутурлиновская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»  учебный предмет   «Чтение и развитие речи »  относится к части , формируемой участниками образовательных отношений для увеличения учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части.

Сроки изучения  учебного предмета -4 года.

Кол-во часов на изучение предмета в 4 классе - 1 час в неделю.

Кол-во учебных недель -34.

Кол-во часов на изучение в 4  классе за учебный год- 34 часа.

Кол-во часов на изучение  предмета на весь период обучения -135 часов.

Личностные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

•        Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

•        Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

•        Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.

•        Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений.

•        Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья».

•        Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

•        Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо).

•        Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, строитель, швея, плотник.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

•        осознанное и правильное чтение текста вслух  и про себя  целыми словами;

•             ответы на вопросы  учителя по прочитанному тексту;

•        определение основной мысли текста после предварительного его анализа;        

•        использовать знако-символические средства с помощью учителя;

•        участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

•        пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

Достаточный уровень:

•        чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

•        ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

•        определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

•        чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

•        определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

•        чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

•        пересказ текста полностью и выборочно;

•        выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Программа  формирования  базовых  учебных  действий  (БУД)  обучающихся  с  умственной  отсталостью  реализуется  в начальных (1-4) и  старших (5-9) классах. Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная  цель  реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как  субъекта  учебной  деятельности,  которая  обеспечивает  одно  из  направлений  его  подготовки  к  самостоятельной  жизни  в

обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Задачами реализации программы являются:

-  формирование мотивационного компонента учебной деятельности;

- овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;

- развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

    Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию  и  коррекции  мотивационного  и  операционного  компонентов  учебной  деятельности,  т.к.  они  во  многом  определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Функции базовых учебных действий:

-  обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

-  реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

-  формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;

-   обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Состав базовых учебных действий:

1.  Личностные учебные действия  обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2.  Коммуникативные  учебные  действия  обеспечивают  способность  вступать  в  коммуникацию  со  взрослыми  и  сверстниками в процессе обучения.

3.  Регулятивные учебные действия  обеспечивают успешную работу на  любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4.  Познавательные учебные действия  представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для  усвоения  и  использования  знаний  и  умений  в  различных  условиях,  составляют  основу  для  дальнейшего  формирования логического мышления школьников.

Умение  использовать  все  группы  действий  в  различных  образовательных  ситуациях  является  показателем  их сформированности.   С  учетом  возрастных  особенностей  обучающихся  с  умственной  отсталостью  базовые  учебные  действия

рассматриваются на различных этапах обучения.

Регулятивные УД:

•         Входить и выходить из учебного помещения со звонком.

•         Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения).

•         Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

•         Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место самостоятельно.

•         Корректировать выполнение задания в соответствии с планом самостоятельно.

Познавательные УД:

•         Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов самостоятельно.

•         Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски  самостоятельно.

•              Уметь слушать и отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные УД:

1.         Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2.         Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3.         Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.         Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УД:

1.         Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2.         Ценить взаимопомощь и взаимоподдержку  друзей.

3.         Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4    Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения дома, в школе, на улице и на транспорте .

Содержание учебного предмета.

Содержание чтения. Произведения  устного народного творчества ( пословицы, скороговорки, загадки, потешки , заклички , песни, сказки, былины).Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения.статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.

 Примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к  животным, к труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле.

Жанровое разнообразие:  сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Навык чтения. Осознанное , правильное  чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

  Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

Работа с текстом.  Выделение главной мысли произведения, осознание  последовательности , причинности и смысла читаемого . Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

 Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц , оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

Развитие устной речи. Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

     Заучивание наизусть стихотворений, басен.

Внеклассное чтение. Чтение доступных  детских книг из школьной библиотеки и детских  газет, журналов; название заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. 

Тематическое   планирование по предмету «Чтение и развитие речи» 4 класс

34часа в год  (1ч. в неделю)

                                                  

Наименование разделов и тем

Количество  часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

всего

1

«Будем делать хорошо и не будем -  плохо».

5

5

2

« Листья пожелтелые по ветру летят».

4

4

3

«Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно».

3

3

4

«Зимние узоры».

         4

1

5

5

« Люби все живое».

4

4

6

« В стране чудес».

2

2

7

«В окно повеяло весною…»

3

3

8

Тема раздела: « О труде и трудолюбии».

8

8

Итого:

9

7

10

8

34

КРИТЕРИИ И  НОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Система оценки достижения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы.

   ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит чёткие требования к системе оценки.

       

Система оценки достижения обучающихся с лёгкой  умственной отсталостью планируемых результатов освоения АООП решает следующие задачи:

      *закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

     *ориентирует образовательный процесс на духовно - нравственное развитие и воспитание обучающихся;

     *обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП, позволяет вести оценку предметных и личностных результатов;

     *предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

     *позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Система оценки результатов опирается на следующие принципы

  1.  Дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью.

  1.  Динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.
  2. Единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП, что обеспечивает объективность оценки результатов.

          Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки - оценка результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) - школьный психолого – медико - педагогический консилиум, как основная форма работы участников экспертной группы. Состав консилиума включает педагогических и медицинских работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, врача психиатра, педиатра).

Система оценки распространяется на личностные и предметные результаты освоения АООП  и разработана в соответствии с требованиями к структуре АООП и результатам освоения адаптированной основной образовательной программы (АООП) ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

В  прежних условиях обучения оценивались главным образом знания. Остальные компоненты содержания образования – умения, эмоционально – ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. В соответствии  с введением ФГОС  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) система оценки  образовательных достижений обучающихся чётко привязывается к планируемым результатам.

При оценке личностных результатов диагностируется сформированность внутренней позиции ребёнка, которая проявляется в эмоционально – ценностных отношениях к себе и окружающему миру. Понятно, что каждый педагог не оставляет без внимания как нравственные или напротив безнравственные суждения и поступки  воспитанников. Оценка (но не отметка) проявляется в словесной характеристике: если нравственный поступок: ты поступил правильно, ты молодец. (Гуров С. –тушение пожара),  безнравственные поступки тоже анализируются и, как правило лучше осознаются, когда с обучающимся разбирается его поступок индивидуально. (Гусак В.) В процессе  оценивания обучающийся ставится в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации.. При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить в форме не представляющей угрозы личности и психологической безопасности ребёнка.

Критерии оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (оценка продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями).

Программа системы оценки также включает:

  1. Перечень личностных результатов, критериев оценки жизненной компетенции обучающихся;
  2. Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Овладение  социально -бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Сформированность  социально-бытовых умений в домашних условиях

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого

Способность обращаться за помощью  при формировании социально – бытовых умений.

Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно.

Сформированность социально -бытовых умений в ближайшем окружении (в школе, во дворе )

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого

Способность обращаться за помощью  при формировании социально – бытовых умений.

Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно

Сформированность  социально – бытовых умений в более широкой жизненной ориентации (в социуме)

Способность применять социально бытовые умения под руководством взрослого

Способность обращаться за помощью  при формировании социально – бытовых умений.

Способность применять социально – бытовые умения самостоятельно

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий

сформированность

навыков коммуникации со взрослыми

способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

сформированность  навыков коммуникации со сверстниками

способность инициировать и поддерживать коммуникацию сверстниками

способность применять адекватные способы поведения в разных ситуациях

способность обращаться за помощью

владение средствами коммуникации

способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации

адекватность

способность правильно применить ритуалы

применения ритуалов

социального взаимодействия согласно ситуации

социального

взаимодействия

3) Систему бальной оценки результатов

Балл

Характеристика  продвижений

1

    0 баллов

Нет продвижения

2

1 балл

Минимальное продвижение

3

 2 балла

 Среднее продвижение

4

3 балла

 Значительное продвижение

  Для оценки сформированности  каждого критерия можно использовать систему оценки:

0- баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1- балл — обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2- балла — обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога.

Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

3 - балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога;

4- балла — обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога;

 5 - баллов — обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти  не нуждается.

Балльная система оценки позволяет объективно оценивать промежуточные и итоговые достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности БУД у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.

4)    документ, в котором отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося.

Результаты оценки личностных достижений ориентированы на динамику целостного развития ребенка. ( и могут отслеживаться через систему мониторинга, дневники наблюдений, портфолио достижений обучающихся).

Критерии оценки предметных результатов на основе индивидуального и дифференцированного подхода (оценка овладения содержания каждой образовательной области)

Оценка  данной группы результатов начинается со второго полугодия  2-го класса,  когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные  навыки чтения,  письма и счета.  Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся,  и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса используется качественная оценка деятельности обучающегося через словесное и эмоциональное поощрение.          

                                                                                             

    Ожидаемые результаты обучения на данном этапе:

    *появление значимых предпосылок учебной деятельности, способность к ее осуществлению под непосредственным контролем педагога.

•        развитие определенной доли самостоятельности во взаимодействии с педагогом и одноклассниками.

Оценка достижения предметных результатов базируется на:

  • принципах  индивидуального подхода
  • принципе  дифференцированного подхода.

Балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний и ориентирована на следующие критерии:

соответствие / несоответствие усвоения научных знаний и использование их в практике (полнота и надежность знаний).

«верно» / «неверно» усвоенные предметные результаты с точки зрения достоверности, свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления.

Прочность усвоения знаний  (удовлетворительные;  хорошие  и очень хорошие (отличные).

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися  разных видов заданий, требующих верного решения:

по способу предъявления (устные, письменные, практические);

по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Мониторинг итоговой оценки достижения планируемых результатов в реализации АООП

«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

«хорошо» — от 51% до 65% заданий,

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Здесь мы ориентируемся на балльную систему оценки: 3, 4, 5.  (1, 2 не выставляются, так как такие баллы не приемлемы в обучении детей с У/О. Каждый педагог обязан подобрать задание в соответствии с интеллектуальными возможностями обучающегося.

Специальная  школа  для обучающихся с ОВЗ  не дает цензового образования, ее основной задачей является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Педагоги мотивируют обучающихся на ситуацию успеха, создают комфортную обстановку, сберегают психологическое здоровье детей, стимулируют и поощряют работу  обучающихся независимо от степени усвоения учебного материала.

Оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки.

          Планируемые результаты служат нормативной базой одновременно и для различных оценочных процедур,        и для определения содержания и организации образовательного процесса.

Содержательный контроль и оценка предметных результатов обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета обучающимся  и не допускает сравнения его с другими детьми.

Виды и формы контрольно-оценочных действий обучающихся и педагогов

Основные виды контроля:

по месту в процессе обучения:

текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

по содержанию:

прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

пооперационный     контроль,     управляющий     правильностью,     полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-        контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

- по субъектам контрольно-оценочной деятельности:

внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

К главным критериям, самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки относятся следующие:

усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие образовательной программы школы, составленной на базе основных общеобразовательных программ, учитывающих особенности психофизического развития и возможности обучающихся с нарушениями развития интеллектуальной деятельности.

-        сформированность УУД (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу).

развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания.

№/ п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Стартовая

(входная)

работа

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует

коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

Фиксируется учителем в электронном журнале и автоматически в электронном дневнике учащегося, отдельно задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в разноуровневой шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника с интеллектуальными нарушениями.

2.

Диагноста

ческая

работа

Проводится на входе и выходе темы при освоении способов

действия/средств в учебном предмете. Количество работ зависит от количества учебных задач.

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи.

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и также не влияют на дальнейшую итоговую оценку школьника с интеллектуальными нарушениями.

3.

Контрольно-

обощающий урок

Не более одного раза в месяц

Направлен, с одной стороны, на возможную коррекцию результатов предыдущей темы обучения, с другой стороны, на

параллельную отработку текущей изучаемой учебной темы. Задания составляются на три уровня.

Учитель проверяет и оценивает выполненные учащимися задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения в зависимости от психофизических особенностей учащихся.

4.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля - май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на

Оценивание отдельно по уровням. Сравнение результатов входной и

Оценке не подлежит:

  • темп работы учащегося с нарушением интеллекта;
  • личностные качества;
  • своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.)

Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.

Конечная цель обучения - формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности

№/ п

Вид КОД

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

проверку не только знаний, но и развивающего эффекта обучения.

итоговой работы.

5.

Предъявл ение

(демонстр ация) достижен ий

ученика за год.

Май месяц

Учитель и ученик (в зависимости от психофизического состояния и особенностей личности ребенка) демонстрирует портфолио, презентацию или др. формы.

В портфолио, презентации и др. представлены личностные достижения учащегося за учебный год.

6

Монитори нг

«Динамик а развития личности»

2 раза в год Сентябрь, апрель

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным оценочным листам, сравнительным анализ по графическим схемам, диаграммам.

Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися ООП являются достижения в предметных грамотностях (компетентностях) и ключевых компетентностях при освоении основной образовательной программы школы, необходимых для продолжения образования.

В итоговой оценке реализации ООП выделяются отдельно (независимо друг от друга) три составляющие:

результаты текущего (формативного, промежуточного) оценивания, отражающие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП;

результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых культурных предметных способов действий/средств, необходимых для продолжения образования на следующем шаге;

внеучебные достижения школьников.

Все материалы по итогам образования в школе оформляются в форме дневника.

Показатели адекватной оценки сформированных знаний у обучающихся с нарушениями развития интеллекта.

Логика и содержание проверочных и контрольных работ, итоговых учебных мероприятий складывается из разных типов заданий, чем больше верно выполненных заданий от общего объема работы, тем выше показатель надежности знаний у ребенка, что дает основание оценивать знания как удовлетворительные, хорошие, очень хорошие (отличные).

Показатель, наиболее соответствующий адекватной оценке сформированных знаний у учащихся с нарушениями в развитии интеллекта в нашей школе определяется в соответствие со следующими группами учащихся:

Первая группа (примерно 10 - 15 % учащихся) - в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоение программного материала

Вторая группа (примерно 25 - 30 % учащихся) - имеют более замедленный темп усвоения учебного материала, реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как  самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требования программы они справляются.

Третья группа (примерно 35 - 40 % учащихся) - отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, при списывание текстов и выполнении других заданий. (Как правило эти ученики обучаются по упрошенной программе по всем предметам).

Четвертая группа (примерно 10 - 15 % учащихся) - занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание тех или иных предметов для них не доступно. Обучение таких детей в нашей школе направлено на их социальную поддержку и осуществляется в классах со сложной структурой дефекта

Соответственно названным группам, около 45 % учащихся способны освоить базовый уровень знаний и относятся к 1 уровню освоения содержания программы, 35 % -минимально необходимый (сниженный) (2 уровень), а 20 % учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений (5 уровень).

Количественная характеристика знаний, умений, навыков определяется на основе проверочных работ по предмету. Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Оценка «удовлетворительно» - выполнено от 35 % до 50 % заданий.

Оценка «хорошо» - выполнено от 50 % до 65 % заданий.

Оценка «очень хорошо» (отлично) - выполнено свыше 55 % заданий.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

IV класс

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.

Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.

В любом случае, организуя итоговую (контрольную) проверку знаний школьников с нарушениями развития интеллекта, мы исходим из достигнутого минимального уровня и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы учебную и практическую деятельность обучающихся, так как никакие нормированные стандарты и критерии не возможно с максимальной точностью «примерить» к ребенку с интеллектуальным дефектом.

Учебно-методическое

и материально-техническое обеспечение

 образовательного процесса

1.Средства обучения:

2. Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2.Телевизор.

2.Рекомендуемая учебно-методическая литература:

1.Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы.М. «Просвещение» 2013 год.

2.УчебникС.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева«Чтение 4 класс »Санкт-Петербург, Просвещение 2012г.

3.Дополнительная литература:

Для учителя

  1. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». -  М.,2010.
  1. Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.

3.ЗахароваВ.В., КрутковскаяН.Л. «Поурочные разработки по литературному чтению».

  1. Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.
  2. Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.
  1. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение, 2010.
  1. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  1.  Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.
  1. «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.

Для обучающихся

Учебник С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева «Чтение 4 класс »Санкт-Петербург, Просвещение 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Развитие речи для 2 класса

  Программа предполагает самостоятельный подбор учителем речевого и литературного материала, творческий подход к организации занятий в целях максимального развития речевой деятельнос...

Рабочая прогамма по курсу "Развитие речи" 2 класс

Данна рабочая программа раработана для учиелей начальных классов, педагогов дополнительного образования.используется во внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В....

Рабочая программа к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы) с 1-4 класс

Рабочая программа по русскому языку к курсу "Развитие речи"(Умники и умницы),кружок...

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для учащихся 1 класса

Рабочая программа  учебного предмета «Развитие речи» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы ...

Рабочая программа кружка "Школа развития речи", 3 класс

Рабочая программа курса "Школа развития речи составлена к курсу Соколовой "школа развития речи. Включает в себя тематическое планирование и пояснительную записку....

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...